12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бондарева Татьяна Алексеевна20
Бондарева Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания. В школе работаю уже 31 год. Имею высшую категорию
Россия, Ростовская обл., Шахты

Автор: Бондарева Татьяна Алексеевна,

учитель истории и обществознания высшей категории

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Ростовская область

город Шахты

Методические рекомендации «Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания как важнейшее условие развития талантливых детей»

Тезис. В современном образовании все больше уделяется внимания развитию индивидуальных способностей обучающихся и стимулированию их творческого потенциала. Проектно-исследовательская деятельность позволяет индивидуализировать обучение, что особенно важно для развития талантливых детей. Умение анализировать информацию, работать в команде, принимать решения — это является ключевыми навыками, которые развиваются через проектную деятельность. Эти навыки необходимы для успешной адаптации в современном мире. Методические рекомендации показывают возможности использования проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности для обеспечения качественного образования, для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей обучающихся. В работе приведена классификация проектов, а также возможности применения различных видов проектов на уроках истории и обществознания, во внеурочное время.


                                             Пояснительная записка

Педагогический проект направлен на использование проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время, способствующий развитию личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованные на современных этапах.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Современные условия развития общества требуют от российского образования воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава. Современному обществу необходима личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию, способная самостоятельно и творчески мыслить, обладающая чувством личной ответственности и высокими нравственными качествами обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Актуальность проекта. В современном образовании все больше уделяется внимания развитию индивидуальных способностей обучающихся и стимулированию их творческого потенциала. Проектно-исследовательская деятельность позволяет индивидуализировать обучение, что особенно важно для развития талантливых детей. Умение анализировать информацию, работать в команде, принимать решения — это является ключевыми навыками, которые развиваются через проектную деятельность. Эти навыки необходимы для успешной адаптации в современном мире. Проектно-исследовательская деятельность подразумевает использование современных информационных технологий для поиска и анализа информации, что соответствует требованиям цифровой эпохи. В современном мире критическое мышление становится всё более важным. Проекты по истории и обществознанию позволяют учащимся критически оценивать информацию, анализировать источники и формировать собственное мнение. Проектная деятельность предоставляет обучающимся возможность проявить свою творческую индивидуальность, предлагая решения проблем и задач самостоятельно. Работа в группе над проектом требует от обучающихся умения общаться, слушать мнения других, договариваться и решать конфликты. Это развивает социальные навыки, которые важны для успешного взаимодействия в обществе. Он не только соответствует современным требованиям к обучению, но и способствует развитию талантов и потенциала каждого ученика.

Проект актуален для МБОУСОШ №21г.Шахты тем, что реализуется в рамках Программы развития школы и разработан с учетом образовательной среды школы.

Инновационность проявляется в нескольких аспектах:

В том, что он реализуется через авторскую программу, направленную на внедрение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов, на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности обуючащихся.

Вместо традиционной передачи информации учителем обучающимся, проектно- исследовательская деятельность предлагает активное взаимодействие учеников с материалом через исследования, обсуждения и совместную работу. Это стимулирует их активное участие в процессе обучения. Помогает учитывать разнообразие способностей и интересов учеников, позволяя каждому находить себя в процессе обучения и проявлять свои таланты.

Подход к обучению через проектно-исследовательскую деятельность способствует развитию критического мышления, коммуникационных навыков, способности к анализу и решению проблем – навыков, которые становятся всё более важными в современном информационном обществе.

Проект включает в себя использование интерактивных онлайн-ресурсов, цифровых инструментов для сбора и анализа данных, что способствует обогащению процесса обучения и поддерживает цифровую грамотность обучающихся. Помогает проявить свою креативность и фантазию в решении задач и поиске новых идей. Это стимулирует развитие творческого мышления и способствует поиску нетрадиционных подходов к решению проблем.

Проявляется в современных методах обучения, ориентированных на активное вовлечение учащихся, индивидуализацию обучения и развитие ключевых компетенций, необходимых в современном мире.

Цель работы – понять и оценить возможности использования проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности для обеспечения качественного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей учащихся.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта.

2. Разработать авторский модуль применения форм и методов проектно-исследовательской технологии на уроках истории и обществознания для формирования ключевых компетенций повышения мотивации обучающихся к учению.

