12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Валерьевна1334
Почетный работник среднего профессионального образования Новосибирской области, преподаватель высшей квалификационной категории, старший методист ГБПОУ НСО "Колыванский аграрный колледж"
Россия, Новосибирская обл., Колывань

Методическое пособие

по выполнению практических работ

по ОУД.08 Астрономия

для специальностей

35.02.05 Агрономия,

40.02.02 Правоохранительная деятельность,

36.05.01 Ветеринария

и профессий 19.01.04 Пекарь,

35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы и

35.01.09 Мастер растениеводства



Автор: Сидорович Елена Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия»  по профессиям и специальностям СПО и рекомендовано студентам, получающим среднее общее образование в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования.

В пособии содержатся указания по подготовке и проведению практических занятий по астрономии , приведены инструкционные карты по каждой практической работе .



Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………4

Методические указания по выполнению практических работ………8

Инструкционные технологические карты для выполнения практических работ…………………………………………………….11

Рекомендуемые источники инфор

Пояснительная записка



Преподавание естественно-научных предметов (дисциплин) имеет большое практическое и мировоззренческое значение. Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной, достижениях современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными дисциплинами изучение астрономии способствует формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся, а также позволяет реализовать метапредметный подход в достижении основных образовательных целей, объединяя в единую целостную картину мира знания и умения.

Одной из важнейших форм достижения планируемых результатов усвоения дисциплины являются практические занятия, цель которых заключается в  формировании практических умений: выполнение определённых действий, операций, необходимых в последующей профессиональной или учебной деятельности, а также контроль приобретенных умений и знаний. Готовясь к практическим занятиям, обучающиеся должны изучить рекомендованную литературу: первоисточники, соответствующие разделы учебников, учебных пособий, конспекты лекций и т.д.

Методические указания предназначены в качестве методического пособия при организации и проведении практических работ по дисциплине «Астрономия» для обучающихся, осваивающих программу среднего общего образования в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиям и специальностям СПО.

Выполнение студентами практических  работ по астрономии направлено на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины, а также формирование планируемых результатов, предусмотренных ФГОС СОО:

личностных:
ЛР1) Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) (ПР№3);

ЛР2) Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире (ПР№4,6);

ЛР5) Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (ПР№3);

ЛР7)Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности (ПР№3);

ЛР9) Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР 10) Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений (ПР№1-3);

метапредметных:

МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

МР 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; предметных:
ПР1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

ПР2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

ПР3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

ПР4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

ПР5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии


Методические указания по выполнению практических работ



Учебным планом специальностей 35.02.05 Агрономия, 36.05.01 Ветеринария, 40.02.02 Правоохранительная деятельность и профессий 19.01.04 Пекарь, 36.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы и 35.01.09 Мастер растениеводства выделено 12 часов для выполнения 6 практических работ, которые чередуются с теоретическими занятиями в процессе изучения соответствующих разделов:

Раздел 2. Видимое движение небесных тел

ПР № 1 Изучение звезд и созвездий северного и южного неба

ПР №2 Определение небесных координат

ПР№3 Защита проекта

ПР№4 Изучение видимого движения небесных тел

Раздел 3. Устройство Солнечной системы

ПР № 5 Анализ «паспорта» планет

ПР № 6 Исследование движения небесных тел

При проведении практических занятий по астрономии предусмотрены различные формы организации студентов: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу (ПР № 1,5,6). При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2—3 человек (ПР№3). При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание, согласно варианта (ПР№ 1,2,4).

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов по соответствующим темам — их теоретической готовности к выполнению заданий.

Для выполнения практических работ созданы инструкционные технологические карты, в которых указана тема работы, цель работы, отведенное время и содержание. Объем и сложность практической работы устанавливается с использованием индивидуального подхода к обучению.

Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени и предполагают работу с астрономическими картами, Интернет-ресурсами, учебной литературой и др.источниками.

При выполнении практической работы обучающимся рекомендуется придерживается следующего алгоритма:

1. Записать дату, тему и цель работы.

2. Ознакомиться с ЗУН, правилами и условиями выполнения практического задания.

