12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Молекулярный уровень: общая характеристика

9 класс


Цель: познакомить учащихся с уровнями организации живой материи и научить различать полимеры и мономеры.

Задачи урока:

Образовательная:

-углубить знания о химическом составе клеток: неорганических веществах, их роли в клетке

- дать понятие об органических веществах, найти взаимосвязь между полимерами и мономерами.

-формировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний о химическом составе клеток

Развивающая:

-Развить владение навыками анализа информации

-уметь определять содержание своей учебной деятельности

-комбинировать уже полученные знания и умения на традиционных уроках при решении задач в новой форме

Воспитывающая:

- развивать самостоятельность,

- планировать и контролировать освоение предмета

- развивать умение произвести самооценку.


Оборудование: Таблица «Уровни организации жизни»


Ход работы:

Организационный момент

Актуализация знаний(15 минут)

Тестовые задания по вариантам.


Изучение нового материала (20 минут), (рассказ с элементами беседы).

На предыдущем уроки мы с вами рассмотрели основные свойства живых организмов. Помимо того, что организмы обладают определенными свойствами, их можно ещё распределить по определенным уровням организации живой материи.


Запишем тему сегодняшнего урока: «Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика».


Запишем уровни организации живой природы:

t1671682995aa.png


Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул.

Молекулярный уровень можно назвать начальным, наиболее глубинным уровнем организации живого. Каждый живой организм состоит из молекул органических веществ — белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров (липидов), находящихся в клетках и получивших название биологических молекул.

Биологи исследуют роль этих важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и в других процессах.

Изучая живые организмы, вы узнали, что они состоят из тех же химических элементов, что и неживые. В настоящее время известно более 100 элементов, большинство из них встречается в живых организмах. К самым распространенным в живой природе элементам следует отнести углерод, кислород, водород и азот.

Основой всех органических соединений служит углерод. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по химическому составу, строению, длине и форме. Из групп атомов образуются молекулы, а из последних — сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Эти органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов, получили название биологические полимеры, или биополимеры.


Запишем определение:

Органические вещества – это соединения, содержащие углерод (кроме карбонатов). Между атомами углерода возникают одинарные или двойные связи, на основе которых формируются углеродные цепочки.

Большинство органических веществ – это полимеры, состоящие из повторяющихся частиц – мономеров.

Полимер (от греч. polys — многочисленный) — цепь, состоящая из многочисленных звеньев — мономеров, каждый из которых устроен относительно просто. Молекула полимера может состоять из многих тысяч соединенных между собой мономеров, которые могут быть одинаковыми или разными.

Запишем, что же такое биополимеры - природные высокомолекулярные соединения (белки, нуклеиновые кислоты, жиры, сахариды и их производные), служащие структурными частями живых организмов и играющую важную роль в процессах жизнедеятельности.


Свойства биополимеров зависят от строения их молекул: от числа и разнообразия мономерных звеньев, образующих полимер. Все они универсальны, так как построены по одному плану у всех живых организмов, независимо от видовой принадлежности.

Для каждого вида биополимеров характерны определенное строение и функции. Так, молекулы белков являются основными структурными элементами клеток и регулируют протекающие в них процессы.

Нуклеиновые кислоты участвуют в передаче генетической (наследственной) информации от клетки к клетке, от организма к организму. Изучая основы генетики, вы узнаете, что генетический код универсален, т. е. одинаков для всех живых организмов.

Углеводы и жиры представляют собой важнейшие источники энергии, необходимой для жизнедеятельности организмов.


Регулярными биополемерами называются вещества, состоящие из одинаковых мономеров, нерегулярными – состоящие из разных мономеров.

Именно на молекулярном уровне происходит превращение всех видов энергии и обмен веществ в клетке. Механизмы этих процессов также универсальны для всех живых организмов.

В то же время оказалось, что разнообразные свойства биополимеров, входящих в состав всех организмов, обусловлены различными сочетаниями всего лишь нескольких типов мономеров, образующих множество вариантов длинных полимерных цепей. Этот принцип лежит в основе многообразия жизни на нашей планете.

Специфические свойства биополимеров проявляются только в живой клетке. Выделенные из клеток, молекулы биополимеров теряют биологическую сущность и характеризуются лишь физико-химическими свойствами того класса соединений, к которому они относятся. Другими словами, в изолированном виде молекулы биополимеров являются неживыми.

Только изучив молекулярный уровень, можно понять, как протекали процессы зарождения и эволюции жизни на нашей планете, каковы молекулярные основы наследственности и процессов обмена веществ в живом организме.