3. Создать творческую группу обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью и разработать индивидуальные образовательные маршруты для данных учеников.

4. Обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

5. Проанализировать виды проектно-исследовательской деятельности и их возможности по формированию и развитию познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования:

изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся;

анализ учебников и школьной программы;

наблюдение за обучающимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;

анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей;

метод стимулирования и поддержки.

Ожидаемые результаты:

повышение мотивации к обучению и активизация учебного процесса;

повышение качества знаний в области истории и обществознания;

развитие творческого потенциала и активизация учебной деятельности обучающихся;

успешное участие школьников в олимпиадах и конференциях различного уровня;

формирование навыков самостоятельного исследования, анализа информации, оценки полученного результата;

улучшение коммуникативных и презентационных умений учеников.

Проектно – исследовательская деятельность поможет каждому обучающемуся раскрыть свой потенциал, проявить креативность и самостоятельность, а также углубить свои знания в области истории и обществознания. Я уверена, что такой подход к обучению сделает процесс обучения более интересным, эффективным и продуктивным для всех участников образовательного процесса.

Объектом данной работы является проектно-исследовательская деятельность обучающихся.

Предмет: проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время.

Гипотеза исследования: внедрение проектной деятельности на уроках истории будет результативным и успешным, если оно будет являться неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Затруднения при реализации проектно – исследовательской деятельности:

- отсутствие успеха при первых опытах использования метода проектов на уроках истории и обществознания,

- слабая заинтересованность обучающихся в проектной деятельности,

- нехватка времени и на творческую деятельность, и на внедрение идеи в рамках урока.

Продукт педагогического проекта: образовательный модуль «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания».

Проект состоит из разделов:

1. Информационный. Общая характеристика метода проектно-исследовательского обучения» - рассматривается суть метода проекта, цели и особенности проектной и исследовательской деятельности и ее предполагаемый результат.

2. Теоретический. Виды исследовательской деятельности обучающихся» - представлен краткий обзор основных типов исследований обучающихся. Дается их краткая характеристика. Представлен анализ необходимых условий (ресурсов) для исследовательской деятельности.

3. Практический. Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Представлен обзор существующих методик по организации исследовательской деятельности обучающихся, перечислены основные требования к структуре работ.

4. Аналитический. Результаты реализации проектно-исследовательского метода обучения на уроках истории и обществознания и во внеурочное время. Показан пример реализации проектно-исследовательского метода в моей педагогической практике.

Основная часть

Информационный раздел

Одним из наиболее активно применяемых на уроках истории и обществознания разновидностей проблемно – поискового обучения является метод проектов. Проектно-исследовательская деятельность является составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Проектная-исследовательская деятельность предполагает использования в образовательном процессе технологий деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подхода. Сегодня учебное проектирование может гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, так как данная технология обучения более тесно связана с жизнью, практикой, стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Ее применение эффективно формирует не только исследовательскую активность, но и информационную культуру ученика.

Использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания является одним из важнейших направлений российского образования. Проектная компетентность становится неотъемлемым компонентом практически во всех сферах деятельности человека. Складывающаяся в обществе образовательная модель ориентирует современное образование на внедрение в процесс обучения метода проектов, являющегося основой проектной деятельности.

2. Теоретический раздел

В связи с объективно изменившимися условиями современного общества главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни «здесь» и «сейчас» – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои творческие способности в любых жизненных ситуациях.

Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Что же такое метод проектов?

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Метод проектов:

1. Позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации.

2.Реализуются принципы личностно - ориентированного обучения.

3.Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.

В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

При организации проектно-исследовательской деятельности следует различать собственно исследовательскую деятельность учащихся, проектную деятельность и проектно- исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность обучающихся  – деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся  — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Классификация проектов

1. По содержанию проекта.

Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

2. По методу, доминирующему в проекте:

творческие,

исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры),

приключенческие,

игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра),

информационные,

практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма).

3. По характеру координирования проекта:

с явной координацией,

со скрытой координацией.

4. По включенности проектов в учебные планы:

текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).

