12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Толочкова-Фадеева86
Россия



Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»













Конспект урока

по развитию речи

в 4 А доп. классе

(вариант 2.2)

по теме:

«Описание картины

Е.Волкова «Октябрь»».











Составила:

учитель начальных

классов

Е.А.Фадеева









2023-2024 уч.год



Тема урока: «Описание картины Е.Волкова «Октябрь».

Тип урока: комбинированный.

Цель: краткое знакомство с жизнью и творчеством Е.Волкова, развитие навыка описания картины, речевой культуры.

Задачи:

образовательная: кратко познакомить с жизнью и творчеством Е.Волкова, формировать коммуникативные умения учащихся необходимые для построения текста в работе с картиной; совершенствовать свои высказывания, ввести в словарь учащихся слова: холодные и тёплые цвета, изумрудная трава;

коррекционно-развивающая: развивать навыки анализа картины, подбирать варианты высказывания; развивать монологическую речь, слуховое восприятие, внимание и память;

воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства; воспитывать эстетический вкус, формировать любовь к окружающей природе; формировать навыки этичного межличностного отношения между учащимися;

коррекционная - закреплять навыки произношения звука «Ч» в слогах и словах; развивать слуховое восприятие и произносительную сторону устной речи на материале новых фраз, активизировать лексику учащихся по темам развития речи «Времена года. Осень.»

Оборудование: использование ИКТ (ноутбук, логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1»), план описания картины, индивидуальные слуховые аппараты, таблички, рабочие тетради, учебник «Чтение и развитие речи 5 класс» Н.Е.Граш.

Словарь: Поздняя, золотая, жёлтая, бурая, высокие, светлые, тёмные, осеннее, светло-серое, холодная, прохладный, влажный.



Метод. приёмы: объяснительно-иллюстративный метод.

Предыдущее домашнее задание: по словарю повторить лексический материал по теме «осень», индивидуальное задание для обучающегося с повышенной мотивацией: рассказ о художнике (ученик отработал материал на индивидуальном занятии с педагогом по развитию слуха и формированию произношения).













Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I.Организационный момент

- Встаньте. Поздоровайтесь.

- Сядьте.

-…., как ты меня слышишь?

-Кто сегодня дежурный?

- Кого нет с нами?

- Какой сейчас урок?

- …, иди к доске и составь план урока?

План урока:

Сначала будем составлять вопросы и беседовать о художнике.

Потом будем рассматривать картину и отвечать на вопросы

Затем будем писать

Наконец будем составлять рассказ по картине.



-Здравствуйте


-я слышу (хорошо, плохо)

- Я сегодня дежурный.

- С нами (все, нет…, потому что…)

- Сейчас урок чтения.

- (учащийся выходит к доске и воспринимает на слух воспроизведенные учителем фразы за экраном. Ученик составляет план урока.)


Дежурный звук [Ж] –

согласный, звонкий, твёрдый.

t1697109875aa.png

Слоговые упражнения:

ОЖ ОЖ ОЖ –худо́жник

ЖО ЖО ЖО – жёлтая

ЖИ ЖИ ЖИ - лежи́т

АЖИ АЖИ АЖИ - пейза́жи


Жи́́вопись – живо̄пи́сец

Худо́жник изо̄бража́л пейза́жи. t1697109875ab.png

Дежурный звук [Ж] –

согласный, звонкий, твёрдый.

t1697109875aa.png

Слоговые упражнения:

ОЖ ОЖ ОЖ –худо́жник

ЖО ЖО ЖО – жёлтая

ЖИ ЖИ ЖИ - лежи́т

АЖИ АЖИ АЖИ - пейза́жи


Жи́́вопись – живо̄пи́сец

Худо́жник изо̄бража́л пейза́жи.

t1697109875ab.png


II. Повторение изученного материала


-Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

-Сегодня тема урока: "Описание картины".

-Что значит описать картину?

- Что вы уже знаете по данной теме?

- На уроке будем работать по таблице.

(На доске репродукция картины)

(дети предлагают темы)- Описание картины



- Рассказать, что видишь на картине.

-У картины есть автор Е.Волков

- Название картины «Октябрь»

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал



III. Изучение нового материала

-Что вы хотите узнать по картине? Напишите вопросы во втором столбике. Работайте в парах.

(Проверка. Учитель записывает вопросы)

(Учащиеся работают в паре. Обсуждают и записывают вопросы. Дети пишут вопросы. )

- Как называется картина?

-Кто автор картины?

-Что изображено на картине?

-Какие краски использовал художник?

-Что хотел показать художник?



Картина открывается.

-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского художника Е.Волкова. О художнике нам расскажет…



























- О чем писал художник?

-Какая репродукция вам понравилась? Почему?

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник передает своё отношение к образу и настроение.

Желтый, красный, розовый, оранжевый цвета называют в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь, помогают художнику передать радостное, светлое настроение. Синий, фиолетовый голубой, серый – это холодные тона. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, тоски, печали. Любой цвет в живописи может быть теплым холодным в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому.

Какие цвета использовал Е.Волков? Зачем? 

Какое впечатление произвела на вас картина? 