3. Повторить теоретический материал, необходимый для рациональной работы и других практических действий.

4. Выполнить работу по предложенному алгоритму действий.

5. Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе.

6. Дать ответы на контрольные вопросы.

7. Сдать отчет на проверку.

Многие задания практических работ имеют межпредметный характер: для их выполнения потребуются знания, полученные на уроках физики (ПЗ№5,6), географии (ПЗ№ 1,2), математики (ПЗ№1,4,6) и др.. Если в процессе выполнения заданий возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, в связи с чем обучающемуся рекомендовано обратиться к преподавателю для получения разъяснений либо к одногруппникам.

Оценки за выполнение заданий на практических   занятиях выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов по следующим критериям:

Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающиеся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к промежуточной аттестации по дисциплине (дифференцированному зачету), поэтому в случае отсутствия на занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую студент должен найти время для ее выполнения или пересдачи.

Инструкционные технологические карты для выполнения практических работ

3.1.Инструкционная технологическая карта № 1


Раздел: 2 Видимое движение небесных тел

Тема 2.1. Видимое движение небесных тел

Наименование работы Изучение звезд и созвездий северного и южного неба

Цели занятия: создать условия для формирования умения характеризовать звезды, отличать созвездия, пользоваться диаграммой Герцшпрунга-Рассела и картой звездного неба

Закрепить теоретические знания о звездах и созвездиях

Научить применять полученные знания в практической деятельности

Воспитать самостоятельность, ответственность

Формируемые результаты: ЛР10, МР1,МР3,МР4, МР5

Студент должен

знать: основополагающие астрономические понятия (звезда, созвездие, карта звездного неба)

уметь: уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Форма проведения: фронтальная и индивидуальная работа

Норма времени: 2часа

Оснащение рабочего места: комплект инструкционных карт, диаграмма Герцшпрунга-Рассела, карта звездного неба

Средства обучения: инструкционная карта, конспект, диаграммой Герцшпрунга-Рассела и картой звездного неба

Литература (если необходимо): -

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте в кабинете ознакомлены.

Методические указания:

Повторите учебный материал по темам «Звездное небо», «Созвездия и астеризмы», «Карта звездного неба», выполните задания. В случае затруднения обратитесь к товарищам или преподавателю.

Содержание работы и последовательность выполнения

t1642666880ad.gifЕще в древности люди умели ориентироваться по звездам. Это позволяло отправлявшимся в дальний путь правильно выбрать направление на суше и на море. Сейчас самолеты и морские суда оборудованы новейшей радионавигационной и радиолокационной техникой, грибники и охотники имеют компасы и навигаторы бывают ситуации, когда приборами воспользоваться невозможно: например, они вышли из строя или в магнитном поле Земли разыгралась буря. В таких случаях штурман самолета или корабля должен уметь определять его положение и направление движения по Луне, звёздам или Солнцу. И космонавту не обойтись без астронавигации. Иногда ему необходимо развернуть станцию определенным образом: например, так, чтобы телескоп смотрел на исследуемый объект, или для состыковки с прибывшим транспортным кораблем.

Задание 1. Определите, пользуясь картой звездного неба и рисунком, навигационные звезды Северного полушария и созвездия, в которых они находятся

Звезда

Созвездие

Номер

Полярная



Дубхе



Капелла



Арктур



Альдебаран



Денеб



Антарес



Регул



Альтаир



Хамаль



Кастор



Поллукс




Задание 2. Чтобы безошибочно отыскать навигационную звезду, недостаточно знать, в каком созвездии она находится. В облачную погоду, например, наблюдается только часть звёзд. При космических полетах существует другое ограничение: в иллюминатор виден лишь небольшой участок неба. Поэтому необходимо уметь быстро распознать нужную навигационную звезду по цвету и блеску.


Пользуясь диаграммой Герцшпрунга-Рассела и картой звездного неба, дайте характеристику самым ярким звездам нашего неба, заполните таблицу


Звезда

Температура

Цвет

Размер

Созвездие

название

местоположение

Солнце




х

х







Вывод: чем выше температура звезды, тем ее размер …, а цвет …. Холодные звезды имеют …цвет и … размер



Задание 3.

