12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марьясова Ирина Евгеньевна5774
Руководитель отдела по воспитательной и социальной работе в Новошахтинском техникуме промышленных технологий - филиале ГБПОУ РО "Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им.ак. Степанова П.И." Стаж педагогической деятельности 27 лет
Россия, Ростовская обл., Новошахтинск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
5

Описание опыта воспитательной системы по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся в Новошахтинском техникуме промышленных технологий – филиале государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им.ак. Степанова П.И.»

Описание опыта воспитательной системы по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся в Новошахтинском техникуме промышленных технологий – филиале государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им.ак. Степанова П.И.»


Целью антикоррупционного воспитания в техникуме является воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

При реализации поставленной цели решаются следующие задачи антикоррупционного воспитания учащейся молодёжи:

Осуществление знакомства с явлением коррупции: ее сутью, причинами, последствиями.

Поощряется нетерпимость к проявлениям коррупции.

Демонстрация возможности борьбы с коррупцией.

Выделение основных компонентов системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на занятиях дисциплин «Право», «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности», «Обществознание», «Русский язык и культура речи», «История»;

обретение опыта решения жизненных и студенческих проблем на основе взаимодействия педагогов и обучающихся;

педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с чем, возникает необходимость осознанного принятия обучающимися правил решения жизненных проблем. Для этого на профилактических занятиях создаются ситуации, в которых обучающиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно-просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация обучающимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой обучающиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики становится организация студенческого самоуправления в группе, техникуме, увеличение числа поручений для обучающихся группы с определёнными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание обучающимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.

В работе с обучающимися 1-4 х курсов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи обучающиеся на занятиях права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции обучающихся по данному вопросу. Основные элементы системы антикоррупционного воспитания отражены в табл. 1.

Таблица 1

Система антикоррупционного воспитания

в образовательном учреждении

Возраст обучающихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Обучающиеся 1-2х курсов

Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам

Успех без нарушений

Обучающие практикумы, встречи с представителями правоохранительных органов, тренинги

Обучающиеся 3-4 х курсов

Формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения

Коррупция как особый вид правонарушения

Занятия, дискуссии, круглые столы

При реализации дисциплин обществоведческой и правовой направленности обеспечивается возможность расширения объемов учебной работы обучающихся, связанной с формированием антикоррупционного воспитания, формированием развитого правосознания, осуществлением профориентационной деятельности через изучение отдельных тем:

- Коррупция и власть.

- Борьба с коррупционными правонарушениями.

- Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.

- Коррупция как разновидность девиантного поведения.

- Связь организованной преступности и коррупции.

- Правовые и организационные меры предупреждения коррупции.

- Национальный план противодействия коррупции.

- Экономический аспект коррупции.

- Коррупция – основа теневой экономики.

- Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.

- Молодежь и коррупция.

- Гражданин и коррупция.

- Гражданская активность – метод борьбы с коррупцией.

- Коррупция как социальное явление, ее понятие, сущность и формы.

- Сознание, ответственность и правосознание, бессознательные формы восприятия правовой действительности: стереотипы, заблуждения, привычки, интуиция, психологическая характеристика правомерного и правонарушающего поведения

В рамках отдельных дисциплин рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике:

Дисциплина

Раздел. Тема.

Элементы содержания по антикоррупционной проблематике

«Право»

Административное право и административный процесс

Лекция. Государственная политика в сфере противодействия коррупции. (Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ с изменениями от 2017 года)

Практикум: работа с первоисточником, анализ ФЗ. Урок-семинар: Понятие коррупции.

