12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

9 класс

Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии

 

Цель: узнать основные закономерности мутационной изменчивости.

Задачи:

  • образовательные: дать характеристику мутационной изменчивости;
  • раскрыть причины мутаций;
  • воспитательные: воспитать дисциплинированность, организованность, самостоятельность, активность, внимательность;
  • развивающие: развивать интерес к предмету, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом;
  • развивать умение логически мыслить, делать собственные выводы.

Планируемые результаты:

предметные:

  • давать определения понятий «мутации», «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «мутагены»;

метапредметные:

  • познавательные: формулировать понятия; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • регулятивные: самостоятельно контролировать свою деятельности для достижения результата;
  • коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства;
  • личностные: умение анализировать и оценивать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: инструктивные карточки с заданиями, карточки с рисунками мутаций.

Литература:

  1. https://www.google.com/search ?q=%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjh-ou4q4D9AhVSyoKHYTeAD4Q_AUoAnoECAEQBA&biw=1440&bih=
  2. 775&dpr=1#imgrc=Tj5bBZkvYGftcM
  3. https://www.google.com/search?q=%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%8C&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwju7-7pvID9AhXM_CoKHUoGBDAQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1440&bih= 775&dpr=1
  4. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2019.

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы будем работать в парах.

 

 

Актуализация знаний

10 минут

На столах у вас лежат карточки с заданиями (см. приложение)

Выполняют задания (см. приложение).

 

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение планировать совместную работу.

Регулятивные: определение последовательности целей с учётом конечного результата.

Оценивание

4 минуты

11 – 11,5б – «5»

8 – 10б – «4»

5 - 7б – «3»

Оценивают свою работу.

Личностные: умение оценивать свою работу по критериям.

Изучение нового материала

15 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мутации проявляются редко, но приводят к внезапным скачкообразным изменениям признаков, которые передаются из поколения в поколение.

 

Перед вами расположены рисунки. Попробуем выяснить, чем мутации отличаются друг от друга (см. приложение).

 

 

В результате в деятельности гена происходят изменения, синтезируется белок с измененной последовательностью аминокислот и, следовательно, с измененными свойствами, а в итоге какой-то признак организма будет изменён или утрачен. Например, благодаря генным мутациям бактерии могут приобрести устойчивость к антибиотикам или другим лекарствам, изменить форму тела, цвет колонии и т.д.

 

 

 

 

При утрате в 21-й хромосоме у человека приводит к развитию острого лейкоза – белокровия, приводящего к смерти.

 

 

Последствия делеции могут быть различными: от смерти или тяжёлого наследственного заболевания (если потеряна та часть хромосомы, которая содержала важные гены) до отсутствия каких-либо нарушений (если утеряна та часть ДНК, в которой нет генов, определяющих свойства организма).

 

 

Дупликация менее опасна для организма, чем утрата или делеция. Например, у дрозофилы в одной их хромосом нашли восьмикратно повторяющийся ген.

После выполнения проверяют правильность выполнения заданий и делают краткие записи в тетрадях.

Основная причина возникновения новых признаков и свойств у живых организмов – это проявление мутаций – мутационная изменчивость.

Мутации – это изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды.

Впервые термин «мутация» был предложен в 1901 году голландским учёным Гуго де Фризом, описавшим самопроизвольные мутации у растений.

 

 

Мутации могут затрагивать генотип в различной степени, и поэтому их делят на генные, хромосомные и геномные.

 

Генные, или точечные, мутации встречаются наиболее часто. Они возникают при замене одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена на другие.

 

 

 

 

 

 

 

Хромосомными мутациями называются значительные изменения в структуре хромосом, затрагивающие несколько генов.

Утрата – это когда отрывается концевая часть хромосомы и происходит потеря части генов.

 

 

Делеция – из хромосомы «выстригается» и разрушается средняя её часть.

 

 

 

 

 

Дупликация – удвоение какого-нибудь её участка. При этом часть генов будет встречаться в хромосоме несколько раз.

 

 

Инверсия – хромосома разрывается в двух местах, и получившийся фрагмент, повернувшись на 180°, снова встраивается в место разрыва.

Транслокация происходит перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

Физминутка

2 минуты

 

Выполняют массаж активных точек ушных раковин.

 

Изучение нового материала

5 минут

Что относят к геномным мутациям?

 

 

Что такое полиплоидия?

 

При геномной мутации меняется количество хромосом.

При полиплоидии происходит кратное увеличения числа хромосом в клетках в результате нарушения их расхождения в митозе или мейозе. Соматические клетки таких организмов содержать 3n, 4n, 8n и т.д. Полиплоидия чаще всего встречается у растений и бактерий. Как правило, растения -полиплоиды имеют повышенные жизнеспособность, размеры, плодовитость и т.п.