Преемственность между молекулярным и следующим за ним клеточным уровнем обеспечивается тем, что биологические молекулы — это тот материал, из которого образуются надмолекулярные клеточные структуры.


Запомните:

Биополимеры состоят из многочисленных звеньев – мономеров, которые имеют достаточно простое строение;

Для каждого вида биополимеров характерно определенное строение и функции;

Биополимеры могут состоять из одинаковых или из разных мономеров;

Свойства полимеров проявляются только в живой клетке;

Все биополимеры – это лишь сочетание нескольких типов мономеров, которые дают все многообразие жизни на Земле.


Гимнастика для глаз


Закрепление материала.

Какие элементы преобладают в составе живых организмов?

Какие уровни организации живой природы вы знаете?

Что такое органические вещества

Какие виды полимеров вы знаете?

Из чего состоят биополимеры?

Прочитайте текст и выполните задание C1.

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото.  Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся  Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток  остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и  умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало  невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка,  был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были  покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.


Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?

2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

3) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?

4) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?

5) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?



VI.Домашнее задание. Прочитать параграф. Выучить записи в тетрадях.

 

Методы биологии. Уровни организации живой материи

Вариант 1


А1.Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1)физиология

2)систематика

3)экология

4)селекция


А2.Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

1)описания органов растений

2)сравнения растений разных природных зон

3)наблюдения за ростом растения

4)эксперимента по фотосинтезу


А3.На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

t1671682995ab.jpg

1)классификации

2)эксперимента

3)наблюдения

4)моделирования


Аt1671682995ac.jpg 4.Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?


1)молекулярно-генетический

2)органоидно-клеточный

3)организменный

4)биогеоценотический


А5.Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1)систематика

2)палеонтология

3)генетика

4)эмбриология


А6.Примером применения экспериментального метода исследования является

1)описание строения нового растительного организма

2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4)формулирование положения на основе полученных фактов


А7.Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1)наблюдение

2)описание

3)измерение

4)моделирование


А8.Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

1)создать теорию

2)построить модель

3)провести эксперимент

4)собрать научные факты




А9.Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого, в первую очередь, он должен

1)поставить эксперимент

2)провести наблюдения

3)прочитать статью о фотосинтезе

4)сравнить данные из разных литературных источников


А10.Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1)эксперимента

2)моделирования

3)анализа

4)наблюдения


А11.Как называется наука о наследственности и изменчивости?

1)эмбриология

2)цитология

3)физиология

4)генетика


А12.Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это

1)закон

2)научный факт

3)теория

4)гипотеза


А13.Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

1)гистология

2)эмбриология

3)экология

4)цитология


А14.Наука, занимающаяся классификацией организмов на основе их родства, – это

1)физиология

2)анатомия

3)систематика

4)зоология


А15.Что из перечисленного ниже может стать объектом изучения учёного-зоолога?

1)жизненный цикл гриба подосиновика

2)строение передней конечности ящерицы

3)жизненный цикл вируса табачной мозаики

4)строение мужской шишки сосны


А16.Какая наука изучает меры предупреждения болезней человека?

1)гигиена

2)физиология

3)медицина

4)психология


Оценивание: 15-16 правильных ответов – отметка «5»

11 – 14 правильных ответов – отметка «4»

7 – 10 правильных ответов – отметка «3»

0 – 6 правильных ответов – отметка «2»


Методы биологии. Уровни организации живой материи

Вариант 2

А1.Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1)наблюдение

2)эксперимент

3)измерение

4)анализ


А2.Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1)синтеза

2)сравнения

3)наблюдения

4)анализа


А3.Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1)генетика

2)экология

3)антропология

4)молекулярная биология


А4.Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1)описание нового вида организмов

2)сравнение двух микропрепаратов

3)формирование условного рефлекса на звонок

4)измерение кровяного давления у пациента


А5.К частным биологическим методам исследования относится метод

1)экспериментальный

2)наблюдения

3)генеалогический

4)моделирования


А6.Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это

1)гипотеза

2)эксперимент

3)теория

4)факт


А7.На рисунке изображен фрагмент электрокардиограммы человека. Знания в области какой биологической науки позволят ее расшифровать?

1t1671682995ad.jpg )гигиена

2)генетика

3)физиология

4)анатомия



А8.Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала 
в листьях можно с помощью

1)эксперимента по фотосинтезу

2)наблюдения за развитием растения

3)сравнения растений разных природных зон

4)измерения органов растений



Аt1671682995ae.jpg 9.Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

1)моделирование

2)эксперимент

3)наблюдение

4)измерение


А10.С применением какого научного метода связано исследование процесса образования условного рефлекса?