С помощью координатной плоскости постройте изображение созвездий

Задание 4. Пользуясь картой звездного неба, определите название созвездия

Задание 5. Изобразите свое зодиакальное созвездие и соседние с ним

Контрольные вопросы:

Для кого важны знания о звездах и созвездиях?


3.2. Инструкционная технологическая карта № 2


Раздел: 2 Видимое движение небесных тел

Тема 2.1. Видимое движение небесных тел

Наименование работы Определение небесных координат

Цели занятия:

Сформировать умения и навыки определения небесных координат звезд и вида звездного неба с помощью подвижной карты звездного неба

Закрепить теоретические знания о звездах и созвездиях

Научить применять полученные знания в практической деятельности

Воспитать самостоятельность, ответственность

Формируемые личностные результаты: ЛР4, ЛР5, ЛР10

Студент должен

знать: основополагающие астрономические понятия (звезда, созвездие, карта звездного неба), законы (движения звезд)

уметь: уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Форма проведения: индивидуальная работа

Норма времени: 2часа

Оснащение рабочего места: комплект инструкционных карт, ПКЗН

Средства обучения: инструкционная карта, конспект, карта звездного неба

Литература (если необходимо): -

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте в кабинете ознакомлены.



Методические указания:

Повторите учебный материал по темам «Звездное небо», «Созвездия и астеризмы», «Карта звездного неба», выполните задания. В случае затруднения обратитесь к товарищам или преподавателю.

Содержание работы и последовательность выполнения

Задание 1. Определите вид звездного неба на конкретную дату, пользуясь ПКЗН. Укажите те созвездия, которые можно наблюдать 22 августа в полночь на нашем небосводе

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Телец

Волк

Единорог

Малый конь

Орел

Гидра

Весы

Дева

Северная корона

Водолей

Рак

Ящерица

Гончие псы

Рысь

Печь

Большой пес

Кит

Компас

Лира

Дельфин

Скорпион

Малый пес

Овен

Насос


Задание 2. Определите, пользуясь ПКЗН , дату, когда указанное созвездие можно наблюдать в нашей широте в 3 часа ночи

1 вариант

2 вариант

3вариант

4вариант

Волосы Вероники

Орион

Малый пес

Дельфин

10 августа

5 февраля

10 сентября

30 мая

20 декабря

3 апреля

20 июня

31 октября

25 мая

25 октября

15 августа

31 декабря

15 января

5 апреля

2 июня

25 октября

Задание 3. Определите, пользуясь ПКЗН , в какой части небосвода (север, юг, запад или восток) можно наблюдать следующие созвездия на конкретную дату

1 вариант

2 вариант

3вариант

4вариант

22 апреля 18 часов

7 июня 5 часов

3 октября 22 часа

17 января 17 часов

Лебедь

Заяц

Волопас

Большой пес

Гидра

Дева

Цефей

Телец

Геркулес

Малый лев

Водолей

Телец

Кит

Гончие псы

Близнецы

Орел

Задание 4. Определите, пользуясь ПКЗН , видно или нет на нашем небосводе перечисленные созвездия на конкретную дату

1 вариант

2 вариант

3вариант

4вариант

Орион 1 марта в 12 часов

Заяц 22 мая в 3 часа

Возничий 4 сентября в 19 часов

Волопас 5 декабря в 16 часов

Центавр 2 января в 11 часов

Волосы Вероники 3 декабря в 18 часов

Дева 6 февраля в 20 часов

Скорпион 18 марта в 11 часов


Козерог 15 апреля в 3 часа

Дельфин 31 декабря в 21 час

Орел 14 июня в 1 час

Малый конь 8 сентября в 23 часа

Водолей 31 марта в 8 часов

Пегас 6 августа в 2 часа

Рыбы 23 октября в 22 часа

Змееносец 22 февраля в 24 часа

Задание 5. Определите, пользуясь ПКЗН и таблицей самых ярких звезд из ПЗ№1, видны ли на нашем небе следующие звезды на конкретную дату и время

1 вариант

2 вариант

3вариант

4вариант

20 декабря 24 часа

1 апреля 22 часа

1 января в 1 час

25 марта 22 часа

Бетельгейзе

Сириус

Спика

Арктур

Вега

Ригель

Денеб

Мира

Сириус

Бетельгейзе

Альдебаран

Спика

Регул

Антарес

Процион

Капелла



Контрольные вопросы

1. Опишите устройство ПКЗН.