 

Мутации возникают, если при образовании гамет в мейозе хромосомы какой-либо пары расходятся и обе попадают в одну гамету, а в другой гамете одной хромосомы не будет хватать. Как наличие лишней хромосомы, так и её отсутствие чаще всего приводит к неблагоприятным изменениям в фенотипе. Например, при нерасхождении хромосом у женщин могут образовываться яйцеклетки, содержащие две 21-е хромосомы. Если такая яйцеклетка будет оплодотворена, то на свет появится ребёнок с синдромом Дауна. Эти дети имеют очень характерную внешность, патологию внутренних органов, тяжёлые умственные расстройства. К сожалению, дети с синдромом Дауна рождаются довольно часто.

 

Пользуясь учебником, найдите, что такое мутагенные факторы.

 

Что может являться мутагенными факторами?

 

Полиплоидия, синдром Дауна, синдром Шерешевского-Тёрнера.

 

Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, вызывающие мутации, получили название мутагенных.

 

Мутагенными факторами являются:

- ионизирующее излучение;

- мутагенные вещества, которые действуют на ДНК, разрывая цепочку нуклеотидов. Примером может служить вещество колхицин, которое приводит к полиплоидии.

-физические воздействия, например повышение температуры окружающей среды.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Закрепление материала

2 минуты

Как мы может охарактеризовать мутационную изменчивость?

1.Мутационные изменения возникают внезапно, и в результате у организма появляются новые свойства.

2.Мутации наследуются и передаются из поколения в поколение.

3.Мутации не имеют направленного характера, то есть нельзя с достоверностью предсказать, какой именно ген мутирует под действием мутагенного фактора.

4.Мутации могут быть полезными, нейтральными или вредными для организма, доминантными или рецессивными.

Познавательные: умение обобщать материал.

Домашнее задание

4 минуты

Параграф 33. Выучить записи в тетрадях.

Заполнить таблицу.

Виды мутаций

Какие изменения происходят

К каким последствиям могут привести

Генные

 

 

Хромосомные

 

 

Геномные

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Личностные: умение самостоятельно работать

Рефлексия

2 минуты

Самым интересным сегодня на уроке было … Сегодня я понял ….

Сегодня я научился …

Сегодня я задумался …

На будущее мне надо иметь в виду …

 

 

 

Мутационная изменчивость

Задание 1. Решите кроссворд и впишите ключевое слово в предложение.

Мутации - это изменения __________________, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Элементарная единица наследственности; участок ДНК хромосом.

2.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

3.Свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

4.Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зелёного цвета семян или, наоборот, оба гена желтизны семян), то такие организмы называют ….

5.Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и называются …

6.Свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.

7.Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

 

Задание 2. Решите ребус, в котором зашифровано имя учёного и впишите его в предложение.
t1675744578aa.jpg

Впервые термин «Мутация» был предложен в 1901 году голландским учёным ________ ____ _______, описавшим самопроизвольные мутации у растений.

,t1675744578ab.jpgt1675744578ac.jpg , ,,

t1675744578ad.jpg

,t1675744578ae.jpg , ,, Бриз Б=Ф

 

 

 

Задание 3. Пользуясь рисунком, определите, на какие три группы делятся мутации.

t1675744578af.jpg

t1675744578ag.gifМутации

t1675744578ag.gift1675744578ag.gif

 

1

2 1 _______ные 2_________ные 3 ________ные

 

 

 

 

 

3

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Мутационная изменчивость

 

Задание 1. Решите кроссворд и впишите ключевое слово в предложение. (7 баллов)

Мутации - это изменения ГЕНОТИПА, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

н

Е

т

и

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

а

с

л

е

д

с

т

в

е

Н

н

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

м

О

з

и

г

о

т

н

ы

м

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

Т

о

с

о

м

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

м

е

н

ч

И

в

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

н

о

т

и

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Элементарная единица наследственности; участок ДНК хромосом.

2.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

3.Свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

4.Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зелёного цвета семян или, наоборот, оба гена желтизны семян), то такие организмы называют ….

5.Все хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и называются …

6.Свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.

7.Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

Зt1675744578aa.jpg адание 2. Решите ребус, в котором зашифровано имя учёного и впишите его в предложение. (3 балла)

Впервые термин «Мутация» был предложен в 1901 году голландским учёным ГУГО ДЕ ФРИЗ, описавшим самопроизвольные мутации у растений.

,t1675744578ab.jpgt1675744578ac.jpg , ,,

t1675744578ad.jpg

,t1675744578ae.jpg , ,, Бриз Б=Ф

 

 

 

Задание 3. Пользуясь рисунком, определите, на какие три группы делятся мутации. (1,5 балла)

t1675744578af.jpg

t1675744578ag.gifМутации

t1675744578ag.gift1675744578ag.gif

 

1

2 1Геномные 2Хромосомные 3Генные

 

 

 

 

 

3

t1675744578ah.jpg

 

t1675744578ai.jpg

 

t1675744578aj.jpg

 

t1675744578ak.jpg

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.