Видеолекция: Роль МФЦ в реализации ФЗ № 273 в профилактике коррупции

Лекция. Правовая ответственность за нарушение антикоррупционной политики (анализ отраслей права, заполнение сравнительной таблицы с указанием отрасли-статьи и ответственности)»

«История»

«От Древней Руси к Российскому государству»,








«Россия в конце 17-18 вв.: от царства к империи»



«Апогей и кризис советской системы 1945-1991 годы»


«Российская Федерация на рубеже 20-21 веков»

Лекция Образование древнерусского государства (история зарождения коррупционных отношений в стране)

Урок-семинар: Образование единого Русского государства и его значение (история зарождения коррупционных отношений в стране)

Лекция Внутренняя политика России в эпоху Екатерины II :«Просвещенный абсолютизм» (становление коррупционных отношений во власти)

Лекция: Власть и общество в эпоху правления Л.И. Брежнева (процветание корруциии в эпоху застоя. Пагубность явления)

Лекция Формирование российской государственности (современные подходы противодействию коррупции в обществе)

«Обществознание (включая экономику и право)»

Экономика




















Политика





Право

Лекция. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики (проблемы коррупционной составляющей в современных экономических отношениях)

Практикум: Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика (проблематика коррупции в условиях разных типов экономических систем)

Лекция: Роль государства в экономике (роль государства по противодействию коррупции)

Лекция Основные проблемы экономики России (проблемы коррупции и антикоррупционные меры)

Лекция: Государство в политической системе. Правовое государство (вопрос борьбы с коррупцией во властных структурах)

Лекция. «Основы конституционного строя в РФ»

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

«Право и экономика»




«Труд и социальная защита»



«Административное право»


Лекция: Правовое регулирование экономических отношений (противодействие коррупции в законодательной сфере области предпринимательства).

Лекция Трудовое право как отрасль права (Коррупционные проявления в трудовых отношениях)

Лекция Административные правонарушения и административная ответственность (законодательное обеспечение противодействия коррупции в сфере управления)

«Русский язык и культура речи»

Москва 30 х годов

Лекция. Система образов в романе «Мастер и Маргарита». Основные признаки коррупционных действий


При осуществлении воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения преподавателями, руководителями групп, социальным педагогом используются следующие виды деятельности и

формы занятий с обучающимися:

- изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);

- ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе разъяснительных профилактических бесед, тренингов, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);

- участие во встречах с выпускниками техникума, в том числе добившихся значительных результатов в своей профессиональной деятельности и становлении профессиональной карьеры;

- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);

- проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

Для студентов1 - 2 х курсов проводятся тематические классные часы следующей тематики:

-Коррупционное поведение: возможные последствия.

-Российское законодательство против коррупции.

-Быть честным это значит…...

-Поступить по справедливости.

Для студентов 3-4-х курсов проводится социальный практикум, в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки. Данный практикум включает в себя следующие темы:

- Поступление в вуз.

- Сдача экзамена.

- Несоблюдение правил дорожного движения – моя зона ответственности.

- Получение пособия.

- Получение справки.

- Разрешение конфликта (тренинг бесконфликтного решения ситуации).

- Организация предпринимательской деятельности.

- Я бы в армию пошёл…

- Как получить должность.

- Устраиваемся на хорошую работу.

- На приеме у врача.

Основной формой осуществления социального практикума является дискуссия, в ходе которой обучающимся предлагается высказать свое мнение и предложить свой способ решения данной ситуации. Самоопределение обучающихся во время занятий социального практикума позволяет зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий.

Ежегодно обучающиеся техникума принимают активное участие во Всероссийском, областном, муниципальном конкурсе социальной рекламы «Вместе против коррупции», «Чистые руки» и другие.


Таблица 2

Примерная тематика тематических классных часов

в группах очного отделения 1-4 х курса


Курс

Темы классных часов

Родительское собрание (в дискуссионной форме)

1-й курс

«Коррупция как противоправное действие»

«Как решить проблему коррупции?»

«Откуда берется коррупция?» 

«Закон и необходимость его соблюдения»

Родительские собрания на темы, посвящённые нравственному выбору в ситуациях, связанных с коррупцией, антикоррупционная политика образовательного учреждения.


2-й курс

«Как разрешать противоречия между желанием и требованием?»