5. По характеру контактов:

внутренние (региональные),

международные.

6. По продолжительности выполнения проекта:

Мини-проекты, (несколько недель);

Средней продолжительности (несколько месяцев);

Долгосрочные (в течение года).

7. По количеству участников проекта:

коллективные;

индивидуальные;

групповые.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап: выбор темы проекта, обсуждение целей и задач, планирование работы.

2. Исследовательский этап: поиск и анализ информации, разработка и проверка гипотез, сбор данных.

3. Творческий этап: разработка продукта проекта (презентация, исследовательский отчет,

памятка, сценарий мероприятия, арт-проект и т.д.).

4. Презентационный этап: демонстрация результатов, защита, обсуждение и анализ.

п/п

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

5

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта, планирование работы

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся, помогает в постановке целей

2

Планирование

Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа предоставления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей между членами команды – в случае коллективной работы)

Устанавливают план действий, формируют задачи, вырабатывают план действий

Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся

3

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит

4

Результаты и (или) выводы

Анализ информации, формулирование выводов

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

5

Демонстрация результатов или отчет

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, демонстрация материалов, письменный отчет

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

6

Оценка результатов и процесса

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.

 

3. Практический раздел

Организация исследовательской деятельности может проходить как на уроке, так и во внеурочное время. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда обучающихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей и, желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Алгоритм действий в достижении цели.

1 действие: выяснить, что такое проект.

2 действие: что предусматривает проект, какие вопросы вы хотите решить при помощи этого проекта.

3 действие: какой вид проекта выбрать.

4 действие: какова роль учителя.

5 действие: продукт деятельности, представление результата труда.

                                              Стадии работы над проектом

1 действие. Выяснить, что такое проект.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятельности).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

2 действие. Что предусматривает проект.

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

подготовка (формулирование темы и целей проекта);

планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

оформление результатов и выводов;

представление или отчет;

оценка результатов и процесса.

Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, обучающимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается обучающимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.

3 действие. Какой вид выбрать.

Виды проектов:

1. Классификация проектов по количеству участников

1.Индивидуальные.

2.Парные.

3.Групповые.

2.Классификация проектов по продолжительности

1.Мини-проекты могут укладываться в один урок. Пример. Тема «Составить трудовой договор с несовершеннолетним 14 лет» (обществознание, 7 класс). Каждая группа получает задание: в процессе работы на уроке обучающиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала и в конце урока представляют их классу.

В начале изучения темы предлагается на выбор различные проблемные вопросы по данной теме. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Обучающиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков собирают информацию, используя дополнительную литературу, различные источники и в конце изучения данной темы предлагают свой творческий продукт. Форма и презентация проекта детьми продумывается самостоятельно

Обучающиеся должны:

сформулировать название своего проекта;

написать небольшой авторский текст;

раскрыть событийно-хронологический ряд;

отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту;

придумать иллюстрации.

3.Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края, города».

4. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

4 действие. Какова моя роль.

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает обучающихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции:

разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;

является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках;

предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

«человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

он координатор всего группового процесса;

является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

5 действие. Продукт деятельности

Завершающий этап исследовательской деятельности – публичный отчет о своей работе. Думаю, ни у кого уже не вызовет желания оспорить мысль о необходимости сопровождать этот отчет презентацией. Это значительно облегчает слушателям воспринимать информацию, поддерживает интерес и внимание, позволяет сделать акцент на наиболее важных моментах, представить иллюстрации, необходимые цитаты или примеры и т.п. Можно сказать, что сегодня на этом этапе исследования компьютер заменяет современному учёному полку книг со справочной  литературой  и  словарями,  а также  бумагу,  ручку  и  печатную  машинку,  избавляя  его  от  неизбежного многократного   переписывания   материала   при   его   упорядочивании, перекомпоновки  и  редактировании.   И на этом этапе работы учитель помогает своему ученику. И помощь заключается не только в технических моментах. Учитель подсказывает, какую информацию следует дать более подробно, о чем можно только упомянуть, какие иллюстративные материалы стоит использовать, как их скомпоновать.​​​​​​​

Метод проектов в преподавании истории и обществознания

Метод проектов применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен при применении межпредметных связей. Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие.

Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:

Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы. 

Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

Распределение задач по группам, поиск информации.

Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.

Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

Промежуточное обсуждение полученных данных.

Презентация проектов.

Коллективное обсуждение. Выводы.

Таким образом, внедряя метод проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, удается:

повысить творческую активность обучающихся на уроке;

развивать их логическое и критическое мышление;

повысить уровень их конкурентоспособности;

расширить кругозор школьников.

Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций обучающихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили ученики в ходе проектной деятельности:

опыт работы с большим объемом информации;

опыт проведения презентации;

умение оценивать ситуацию и принимать решения;

умение работать в коллективе;

умение структурировать информацию;

умение индивидуально планировать работу;

умение работать в команде.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере.

Например: для обучающихся 5-6 классов наиболее приемлемы следующие типы проектов:

информационный: «Семь чудес света», «Цивилизации доколумбовой Америки», «Исчезнувшие цивилизации»; «Рюриковичи – история в портретах»;

игровой: «На народном собрании в Афинах», «Хождение за три моря»;

ролево-игровой: «Я - ученик афинской школы»;

прикладной: «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись), «Макет жилища древних славян», «Макет средневекового замка».

На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность обучающимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд "Средневековый город и его обитатели". В данном случае информационные сообщения могут составить сборник или стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссии. Также возможны исследовательские творческие работы, например: «Наследие Леонардо да Винчи». По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы могут быть: красочно оформленные презентации, доклады. На уроках истории средних веков и истории России в 6 классе возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы такие как: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу».

Широко использую проектную деятельность и на уроках обществознания. В 6-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты». Всегда очень интересно проходят уроки-презентации что способствует позитивной динамике учебных достижений обучающихся.

Но особенно популярен метод проектов в средней школе, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Проекты в 7-8 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощёнными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. В рамках изучения периода правления Ивана Грозного в 7 классе предлагаю нарисовать «Символ эпохи» - символ раздробленности, Опричнины, Смуты.

На уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Кто я в этом мире?». Обучающиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.

Проекты обществоведческой тематики на всех ступенях образования носят практико-ориентированный характер. Особенно привлекает ребят экономическая тема. Тем более, что в последнее время успешно реализуется проект «Дни финансовой грамотности», в мероприятиях которого учащиеся нашей школы принимают самое непосредственное участие. Это не только просмотр онлайн-уроков, но и участие в конкурсах, олимпиадах, выполнение финансовых задач. Поэтому создание таких проектов, как «Бюджет моей семьи», «Мой личный бюджет», «Мой бизнес–план», «История денег», «Я-предприниматель», «Слагаемые успеха в бизнесе» вызывает интерес у подростков.

Каждый проект соотносится с определенной темой и может разрабатываться в течение одного, нескольких уроков, четверти или учебного года. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики, диаграммы и т.д.

В старшей школе проектная деятельность обучающихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. Например: проект-исследование «Проблема сохранения исторического наследия». Значительная часть проектов связана с выбором своего дальнейшего жизненного пути: «Профессия журналист», «Молодёжь на рынке труда». Конечно, ребят волнует проблема прав несовершеннолетних. Поэтому они с удовольствием участвуют в создании проектов правовой тематики.

Более подробно хочу представить проектную работу обучающихся 11-х классов по теме «Молодёжные субкультуры» в рамках изучения обществознания. Этот проект заслуживает внимания, потому что является самостоятельной творческой и исследовательской работой обучающихся. На первом этапе работы учащиеся самостоятельно выбрали данную тему и определили проблему – можно ли отождествлять понятия «неформал» и «хулиган»? Эта проблема оказалась наиболее болезненной в отношениях молодых людей со старшим поколением, особенно с родителями. Для изучения отношения обучающихся и родителей к данной проблеме была разработана анкета, проанализированы ответы на вопросы:

Что вы знаете о неформалах?

Каковы причины присоединения молодых людей к неформалам?

Каково ваше отношение к неформалам? и другие.

Обучающиеся работали по следующим направлениям:

- музыкальные субкультуры

- спортивные субкультуры

- арткультуры

- готы, эмо, геймеры, историческая реконструкция и т.д.

