12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Авсанова Виктория Артуровна71



Тема: Органоиды клетки

Класс:10

Цель урока: охарактеризовать строение и функции органоидов.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

Оборудование: мультимедийный проектор, опорные таблицы (карточки).

Ход урока

Слайд 1. Учитель. Здравствуйте, садитесь. Улыбнемся друг другу и новому дню!

Открываем учебники, тетради.

В прошлом учебном году вы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.

Давайте мы мысленно вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово "клетка".

(Звучит музыка А. Вивальди).

17 век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.

Это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Слайд 2. Год 1665 - английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление ...

Ученик в роли Р .Гука:

" Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени " микроскоп". Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы ( ячейки), клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!"

Слайд 3. Учитель.

Год 1680 - голландский исследователь природы Антони Ван Левенгук открывает клетки простейших:

Ученик в роли А. Левенгука:

"Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие "зверушки" очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме "зверушки" довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце:"

Учитель.

В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.

По рис в учебнике сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют цель урока)

Оценить ваш труд на уроке поможет информационная карта. Подпишите её.

А теперь вспомните, какие типы клеток выделяют в настоящее время в зависимости от генетического материала? Слайд 4.

Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам? Слайд 5.

Слайд 6. На слайде мы видим примеры различных эукариотических клеток. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны , и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот.

Ядро;

Цитоплазма;

Клеточная мембрана. Слайд 7.

Изучение нового материала


Органоидами (органеллами) называют постоянные компоненты клетки, выполняющие в ней конкретные функции и обеспечивающие осуществление процессов и свойств, необходимых для поддержания ее жизнедеятельности.

Органоиды могут иметь как мембранное, так и немембранное строение.

Немембранные органоиды

Задание 1.(выполняются в форме парной работы)

1.Какая органелла изображена на рисунке?


t1652792213aa.png



Где образуются субъединицы рибосом?

Каковы функции рибосом?

Каковы размеры рибосом?

Что входит в состав рибосомы?

Ответ: 1. Рибосома. 2. В ядре, в ядрышке. 3. Биосинтез белка. 4. Около 20 нм. 5. 4 молекулы РНК (одна в малой и 3 в большой субъединице) и около 100 молекул белка

Задание 2.

Как называется этот органоид?

Каковы основные функции клеточного центра?

Как образуются центриоли клеточного центра?

Что характерно для клеточного центра высших растений?

Ответ: 1. Клеточный центр. 2. Центр организации цитоскелета, отвечает за образование микротрубочек веретена деления и расхождение хромосом. 3. Происходит удвоение центриолей. 4. В клеточном центре высших растений центриоли отсутствуют.

t1652792213ab.png

Задание 3.

Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова.

1. В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система, называемая … .

2. Цитоскелет образован:

а) ….

б) ….

3. Микрофиламенты – это …

Микротрубочки – это …

4.Из микротрубочек состоят:

а) …

б) …

Задание 4

1. Вспомните, что вам известно о хромосомах?

2. Рассмотрите на рисунке схему строения хромосомы и дайте название ее частей, обозначенных цифрами:

1 - ? 2 - ? 3 - ? 4 -?







t1652792213ac.jpg



Мембранные органоиды



Задание 5.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

t1652792213ad.jpg

Оболочка какой клетки на рисунке? Ответ поясните.

Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?

Какие молекулы образуют гликокаликс?

Выскажите предположения, зачем нужна плазмалемма.

Ответ:  1. Оболочка животной клетки, так как нет клеточной стенки, состоит из плазмалеммы и гликокаликса. 2. 1 – бислой фосфолипидов ; 2 – интегральный белок; 3 – полуинтегральный белок; 4 – периферический белок, липопротеин; 5 – гликопротеин; 6 – гликолипидные молекулы. 3. Гликолипиды, гликопротеины и липопротеины. 4. Функции: защитная, опорная, обеспечивает избирательный транспорт веществ.

Задание 6.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

t1652792213ae.jpg

В клетках каких органов в наибольшей степени будет развит аппарат Гольджи?

Каковы основные функции комплекса Гольджи?

Ответ: 1. В железистых клетках. 2. Накопление, модификация и секреция веществ из клетки; синтез первичных лизосом.

Задание 7.

Какая органелла клетки изображена на рисунке?

t1652792213af.jpg



Какие два вида ЭПС известны?

Каковы основные функции ЭПС?

Ответ: 1. Гладкая и шероховатая. 2. Гладкая ЭПС — транспорт веществ, синтез углеводов и липидов, на шероховатой, кроме того, синтезируются и белки.