1)описательный

2)сравнительный

3)исторический

4)экспериментальный



А11.Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1)формулирование положения на основе полученных фактов

2)формирование у собаки условного рефлекса на звонок

3)внешнее описание нового вида организмов

4)сравнение двух микропрепаратов


А12.Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1)биосферный

2)клеточный

3)популяционно-видовой

4)биогеоценотический


Аt1671682995af.jpg 13.Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

1)наблюдения

2)моделирования

3)сравнительно-историческим

4)экспериментальным


А14.Какой метод используется при изучении под микроскопом клеток крови больного?

1)измерения

2)моделирования

3)наблюдения

4)синтеза



А15.К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?

1)отоларинголог

2)невропатолог

3)окулист

4)дерматолог


А16.Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1)гигиена

2)физиология

3)психология

4)анатомия

Оценивание: 15-16 правильных ответов – отметка «5»

11 – 14 правильных ответов – отметка «4»

7 – 10 правильных ответов – отметка «3»

0 – 6 правильных ответов – отметка «2»

Методы биологии. Уровни организации живой материи

Вариант 3


А1.Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1)наблюдение

2)описание

3)эксперимент

4)моделирование


А2.Какая наука изучает развитие зародыша человека и животных?

1)эмбриология

2)анатомия

3)цитология

4)иммунология


А3.Какая наука изучает закономерности наследования признаков у человека в ряду поколений?

1)эмбриология

2)систематика

3)генетика

4)цитология


А4.При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными в области

1)молекулярной биологии

2)зоологии

3)цитологии

4)агротехники


А5.Как называют науку, объектом изучения которой являются ископаемые животные?

1)систематика

2)палеонтология

3)физиология

4)ботаника


А6.Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают

1)экологи

2)энтомологи

3)вирусологи

4)физиологи


А7.Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г?

1t1671682995ag.jpg )моделирования

2)эксперимента

3)наблюдения

4)измерения


А8.Антропогенез – это

1)происхождение и эволюция человека

2)индивидуальное развитие человека

3)историческое развитие живой природы

4)эмбриональное развитие человека



А9.Данная фотография иллюстрирует метод

1t1671682995ah.jpg )моделирования

2)эксперимента

3)обобщения

4)статистический


А10.Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы по степени сходства и родства?

1)селекция

2)систематика

3)анатомия

4)физиология


А11.Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

1)систематика

2)экология

3)генетика

4)селекция


А12.Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1)ветеринар

2)зоотехник

3)агроном

4)селекционер


А13.Какую процедуру, из приведенных, можно считать биологическим экспериментом?

1)исследование реакций лягушки на механические раздражения

2)изучение размеров и формы листьев растений одного вида

3)сбор ископаемых остатков древних животных

4)разработка научной теории


А14.Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1)разработать теорию

2)построить модель

3)провести эксперимент

4)обдумать наблюдение


Аt1671682995ai.jpg 15.Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1)определить физические свойства воды в аквариуме

2)определить видовой состав обитателей аквариума

3)описать форму аквариума

4)сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке


А16.Какой метод позволяет выявить признаки, общие для всех царств живой природы?

1)микроскопирование

2)прогнозирование

3)сравнение

4)центрифугирование



Оценивание: 15-16 правильных ответов – отметка «5»

11 – 14 правильных ответов – отметка «4»

7 – 10 правильных ответов – отметка «3»

0 – 6 правильных ответов – отметка «2»


Методы биологии. Уровни организации живой материи

Вариант 4


А1.Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?

1)фенология

2)физиология

3)систематика

4)экология


А2.В естественно научном познании природы эксперимент в первую очередь позволяет

1)проверить гипотезу

2)зафиксировать факт

3)сформулировать закон

4)описать явление


А3.Специальность врача, специализирующегося на лечении болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, –

1)отоларинголог

2)гастроэнтеролог

3)офтальмолог

4)эндокринолог



А4.Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1)моделирования

2)эксперимента

3)сравнения

4)наблюдения


А5.Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1)наблюдение

2)описание

3)измерение

4)обобщение


А6.Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого?

1)молекулярная биология

2)экология

3)эмбриология

4)анатомия


А7.Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)слежение за миграцией косяка трески

3)изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4)лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5)описание внешних признаков бобовых растений

6)выработка условного пищевого рефлекса


А8.Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1)анатомия

2)физиология

3)гигиена

4)генетика

А9.Что из перечисленного изучает наука «физиология»?