«Государство и человек: конфликт интересов»

«Требования к человеку, обличенному властью»

«Преимущество соблюдения законов»

3-й курс

«Российское законодательство против коррупции»

«Боремся с коррупцией»

«Есть такая профессия – защищать закон и порядок»

«Коррупция: выигрыш или убыток»

4-й курс

«По законам справедливости»

«Коррупционное поведение: возможные последствия»

«Коррупционеры разрушают страну»

«Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?»


Ежеквартально организуются встречи с сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, юстиции, коллегии адвокатов в ходе которых обучающимся разъясняются нормы Российского законодательства, приводятся примеры случаев и предлагается решить ситуацию используя полученные знания.

Немаловажным направлением внеучебной работы с обучающимися по формированию антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание. Только сильное государство способно обеспечить наше будущее, а также будущее наших близких. Коррупциогенный фактор расшатывает любую, даже самую крепкую государственную машину. Данный аспект обсуждается в процессе проведения встреч обучающихся с ветеранами войн, труда, правоохранительных органов, работниками культурно-массового сектора, специалистами отдела по работе с молодёжью Управления образованием Администрации г. Новошахтинска, представителями духовенства.




Деятельность по антикоррупционному просвещению и воспитанию, формированию правосознания и правовой культуры обучающихся

п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Результат

1

Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся на занятиях по дисциплинам «История», «Обществознание», «Право», «Русский язык и культура речи», «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности »

До 31.08.2020

Преподаватели дисциплин

Внесены модули антикоррупционного просвещения в рабочие программы учебных дисциплин

2

Единый тематический классный час «Что значит быть гражданином?»

10.12.2020

Руководители групп

Пропаганда законопослушного поведения, разъяснение ответственности за нарушение норм законодательства

3

Социологический опрос «Что я знаю о коррупции?»

Сентябрь

Социальный педагог, педагог – психолог, волонтёрский отряд «Добрые сердца»

Определение уровня гражданско-правовой компетентности

4

Общеколледжское родительское собрание «О политике филиала колледжа в отношении коррупции. О недопущении коррупционных действий, а также последствиях за данные действия в отношении всех участников учебно-воспитательного процесса.» с применением методических и информационных материалов по антикоррупционному просвещению родителей (законных представителей)

Сентябрь

Руководитель отдела по В и СР, руководители групп

Формирование антикоррупционной культуры у обучающихся и их законных представителей. Отсутствие случаев коррупционного поведения в техникуме

5

Анкетирование «Коррупция в ОУ»

Октябрь

Педагог-психолог

Мониторинг уровня удовлетворённости обучающихся учебно-воспитательным процессом в ОУ, выявление проявлений коррупции в ОУ

6

Правовой час с участием сотрудников правоохранительных органов «Мои поступки - моя ответственность»

Ноябрь

Социальный педагог, инспектор ОПДН г. Новошахтинска

Создание дополнительного источника информации, посредством которого проводится профилактическая разъяснительная работа

7

Участие в конкурсах социальной рекламы «Вместе против коррупции», «Чистые руки»

Январь - октябрь

Социальный педагог, руководители групп, студсовет

Привлечение внимания к вопросам противодействия коррупции, формирование устойчивого нетерпимого отношения к ее проявлениям

8

Круглый стол «Взятка и ответственность»

Ноябрь

Преподаватели дисциплин

Освоение обучающимися социального опыта, норм и правил поведения, формирование и развитие знаний, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни.

9

Профилактическая беседа с элементами дискуссии «От сессии до сессии живут студенты весело»

Декабрь

Социальный педагог, педагог-психолог

Формирование комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, молодёжи. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства.

10

Организация и проведение тематических классных часов.

ежемесячно

Руководители групп

Пропаганда законопослушного поведения, разъяснение ответственности за нарушение норм законодательства

Руководитель отдела по В и СР И.Е. Марьясова

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 03.12.20 в 14:38 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу,Ирина Евгеньевна!
Марьясова Ирина Евгеньевна, 03.12.20 в 14:43 0Ответить Пожаловаться
спасибо за отзыв, может кому то пригодится для своего составления отчёта-описания
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.