12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Александровна Проничева77
педагогический стаж 24 года
Россия, Смоленская обл., Вязьма
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
3

Организация и проведение профориентационных экскурсий с обучающимися на предприятия и организации

t1632297829aa.jpgОбщие правила проведения экскурсий.


Чтобы экскурсия вызвала интерес у обучающихся, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20 – 25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число не должно превышать 15 человек.

При знакомстве с группой, а это 1 или 2 курс, мастер п\о должен выяснить общую и техническую подготовку, узнать о ее интересах и знаниях, полученных на уроках. Во вступительной беседе он должен сообщить общий план осмотра объекта, остановиться на правилах поведения обучающихся в цехах, отделах, учебных классах, познакомить с правилами ОТ и техники безопасности, выяснить, что знают учащиеся об объекте, с которым они будут знакомиться.

Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной. Если предприятие, организация, учреждение имеет музей или комнату боевой славы, рекомендуется начать экскурсию со знакомства с его экспозицией. Тогда обучающиеся, переходя в цеха, уже будут знать основные этапы истории предприятия, его лучших людей, результаты творческого труда коллектива.

Показ и рассказ должен вестись в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание сразу на работу всего объекта показа. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Именно такое преподнесение материала экскурсии и будет воспитанием не на каких-то отвлеченных, оторванных от жизни моментах, а на конкретных примерах трудовой деятельности.

От экскурсий у обучающихся остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда они могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы. Мастер п\о должен рассказать не только о той профессии\специальности, которую получают обучающиеся в учебном заведении, но о других не менее интересных профессиях, тем самым стимулировать получение дополнительного профессионального образования.


Примерный план экскурсии на предприятие, в учреждение, организацию (распределение времени):

- предприятие, музей или цех (беседа) 10 – 15 минут.

- объекты показа 40- 45 минут.

- подведение итогов 20 – минут.

- на переходы отводится до 20 минут.

Таким образом, на экскурсию отводится 1час 30 минут.

Типичные ошибки при проведении экскурсий

1. Плохая разработка маршрута экскурсии: задержки, длинные переходы, демонстрация старого оборудования.

2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения: при этом страдает качество восприятия. Если, например, в цехе шумно и сделать пояснение можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить пояснение.

3. Экскурсия посвящается какой–либо одной стороне производства или учебного процесса:

демонстрации технического объекта,

условиям работы,

технологии и т.д.

- Избыточная детализация, использование специальных терминов, не понятных учащимся.

- Сухость, схематичность, поверхностность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.

- Отсутствие контроля со стороны мастера за усвоением материала.

Организация экскурсии.

В профориентационной работе одной из эффективных форм ознакомления с разными видами трудовой деятельности являются экскурсии на предприятия, стройки, научно-производственные объединения.

Организация, подготовка, проведение экскурсии предусматривает следующие этапы:

1. Выбор экскурсионного объекта.

2. Разработка содержания экскурсии.

3. Подготовка учащихся к экскурсионному ознакомлению с предприятием.

4. Проверка эффективности проведенной экскурсии.

Выбор объекта

Предприятия, на которые организуется экскурсия, должны быть интересны. Технологический процесс производства – достаточно простой и доступный восприятию обучающихся. Критерием служит высокий уровень организации производства на предприятии, оснащенность современной техникой, разнообразие профессий и специальностей.

Примерный план проведения экскурсий

1.Название предприятия, форма собственности, дата образования.

2. Краткая история создания и развития предприятия.

3. Основные виды продукции.

4. Количество работающих, главные профессии.

5. Производственный процесс по стадиям:

Первичная обработка сырья

изготовление комплектующих частей или материалов

сборка

отделка

упаковка

складирование.

6. Производственные связи—по смежным производствам и предприятиям;

-- по реализации готовой продукции.

7. Производственная инфраструктура.

8. Проблемы и перспективы развития предприятия.

1.Подготовка:

- составление списков и подготовка обучающихся к экскурсии;

- инструктаж ОТ перед выходом на экскурсию;

- разработка плана, содержания и маршрутов экскурсии;

- определение участников и объектов показа;

- расчет времени;

- подбор и назначение организатора экскурсии, экскурсовода

- распределение вопросов и заданий, по которым необходимо в ходе подготовки и проведения экскурсии собрать материал;

2. Проведение экскурсии:

- вступительная беседа;

- практический показ с пояснением;

- заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы;

- вручение памяток, буклетов;

- выявление эффективности экскурсии путем анкетирования (приложение№1)

3. Подведение итогов:

- беседа по содержанию экскурсии;

- оформление альбомов, рефератов, информационного материала, стенгазеты и т.д.); - выявление профессиональных намерений (сочинение, анкетирование).

4.Содержание экскурсии на предприятие

Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.