1)строение клеток насекомых

2)систематику покрытосеменных растений

3)процессы внутриклеточного дыхания рыб

4)строение задних конечностей лягушек


А10.Как называется наука, занимающаяся изучением  наследственности и изменчивости организмов?

1)анатомия

2)генетика

3)цитология

4)физиология


А11.Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

1)физиология

2)гистология

3)эмбриология

4)цитология


А12.Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)анатомия

2)биоценология

3)физиология

4)молекулярная биология

5)психология

6)эволюционное учение


А13.Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царств живой природы, используется метод

1)микроскопирования

2)прогнозирования

3)сравнения

4)эксперимента


А14.Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

 

1t1671682995aj.jpg )молекулярно-генетический

2)органоидно-клеточный

3)биогеоценотический

4)популяционно-видовой


А15.Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1)наблюдения

2)измерения

3)эксперимента

4)моделирования



Оценивание: 16-19 правильных ответов – отметка «5»

9 – 15 правильных ответов – отметка «4»

5 – 8 правильных ответов – отметка «3»

0 – 4 правильных ответов – отметка «2»




Методы биологии. Уровни организации живой материи

Вариант 5


А1.Какой метод позволяет сделать окончательные выводы о чертах сходства и различия человека и приматов?

1)описания

2)наблюдения

3)сравнения

4)измерения


А2.На рисунке изображена собака и одна из многочисленных установок, которыми пользовался И.П. Павлов в своей научной деятельности. Наличие такой установки предполагает, что учёный использовал метод

1t1671682995ak.gif )описанияt1671682995al.gif

2)эксперимента

3)сравнения

4)измерения


А3.Какая наука изучает закономерности наследования потомством признаков родителей?

1)анатомия

2)физиология

3)генетика

4)систематика


А4.Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1)измерения

2)наблюдения

3)экспериментальных

4)моделирования


А5.Сформулировать гипотезу – значит

1)подтвердить объективность полученных данных

2)провести эксперимент

3)выдвинуть предположение

4)собрать имеющиеся факты


А6.Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1)систематика

2)экология

3)физиология

4)палеонтология


А7.Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1)создать теорию

2)построить модель

3)провести эксперимент

4)провести наблюдение


А8.Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на доклеточном уровне организации живого?

1)анатомия

2)экология

3)молекулярная биология

4)эмбриология


А9.Предположим, что у Вас в руках есть справочник по физиологии. Какую информацию из нижеприведённой Вы сможете в нём найти?

1)в пасти у тигра есть мощные клыки, резцы и коренные зубы

2)цветковых растений, известных на сегодня, около 250 тысяч видов

3)цвет оперения кур и яичной скорлупы породы леггорнов чаще всего белый.

4)нормальная частота пульса у человека – 60–80 ударов в минуту


А10.Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

1)воспроизведением

2)обменом веществ

3)саморегуляцией

4)раздражимостью


А11.Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1)ветеринария

2)анатомия

3)гигиена

4)антропология


А12.Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1)наблюдение

2)экспериментальный

3)измерение

4)обобщение


А13.Что является объектом изучения в области гистологии?

1)экосистемы

2)нуклеиновые кислоты

3)миграции птиц

4)животные ткани


А14.Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?

1t1671682995am.jpg )биосферный

2)органоидно-клеточный

3)биогеоценотический

4)популяционно-видовой


А15.Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)биоценоз

2)популяция

3)нейрон

4)многоклеточный организм

5)биосфера


А16.Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

1t1671682995an.jpg )эксперимент

2)наблюдение

3)сравнение

4)анализ


Оценивание: 15-16 правильных ответов – отметка «5»

11 – 14 правильных ответов – отметка «4»

7 – 10 правильных ответов – отметка «3»

0 – 6 правильных ответов – отметка «2»


Методы биологии. Уровни организации живой материи

Вариант 6

А1.Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)молекулярный

2)клеточный

3)организменный

4)популяционно-видовой

5)органо-тканевый

6)биогеоценотический


А2.К какому врачу-специалисту вы посоветуете обратиться своему товарищу, если он будет жаловаться на боли в области горла при глотании?

1)урологу

2)дерматологу

3)кардиологу

4)отоларингологу


А3.Какая наука изучает строение живых организмов?

1)цитология

2)анатомия

3)физиология

4)психология


А4.Как называют систему взглядов, идей в определенной научной области?