2. Какую информацию можно получить, пользуясь ПКЗН?

3. Как определить небесные координаты?


3.3. Инструкционная технологическая карта № 3


Раздел: 2 Видимое движение небесных тел

Тема 2.1. Видимое движение небесных тел

Наименование работы Защита проекта

Цели занятия:

Создать условия для формирования умения описывать созвездие, характеризовать яркие звезды, описывать особенности космических аппаратов

Закрепить теоретические знания о звездах и созвездиях, способах освоения космоса

Научить применять полученные знания в практической деятельности

Воспитать самостоятельность, ответственность

Формируемые личностные результаты: ЛР1,ЛР5, ЛР7, ЛР10

Студент должен

знать: основополагающие астрономические понятия (звезда, созвездие, ИСЗ, орбитальная станция, космический зонд, планетоход, ракетоноситель, космодром, космический корабль),

уметь: уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Форма проведения: групповая работа

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: комплект инструкционных карт, ноутбук (телефон) с выходом в Интернет

Средства обучения: инструкционная карта, конспект, карта звездного неба, листы А4, карандаши(фломастеры)

Литература (если необходимо): А.В.Засов «Астрономия10-11», Т.С.Фещенко «Астрономия»

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте в кабинете ознакомлены.

Методические указания:

Повторите учебный материал по темам «Астрономия дальнего космоса», «Звездное небо», «Созвездия и астеризмы», «Карта звездного неба», выполните задания. В случае затруднения обратитесь к товарищам или преподавателю.

Содержание работы и последовательность выполнения


Задание 1. Разбейтесь на группы по 2-3 человека. Пользуясь учебниками и информацией в Интернете, подготовьте сообщение по плану:

Созвездие

Космический аппарат

Сколько всего звезд в созвездии?

Самая яркая звезда

Где расположено созвездие?

Когда можно наблюдать на нашем небе?

Легенда (миф) о созвездии


Кто и когда изобрел КА?

Устройство КА

Примеры

Задание 2. Приготовьте наглядное представление созвездия, КА

(рисунок или макет)

Задание 3. Презентуйте свой проект, ответьте на вопросы слушателей(преподавателя)


3.4. Инструкционная технологическая карта № 4


Раздел: 2 Видимое движение небесных тел

Тема 2.1. Видимое движение небесных тел

Наименование работы Изучение видимого движения

Цели занятия: -создать условия для формирования умения пользоваться картой часовых зон, определять местное время, всемирное и поясное время

-научить применять полученные знания в практической деятельности

-воспитать самостоятельность, ответственность

Формируемые личностные результаты: ЛР4, ЛР5, ЛР10

Студент должен

знать: основополагающие астрономические понятия (время, виды времени, часовые зоны), законы (движения Солнца и Земли)

уметь: уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Форма проведения: индивидуальная работа

Норма времени: 2часа

Оснащение рабочего места: комплект инструкционных карт, карта часовых зон

Средства обучения: инструкционная карта, конспект, карта часовых зон

Литература (если необходимо): -

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте в кабинете ознакомлены.

Методические указания:

Используя полученные теоретические знания по темам «Время. Часовые зоны», «Видимые движения небесных тел», выполните задания. В случае затруднения обратитесь к товарищам или преподавателю.