Дети находят ответы на некоторые вопросы. (определяют автора, название)


(Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленного им доклада)

Ефим Ефимович Волков – русский художник-передвижник, мастер пейзажа. Художник Ефим Волков умел вдохнуть поэзию в неброские виды лесов и речушек, ег ценили за спокойную созерцательность, благодаря которой в, будничных, даже скучноватых пейзажах вдруг проступают величие и торжественность; художник особенно интересовался переменчивостью природы – его привлекали зарождающийся рассвет, понемногу проступающие на небе закатные краски и заморозки. Великий живописец любил природу, поэтому большинство его работ это пейзажи, самые известные из них, это- «Октябрь», «Пейзаж с прудом»«Лунная ночь в лесу»«Ранний снег»«Украинский пейзаж с хатой».

- Художник писал о природе

-Мне понравилась картина …., потому что она …



















-Холодные – т.к. художник хотел передать настроение осени.

-Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много серо-голубого, желтого, белого, цветов. Эти цвета вызывают у нас немного грустное настроение, ведь лето закончилось, но в то же время и радостно, что скоро придет зима и наступит наш любимый праздник Новый год!.


Беседа по картине


-Ребята, рассмотрите картину. Будем отвечать на вопросы и заполнять словарь.

- Вспомните, к какому времени года относится месяц октябрь? Вспомни, как называется картина?Что в это время происходит в природе?

- Рассмотри эти березки. Какие они? Есть ли на них листья?

- Рассмотри лесную дорожку. Что ты видишь на ней?


- Кого увидел художник у реки?.

- Рассмотри реку. Какого цвета вода в реке? Она тёплая или холодная?

- Рассмотри небо на картине. Какого оно цвета?

-Какой воздух на картине?

- Подумай, какое настроение хотел передать художник?

Одновременно дети заполняют словарь (записывают определения, слова-помощники)


-Осень. Солнышко появляется всё реже, становится холоднее. Все чаще пасмурная и холодная погода..


-Берёзки стоят голые, листьев почти нет


-На дорожке лежит ковёр из осенних разноцветных листьев. Осталось немного тёмной травы..

-Женщина в тёмной одежде, в платке.

-.Вода серо-голубая, холодная.


- Светло-серое прозрачное небо.


-Прохладный, влажный воздух.

-.свой ответ


IV. Письменная работа.



Вставьте слова.

Конец октября, (Какая?) осень.

Берёзки стоят (Какие?).

Листьев почти нет.

На (Какой?) дорожке лежит

Ковёр из (Каких?) листьев.

Осталось немного (Какой?) травы.

Около реки стоит женщина

В (Какой?) одежде.

Река (Какая?), (Какая?).

(Какое?), (Какое?) небо.

Воздух (Какой?), (Какой?).

Настроение…(какое?)

Больше всего в картине мне понравилось …?
Взаимопроверка.)

(Один ученик у доски, остальные на листах ученика)

Конец октября, поздняя осень.

Берёзки стоят голые.

Листьев почти нет.

На лесной дорожке лежит

Ковёр из осенних листьев.

Осталось немного тёмной травы.

Около реки стоит женщина

В тёмной одежде.

Река холодная, серо-голубая.

Светло-серое, прозрачное небо.

Воздух прохладный, влажный.

Настроение…


(Сравнение с записью на доске, выяснение, кто использовал другие слова и почему


Физминутка

-Давайте отдохнем. Встаньте. Представьте, что вы в осеннем лесу. Наблюдаем за птицами (глазами нарисовать большую восьмерку, посмотреть в верхний левый угол класса и т.д.) Ловим листочки (хлопать в ладоши с поворотом туловища). Помогаем дровосеку (наклоны туловища). Глубоко дышим и маршируем на месте.


1.встали

2.гимнастика для глаз

3. ловят комаров (хлопают в ладоши с поворотом туловища)

4. дровосек (наклоны туловища)

5. глубокий вдох-выдох, маршируют.


V. Работа над составлением рассказа по плану



-Будем описывать картину по плану.

I.Вступление.

1.Название картины, автор.
2.Первое впечатление от произведения.
II. Описание картины.
1. Картина леса
2. Центральный план.
III.Заключение.
1. Настроение, которое создает картина.
2. Твое отношение.







(Сначала каждому ученику достается свой пункт плана, в конце один ученик дает полный рассказ. Остальные проговаривают за ним. При ответе дети используют кластер.)



VI. Стадия рефлексии




Вернемся к нашей таблице.

-Что вы узнали?

-Вы нашли ответы на свои вопросы? (Запишите в таблице)

Давайте составим словарь к картине "Октябрь".




-Какое у вас настроение? Спросите друг у друга.

- Что нового вы узнали на уроке?



-Мы узнали о художнике и его картинах.



Словарь: Поздняя, золотая, жёлтая, бурая, высокие, светлые, тёмные, осеннее, светло-серое, холодная, прохладный, влажный.
Красота родной природы.
Настроение.

-Какое у тебя настроение? У меня …

- На уроке я узнал….


VII. Домашнее задание.

Написать описание центра картины.


VIII. Итоговое оценивание

-Чем мы занимались на уроке?


- Вам понравился урок?




- На уроке мы беседовали, отвечали на вопросы, слушали и составляли рассказ по картине Е.Волкова «Октябрь»

- Да, мне понравился урок (Нет, …)

*(подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)

Приложение 1. Лист ученика


Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал







Конец октября, поздняя осень.

Берёзки стоят голые.

Листьев почти нет.

На лесной дорожке лежит

Ковёр из осенних листьев.

Осталось немного тёмной травы.

Около реки стоит женщина

В тёмной одежде.

Река холодная, серо-голубая.

Светло-серое, прозрачное небо.

Воздух прохладный, влажный.

Настроение…






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.