1)гипотеза

2)теория

3)описание

4)научный факт


А5.Чтобы доказать невозможность самозарождения мух из гнилого мяса, Ф.Реди должен был в своем эксперименте

1)оставить мясо открытым для мух

2)изолировать мясо от мух

3)убрать с мяса появившихся личинок

4)держать мясо на холоде


А6.Доказать родство изображённых организмов позволит метод

1t1671682995ao.jpg )эксперимента

2)сравнения

3)наблюдения

4)моделирования


А7.Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

t1671682995ap.jpg

t1671682995aq.jpg

(1)

(2)

1)абстрагирования

2)экспериментальным

3)моделирования

4)сравнения


А8.Какая наука изучает строение и распространение древних папоротниковидных?

1)селекция

2)экология

3)физиология

4)палеонтология


А9.Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1)формулирование выводов на основе полученных фактов

2)формирование у домашней собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!»

3)словесное описание нового вида организмов

4)сравнение двух тканей под микроскопом


А10.Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1)анатомия

2)физиология

3)гигиена

4)генетика


А11.Каким научным методом воспользуется ученик, решивший изучить эвглену зеленую под микроскопом?

1)наблюдение

2)сравнение

3)моделирование

4)измерение


А12.Систематика – это наука, изучающая

1)внешнее строение организмов

2)функции организмов в природе

3)образ жизни организмов

4)родственные связи организмов


А13.Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1)его проводят квалифицированные учёные

2)в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)изучается не сам объект, а его копия

4)он более продолжителен по времени


А14.К какому врачу-специалисту вы  обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?

1)урологу

2)терапевту

3)дерматологу

4)отоларингологу


А15.Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

t1671682995ar.jpg

1)молекулярно-генетический

2)органоидно-клеточный

3)организменный

4)биогеоценотический



Оценивание: 14-17 правильных ответов – отметка «5»

11 – 13 правильных ответов – отметка «4»

7 – 10 правильных ответов – отметка «3»

0 – 6 правильных ответов – отметка «2»

Методы биологии. Уровни организации живой материи

Вариант 7


А1.Каким методом воспользуется ученый-зоолог при установлении родства между озерной лягушкой (1)  и зеленой жабой (2)?

t1671682995as.jpg

t1671682995at.jpg

(1)

(2)

1)абстрагирования

2)экспериментальным

3)моделирования

4)сравнения


А2.Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1)эксперимента

2)измерения

3)описания

4)сравнения


А3.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?

1)зоология

2)физиология

3)ботаника

4)экология


А4.Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

t1671682995au.jpg

1)молекулярно-генетический

2)органоидно-клеточный

3)биогеоценотический

4)популяционно-видовой


А5.«Красная книга» – это

1)сборник научных трудов о наиболее важных для человека видах организмов

2)документ, содержащий сведения об охраняемых государствами видах организмов

3)энциклопедия наиболее часто встречающихся видов организмов, населяющих Землю

4)международный закон об охране редких и исчезающих видов организмов


А6.Какая наука изучает строение и функции органоидов клетки?

1)цитология

2)физиология

3)анатомия

4)генетика


А7.В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?

1)генетики

2)вирусологии

3)микробиологии

4)физиологии


А8.Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, – это метод

1)наблюдения

2)моделирования

3)описания

4)экспериментальный


А9.Наука, изучающая жизнедеятельность бактерий, — это 

1)микробиология

2)паразитология

3)эпидемиология

4)гельминтология


А10.Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

1)его осуществляют квалифицированные учёные

2)в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4)он более продолжителен по времени проведения


А11.Что может стать предметом изучения учёного-ботаника?

1)строение передней конечности ящерицы

2)систематика беспозвоночных животных

3)строение венчика цветка гороха

4)жизненный цикл гриба подосиновика


А12.Что из перечисленного изучает наука «цитология»?

1)систематику хордовых животных

2)строение клеток растений

3)химические реакции дыхания

4)морфологию передних конечностей животных


А13.Как называют науку, объектом изучения которой является классификация животных?

1)анатомия

2)физиология

3)экология

4)систематика


А14.Что позволяет эксперимент в биологии?

1)наблюдать явление

2)проверить гипотезу

3)проверить наблюдение

4)описать явление




Оценивание: 11-14 правильных ответов – отметка «5»

8 – 10 правильных ответов – отметка «4»

5 – 7 правильных ответов – отметка «3»

0 – 4 правильных ответов – отметка «2»








Прочитайте текст и выполните задание C1.

 

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото.  Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся  Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток  остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и  умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало  невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка,  был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были  покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.


Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?

2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?


3) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?

4) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?

5) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?






Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.