Содержание работы и последовательность выполнения

Зt1642666880ae.gif адание 1. Представьте градусную меру географической долготы в часовой , следуя алгоритму:

1. переведите градусную меру в секунды

( 0 * 3600 + мин * 60 + секунды)

2. полученный результат представьте в часовых секундах, для этого / 15

3. полученный результат переведите из секунд в классический вид часового счисления (см.пример)

Например (решите доски)

1. Представьте градусную меру в часовой 105045/18//

Самостоятельно

Представьте градусную меру в часовой

1 вариант

2 вариант

А) 15042/11//

А) 550 05/10//

Б) 1250 22/ 08//

Б) 1370 32/ 55//


Задание 2. Определите поясное время, пользуясь картой часовых зон и алгоритмом:

1. по карте часовых поясов определите номера часовых зон указанных городов

2. определите разницу между часовыми зонами

3. определите время, учитывая направление движения (если на восток, то +, если на запад, то -)

Например (решите у доски)

1. На сколько часов и в каком направлении следует перевести стрелки часов пассажирам , если они прилетели из Лондона в Пекин?

2. Определите . когда по московскому времени приземлится самолет, если он вылетел из Магадана в Москву в 5 утра, время полета 7ч30мин

Самостоятельно:

1. На сколько часов и в каком направлении следует перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели:

1 вариант

2 вариант

А )из Ванкувера в Осло

А) из Чикаго в Мумбай

Б) из Каира в Нью-Йорк

Б) из Гонконга в Сан-Пауло

В) из Москвы во Владивосток

В) из Якутска в Стамбул

Г) свой вариант

Г) свой вариант


2. Определите, когда по московскому времени приземлится самолет, если он вылетел из Владивостока в Сочи в … утра, время полета 12 часов

1 вариант

2 вариант

А) 2часа

А)3 часа

Б) 12 часов

Б) 13 часов


3. Определите, когда по московскому времени приземлится самолет, если он вылетел из Москвы в Якутск в … утра, время полета 6 часов

1 вариант

2 вариант

А) 4часа

А 5 часов

Б) 13 часов

Б) 15 часов

4. Представьте, что вам нужно позвонить друзьям в Нью-Йорк. В котором часу это следует сделать , чтобы звонок у друзей раздался в … часов?


Задание 3. Определите местное время по алгоритму:

1. перевести долготу в часы, учитывая, что 150=1 час, 10=4 мин

2. определить местное время по формуле Тм= UT +- λм(+ для востока, - для запада)

Самостоятельно:

1. Который час в Магадане по местному времени, если на линии Гринвичского меридиана …ч, а долгота города 1500 в.д.?

1 вариант

2 вариант

А) 6 часов

А) 6 часов

Б) 14 часов

Б) 16 часов


2. Когда в Гринвиче 10 ч 16 мин, в некотором пункте местное время равно 12 ч … мин. Какова долгота этого пункта?


Контрольные вопросы


1. Чем местное время отличается от поясного? Всемирного?



3.5. Инструкционная технологическая карта № 5



Раздел: 3 Солнечная система

Тема 3.1. Устройство Солнечной системы. Небесная механика

Наименование работы Анализ «паспорта» планет

Цели занятия: - создать условия для формирования умения отличать планеты Солнечной системы

-научить применять полученные знания при выполнении практических задач

-воспитать самостоятельность, ответственность

Формируемые личностные результаты: ЛР4, ЛР5, ЛР10

Студент должен

знать: основополагающие астрономические понятия (планета, физические характеристики планет)

уметь: уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Форма проведения: фронтальная работа

Норма времени: 2часа

Оснащение рабочего места: комплект инструкционных карт, «паспорт» планет

Средства обучения: инструкционная карта

Литература (если необходимо): -

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте в кабинете ознакомлены.

Методические указания:

Повторите учебный материал по темам «Планета Земля», «Планеты земной группы», «Планеты-гиганты», выполните задания. В случае затруднения обратитесь к товарищам или преподавателю.

Характеристика

Планеты земной группы

Планеты - гиганты

Диаметр



Масса



Сутки



Год



Температура



Поверхность



Спутники



Кольца



Содержание работы и последовательность выполнения

Задание 1. Сравните планеты земной группы и планеты-гиганты, пользуясь «паспортом» планет Солнечной системы. Используйте слова «больше-меньше», «много-мало», «длиннее-короче» и т.п

Задание 2. Дополните предложения, пользуясь «паспортом» планет Солнечной системы.