- контркультуры

Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать "свои жизненные проекты". Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, да и любому школьнику важно получить отклик сверстников и взрослых. Несущественно, как и когда это произойдет: во время выступления перед классом или на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь ребенок действовал сам. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Продвинутый в проектировании ребенок может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.

4. Аналитический раздел.

Анализируя свой опыт использования метода проектов на уроках истории и обществознания, я могу выделить ряд особенностей, характерных для исторического проектирования. Основное предпочтение при выборе темы учащиеся отдают истории России, краеведению, истории своей семьи, проблемам молодежи. Краеведческие проекты возможны на уроках истории по изучению регионального компонента, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории, а также на занятиях кружка «Исследовательская мастерская», который введен с 2020 года и в рамках предмета «Индивидуальный проект» в 10-11 классах, который успешно реализуется третий год. В образовательной организации утверждено Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО. Данное Положение регламентирует деятельность школы и обучающихся по организации работы над индивидуальным проектом (Приложение 1).

Кроме этого, в нашей школе в течение десяти лет успешно проводится научно-исследовательская конференция школьников «Путь в науку», в которой могут принять участие обучающиеся с 1 по 11 класс. Ребята представляют результат своих исследований, над которыми они работали под руководством учителя – предметника в течение года. Победители и призеры школьного этапа конференции делегируются на муниципальный этап научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций.

Вывод

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания является важнейшим условием активизации познавательной деятельности, творческих способностей обучающихся, играет ключевую роль в развитии талантливых детей, поскольку она способствует их всестороннему развитию, формированию критического мышления и аналитических способностей, а также развитию коммуникативных навыков. Способствует глубокому пониманию изучаемых материалов. В процессе работы над проектами обучающиеся приобретают не только новые знания, но и развивают навыки и компетенции, такие как исследовательские навыки, аналитическое мышление, умение работать в команде и презентационные навыки. Эти навыки имеют большое значение не только для академического успеха, но и для будущей профессиональной деятельности.

Благодаря проектам учащиеся могут глубже погрузиться в изучаемые темы, самостоятельно выбирать направления исследования, а также находить практическое применение своим знаниям и умениям. Это способствует формированию у них интереса к предмету, повышению мотивации к учебе и развитию личности в целом, а также формированию ключевых компетенций для успешной жизни и карьеры.

                                                        Приложение 1

Требования к оформлению печатного описания

Индивидуального проекта

1. Структура:

титульный лист;

оглавление;

введение;

основная часть;

заключение;

список литературы (библиографический список);

приложения.

1.2. Титульный лист должен содержать:

1.2.1. Полное наименование образовательного учреждения, адрес (с выравниванием по центру)

1.2.2. Название работы, ее вид.

1.2.3. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс).

1.2.4. Сведения о руководителе или тьюторе (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).

1.2.5. Год выполнения работы

1.3. В оглавление должны быть включены:

введение;

названия глав и параграфов;

заключение;

список используемых источников;

приложения и соответствующие номера страниц.

1.4. Введение должно включать в себя:

формулировку предпроектной идеи;

обоснование актуальности темы;

описание степени изученности данного вопроса;

формулировку поставленной проблемы;

определение целей и задач;

описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой литературы и источников;

описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.

1.5. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания индивидуального проекта, а именно:

описание основных рассматриваемых фактов,

гипотезу,

характеристику методов решения проблемы,

сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения,

описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.).

Основная часть делится на главы.

1.6. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов представленного проекта.

1.7. В список используемых источников заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.

1.8. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности:

фамилия, инициалы автора,

название издания,

выходные данные издательства,

год издания,

выпуска (если издание периодическое),

количество страниц.

Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:

законы, постановления правительства,

официальные справочники,

художественные произведения,

специальная литература,

периодические издания,

Интернет-источники.

1.9. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

1.10. Требования к оформлению

Текст печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman, размер —14 пт, межстрочный интервал —1,5. Поля: слева —25 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху—20 мм.

Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п., которые, выполняются черной пастой (тушью).

Текст работы — от 5 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены.

Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели или пластиковые файлы).