Цель экскурсии:

- познакомить обучающихся с современным производством и перспективами его развития;

- расширить представления о содержании производственных профессий, прививать интерес к ним;

- познакомить с технологическими процессами, организацией и условиями труда;

- познакомить с трудовыми традициями предприятия, передовиками производства, ветеранами труда.

Экскурсии должна предшествовать вступительная беседа в мастерской или в кабинете.

Задача вступительной беседы

- дать обучающимся общую характеристику предприятия, его коллектива, наиболее массовых профессий, а также разъяснить правила техники безопасности.

Беседа не должна быть продолжительной и многоплановой. После вступительной беседы мастер п\о, представитель предприятия ведет обучающихся в цех, где в сжатой форме дается характеристика цеха, его коллектива, наиболее распространенных профессий. Затем он показывает рабочие места специалистов, знакомит с представителями определенных профессий, дает их профессиографическую характеристику.

Ребята одновременно наблюдают за работой специалиста и слушают пояснения. По ходу экскурсии они задают вопросы.

После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы обучающихся. Обсуждается и систематизируется полученная информация.

Примерные вопросы, на которые необходимо обратить внимание при проведении экскурсии.

1.Знакомство с профессией и подготовка к ней.

История развития профессии.

Потребность в профессии.

Значение ее в наши дни для народного хозяйства, для общества в целом.

Связь этой профессии с другими профессиями.

Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность.

Условия приема на работу.

Характер обучения в профессиональной образовательной организации.

2.Содержание труда по специальности.

Внешнее содержание трудового процесса:

задание, материал, сырье, с которым работают, средства, ход, распределение и результат труда.

Внутреннее содержание процесса: знания, навыки.

Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с животными, с техникой, требуют физического напряжения и прочее.

3.Требования к человеку.

Моральные, психофизиологические качества.

Образованность, опыт.

Медицинские и психологические противопоказания.

4.Социально – экономические особенности профессии.

Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и т.д.) заработок, система оплаты труда, рост доходов.

Социальное обеспечение, деятельность профсоюзов.

Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии.

География профессии (местность, где работают специалисты данной профессии и где на них спрос.)

5.Литература о данной профессии.

Периодическая печать.

Отдельные издания.

Разработка материалов экскурсии.

Проведение беседы, чтение доклада немыслимо без самой разработки специального плана или текста. Именно методическая разработка дает возможность проводить экскурсию плавно и целенаправленно с учетом психологических особенностей обучающихся. В распоряжении мастера п\о должна быть подробная информация, фактический материал, который накапливается по мере изучения всех вопросов и объектов, входящих в экскурсию. Кроме того, следует постоянно собирать различные интересные материалы об истории предприятия, о его лучших работниках и т.д.

В методической разработке определяется тема, цель экскурсии, маршрут и объекты, продолжительность, методические приемы показа и рассказа.

Методическая разработка экскурсии должна состоять из трех разделов: вступление, основная часть и заключение.

Во вступительной части формируется цель экскурсии, излагаются ее воспитательные и профориентационные задачи, основные вопросы, которые должны быть раскрыты во время экскурсии, и сообщаются сведения о маршруте, основных объектах и продолжительности экскурсии.

Основная часть методической разработки строится по следующей схеме:

Маршрут экскурсии.

Объекты и показ.

Время.

Перечень основных вопросов.

Организационные указания.

Методические указания.

В заключительной части необходимо ответить на вопросы, которые появились в ходе экскурсии. Рекомендуется провести итоговые беседы, в ходе которых мастер п\о направляет своими вопросами рассуждения обучающихся, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы.

Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных во время экскурсии, обучающиеся могут оформить презентации, фотоотчеты, ответить на предложенную анкету (см. приложение), написать мини сочинение или др..

Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т.д. За выполнение творческого задания, обучающиеся приставившие лучшие работы могут получить дополнительную оценку.

























Приложение (пример анкеты)

Просим ответить на следующие вопросы:


1.Понравилась ли вам экскурсия?

Да;

Нет;

Не совсем;

Если нет, то почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Какая профессия, специальность, данного предприятия, организации Вас заинтересовала?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Желаете ли Вы освоить одну из профессий\специальностей, заинтересовавших Вас во время посещения предприятия?

Да; Нет;


4.Если да, то какую?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Вы узнали что-нибудь новое для себя во время проведения экскурсии?

Да; Нет; Не совсем.


7.Если да, то что Вы узнали об интересующей профессии\специальности?

Содержание труда;

Оборудование, инструменты;

Условия труда;

Требования профессии к человеку.


8.Считаете ли Вы себя пригодным для данной профессии\специальности?

Да; Нет


9.Какую информацию вы хотели бы получить дополнительно об интересующей вас профессии\специальности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10.Помогла ли вам экскурсия на предприятие в выборе профессии\специальности?

Помогла выбрать профессию;

Получил (а) соответствующую информацию,

Получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора;

Полезной информации не получил (а).


11.Ваши предложения по улучшению проведения экскурсий на предприятия, организации, учебные заведения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Благодарим за ответы!

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.