Самая большая планета Солнечной системы - …., а самая маленькая …

Самая тяжелая планета - …, самая легкая - …

Самые длинные сутки на планете …, а самые короткие на …

Год на планете … самый длительный, а самый короткий на …

Самая горячая планета - …, а самая холодная - …

Больше всех спутников у планеты …

Самая далекая планета -…, а самая близкая к Солнцу-…

Задание 3. Вычислите время полета к планетам с Земли

Планета

Расстояние до Солнца, км

Расстояние до Земли , км

Скорость движения, км/с

Время в пути

Секунды

Часы

Дни

Года

1

2 (из табл)

3=2-150000000

4 (третья космич.)

5=3/4

6=5/3600

7=6/24

8= 7/365

Меркурий







х

Венера







х

Марс







х

Юпитер








Сатурн








Уран








Нептун








Вывод: до планеты …. лететь …лет, а до планеты Марс …дня, потому что … Значит, чем …планета от Земли, тем требуется … времени для полета к ней

Контрольное задание

Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста, предложенного преподавателем





3.6. Инструкционная технологическая карта № 6



Раздел: 3 Солнечная система

Тема 3.1. Устройство Солнечной системы. Небесная механика

Наименование работы Исследование движения небесных объектов

Цели занятия: -создать условия для формирования умения вычислять скорости движения небесных тел, пользуясь законом Всемирного тяготения и законами Кеплера

-научить применять полученные знания при выполнении практических задач

-воспитать самостоятельность, ответственность

Формируемые личностные результаты: ЛР4, ЛР5, ЛР10

Студент должен

знать: основополагающие астрономические понятия (планета, малые небесные тела), законы Кеплера, закон Всемирного тяготения

уметь: уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Форма проведения: фронтальная работа

Норма времени: 2часа

Оснащение рабочего места: комплект инструкционных карт, «паспорт» планет

Средства обучения: инструкционная карта

Литература (если необходимо): А. В.Засов «Астрономия.10-11 кл»

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте в кабинете ознакомлены.

Методические указания:

Повторите учебный материал по темам «Планеты Солнечной системы», «Малые тела Солнечной системы» и «Небесная механика» выполните задания. В случае затруднения обратитесь к товарищам или преподавателю.

t1642666880af.png Содержание работы и последовательность выполнения

Задание 1. На рисунке показаны орбиты двух спутников. Спутник № 1 движется по круговой орбите на высоте 2000 км от поверхности Земли. Орбита спутника №2 — эллипс с большой полуосью 9000 км. Плоскости орбит и направление движения совпадают. Могут ли спутники столкнуться?

Не производя вычислений, определите, какой спутник (№ 1 или № 2) имеет большую скорость в местах возможного столкновения. Ответ поясните.

Определите радиус орбиты спутника № 1 и №2 в метрах.

Вычислите скорость спутника № 1 и №2 в метрах в секунду



Задание 2. Решите задачи, пользуясь изученными законами и данными «паспорта» планет

С какой силой Земля притягивает к себе Луну, если ее масса 7*1022кг, а расстояние между телами 3,84*108м?

Определите ускорение сводного падения на поверхности Марса и Венеры.

Вычислите период обращения ИСЗ, который движется на высоте 600км

Космический корабль движется вокруг Земли по круговой орбите радиусом 30 тыс км. Рассчитайте его скорость



Контрольные вопросы:

1. Какие параметры можно определить, пользуясь законом Всемирного тяготения?

2. Какие параметры можно определить, пользуясь законами Кеплера?







4. Рекомендуемые источники информации

При подготовке к практическим работам и их выполнении рекомендуется пользоваться следующими официальными источниками информации:

1. Астрономия.10-11 классы / А.В.Засов, В.Г. Сурдин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 303с.

2. Астрономия: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ [Е. В. Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2019.
3. Астрономия. Учебник для 10—11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.М.Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.

4. http://www.astronet.ru – Российская Астрономическая Сеть

5. https://www.roscosmos.ru/ – сайт государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос

6. http://cosmos-online/ru/

7. http://v-kosmos/ru/

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.