Требования к процедуре проведения защиты проекта

2.1. Защита индивидуального проекта - формат оценки успешности освоения и применения обучающимся универсальных учебных действий.

2.2. Публично должны быть представлены три элемента проектной работы:

защита темы проекта (проектной идеи) – сентябрь-октябрь, 10 класс;

предзащита проекта в процессе его разработки - апрель-май, 10 класс;

защита реализованного проекта - март- апрель, 11 класс.

2.3. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:

актуальность проекта;

положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;

ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;

риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта.

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

2.4. На предзащите обучающийся докладывает о ходе работы над проектом. В результате должна произойти (при необходимости) корректировка предпринимаемых реальных проектных действий в целях достижения желаемого результата.

2.5. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

2.6. Регламент проведения защиты проектной идеи, предзащиты и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности сообщаются обучающимся заранее.

2.7. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:

оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;

для оценки проектной работы создается экспертная (аттестационная) комиссия, в которую входят педагоги, представители администрации школы, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;

оценивание производится на основе критериальной модели;

результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом школой доводятся до сведения обучающихся.

2.8. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.

2.9.К защите учащийся представляет проектный продукт, печатное описание проекта.

2.10. Место защиты ИП - школа. График защиты ИП и состав экспертной (аттестационной) комиссии утверждается директором школы.

2.11. Лучшие проекты могут быть рекомендованы экспертной комиссией для участия в районном, региональном этапах конкурсов учебных проектов.

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

3.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех групп критериев:

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. (данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий);

сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

3.2. Оценочный лист

Группы

Критерии

Уровни

Баллы

I. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению

проблем

Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации

 

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 1.2.

Постановка

проблемы

Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный.

1

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству /опровержению гипотезы не полный

2

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы

3

Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы

проекта

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений

1

Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания

2

Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы и города

3

Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

 

3

 

Критерий 1.5.

Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта

 

Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно

1

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта.

2

Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован.

Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению

3

II. Сформированность предметных знаний и способов действий

 

Критерий 2.1.

Соответствие выбранных способов работы цели и

содержанию проекта

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

Критерий 2.2.

Глубинараскрытия темы проекта

Тема проекта раскрыта

фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной

программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной

программы

3

Критерий 2.3.

Качество проектного продукта


 


 

 

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

 

3

Критерий 2.4.

Использование средств наглядности, технических средств

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации

1

 

Средства наглядности, в т.ч.

ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада

2

Средства наглядности, в т.ч.

ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы

3

III. Сформированность регулятивных действий

 

Критерий 3.1.

Соответствие требованиям оформления письменной части

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

1

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 3.2.

Постановка цели, планирование путей ее достижения

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

1

Цель сформулирована, обоснована , планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно

2

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности

3

Критерий 3.3. Сценарий защиты

(логика изложения), грамотное построение доклада

Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов

1

Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены

перспективы работы

3

Критерий 3.4.

Соблюдение регламента защиты (не более 10 мин.) и степень воздействия на аудиторию

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

 

3

IV.

Сформированность коммуникативных

действий

Критерий 4.1.

Четкость и точность, убедительность и лаконичность

Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления

1

Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

2

Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм,

немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

3

Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою

точку зрения

Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения

1

Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

2

Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения

3

Критерий 4.3.

Умение

осуществлять учебное сотрудничество в группе

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности

1

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя.

2

Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы

3

3.3. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности:

низкий уровень - 0 баллов,

базовый уровень - 1 балл,

повышенный уровень - 2-3 балла.

Полученные баллы переводятся в отметку в соответствии с таблицей.

Уровень

Количество баллов

Итоговая отметка

Низкий

менее 34 баллов

«2» (неудовлетворительно

Базовый

34-36 первичных баллов

«3» (удовлетворительно)

Повышенный

37-46 первичных баллов

«4» (хорошо)

Творческий

47-51 первичных баллов

«5» (отлично)

3.4. Итоговая отметка выставляется в журнал и аттестат по предмету «Индивидуальный проект».

 

Список использованной литературы и источников

1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.

2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.

3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998.

4. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

5. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157

6. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.

8. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

9. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, – С. 52-55

10. . Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

 

 

Дата проведения: 24 марта 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.