Задание 8.

Рассмотрите рисунок «Лизосомы и их функции» и ответьте на вопросы:

t1652792213ag.jpg

Что обозначено на рисунке буквами А-В?

Где образуются лизосомы?

Сколько мембран окружает содержимое лизосом?

Каковы размеры лизосом?

Каковы основные функции лизосом?

Ответ.1. А – экзоцитоз веществ в пузырьках Гольджи из комплекса Гольджи; Б – слияние первичных лизосом с вакуолью; В – слияние первичных лизосом с вакуолью, содержащей митохондрию, предназначенную для автолиза. 2. В комплексе Гольджи. 3. Одна. 4. Около 1 мкм. 5. Расщепление макромолекул (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) до мономеров.

Задание 9.

Изучите рисунки. Ответьте на вопросы:

Какова роль вакуоли в растительных клетках?

Есть ли вакуоли в животных клетках?



t1652792213ah.png

t1652792213ai.png

t1652792213aj.png

Задание 10. «Митохондрии»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

t1652792213ak.png

Что обозначено цифрами 1 — 5?

Каковы основные функции митохондрий ?

Как образуются новые митохондрии?

Какова масса митохондриальных рибосом?

Что известно о наследственном аппарате митохондрий ?

Каковы размеры митохондрий ?

Ответ.1. 1 — наружная мембрана; 2 — внутренняя мембрана; 3 — кристы ; 4 — матрикс; 5 — ДНК. 2. Дыхание, кислородное окисление органических веществ, образование АТФ. 3. Делением уже имеющихся. 4. Около 70-S. 5. Одна голая кольцевая ДНК, большая часть часть генов перешла в ядро. 6. Около 7 мкм.

Задание 11. «Пластиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

t1652792213al.png

Что обозначено цифрами 1 — 6?

Каковы основные функции хлоропластов?

Как образуются новые пластиды?

Какова масса пластидных рибосом?

Что известно о наследственном аппарате хлоропластов?

Каковы размеры хлоропластов?

Ответ. 1. 1, 2 — наружная и внутренняя мембраны хлоропласта; 3 — строма; 4 — тилакоиды ;

5 — грана; 6 — крахмал. 2. Фотосинтез, накопление питательных веществ. 3. Образуются из уже имеющихся пластид. 4. Около 70-S. 5. Голая кольцевая ДНК, большая часть генов перешла в ядро. 6. Около 6 мкм.



Задание 12. «Взаимопревращения пластид»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

t1652792213am.jpg

Приведите примеры превращения пропластид в различные виды пластид.

Приведите примеры превращения лейкопластов в хлоропласты и наоборот.

Каковы функции лейкопластов?

Каковы функции хромопластов?

Ответ.1. В клетках зародыша семени – пропластиды. На свету – превращаются в хлоропласты, в темноте – в корнях, корнеплодах, клубнях – превращаются в лейкопласты и хромопласты. 2. Клубень картофеля на свету зеленеет – лейкопласты превращаются в хлоропласты. В темноте – наоборот. 3. Накапливают крахмал, реже белки и липиды. 4. Чаще – стареющие хлоропласты. Кроме того, обуславливают окраску цветов, привлекая опылителей, окраску плодов и корнеплодов.



Закрепление нового материала.

Назовите органоиды клетки, обозначенные цифрами

t1652792213an.png



Ответ:

t1652792213ao.jpg



Вывод:

Части клетки, взаимодействуя между собой, образуют целостное единство, т.е биосистему.

А теперь я попрошу каждого из вас мысленно построить логическую цепочку этапов нашего урока.

Что мы узнали сегодня на уроке?

клетки имеют сходные органоиды;

обеспечивают себя необходимыми веществами;

обменные процессы идут на уровне клетки;

с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы.

Слайд 32. Клетка - это универсальная единица жизни.

А теперь пришло время подвести итоги вашей работы на уроке.

По информационной карте подсчитайте число баллов. Определите оценку.

Поставьте ее в дневник.

Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.

И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.

Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.

Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем.

Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.



И в завершении нашего урока выскажите своё мнение об уроке, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними.

Выскажите мнение об уроке:

- Сегодня я узнал…..

- Я удивился……

- Теперь я умею……

- Я хотел бы…

Домашнее задание.

Изучить строение и функции органоидов клетки.

Сделать модель (аппликацию) клетки.

Сравнить клетки эукариот и прокариот





Урок окончен.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.