12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хитрова Анна Андреевна17



Особенности работы с детским голосом в разные возрастные периоды.




Выполнила:

педагог дополнительного образования

Хитрова Анна Андреевна




г. Комсомольск-на-Амуре

2020 г.



Голос – это прекрасный, живой инструмент. Он меняется и развивается вместе с нами, поэтому и учиться петь можно всю жизнь, с каждым годом находя в нем новые краски и возможности. Вместе с человеком голос переживает те же жизненные этапы: рождение, формирование, становление, расцвет и угасание. Мы поговорим об особенностях развития детского голоса.

Именно с раннего возраста нужно приобщать детей к вокальному искусству. Детский организм развивается и вместе с ним развивается и голосовой аппарат. Обучение вокалу детей обладает целым рядом особенностей, по сравнению с обучением взрослых. В этот период формируются не только вокальные навыки и знания, но также развивается музыкальный слух и вкус. Очень интересно наблюдать за развитием вокальных способностей ребенка, его эмоциональным развитием, потому что исполнение песни – это всегда эмоциональный процесс.

Для каждого возраста характерны свои особенности. Возраст 7-10 лет называется младшим домутационным. В этот период звучание голосов у мальчиков и у девочек одинаковое – детское, высокое. В этом возрасте дети очень эмоциональны и их исполнение живое и естественное. К сожалению, возросло число детей с проблемами голосового аппарата, дыхательного аппарата, что зачастую связано с последствиями простудных заболеваний. Так же дети больше говорят громко или кричат, на фоне этого может возникнуть перенапряжение голоса – дисфония. Для педагога важно в работе с ребенком не перегружать его голосовой аппарат иначе могут возникнуть узелки на связках.

Еще одной проблемой с которой сталкиваются преподаватели вокала – это дефекты речи и плохая дикция. К сожалению, таких детей становится все больше.

В начале работы с голосом необходимо познакомить детей с гигиеной голоса, которая необходима для сохранения здоровья голосового аппарата и для его развития. Голос у детей до 10 лет легкий и резонирование высокое, головное. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет ярко выраженной динамики, поэтому нельзя заставлять детей петь громко – это может привести к перенапряжению связок и узелкам. Диапазон маленький – от до первой октавы до ре второй октавы. Голос звучит неровно, поэтому важно использовать упражнения на выравнивание голоса, особенно гласных звуков.

Ближе к 9 годам у детей уже достаточно развит дыхательный аппарат и важной задачей становится обучение правильному певческому дыханию. Упражнения на дыхание можно использовать в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием, добиваясь, чтобы певческое дыхание стало естественным для ребенка. Правильное дыхание является неотъемлемой составляющей при постановке голоса. Правильно поставленный голос — это голос с красивым тембром, широким диапазоном, четкой дикцией. Главное отличие - такой голос не подвергается последствиям многочасовых нагрузок.

Возраст с 10 до 13 лет – это старший домутационный возраст. Благодаря работе в младший домутационный период у детей развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не только краями, но и срединной частью. При правильном развитии дыхания голос приобретает большую силу, яркость. Появляется тембровая окраска, звонкость, голос становится более гибким. Постепенно в голосе появляются признаки грудного звучания и уже можно различить регистры: головной (верхний), смешанный (средний), грудной (нижний).

Приблизительно с 13 лет детский организм претерпевает сильные изменения – половое созревание. Изменения происходят не только снаружи, но и изнутри. Происходят резкие изменения в голосовом аппарате – этот период называется мутационный. В этот период работать с голосом нужно аккуратно, лучше ограничится рабочим диапазоном. В голосе появляется сип, крикливость, теряется яркость, голос может срываться. Часто дети не могут петь верхние звуки. Так же меняется характер и поведение ребенка, появляется замкнутость, стеснительность, дерзость, недовольство собой. Этот период естественный в жизни каждого человека и его нужно просто пройти, а родителям и педагогу поддержать ребенка и помочь преодолеть трудности. У мальчиков этот период проходит более явно, так как их организм растет более интенсивно. Этот период может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Если ребенок начал заниматься вокалом задолго до мутации, то этот период проходит быстрее и легче.

В период мутации не стоит прекращать занятия вокалом, но стоит более аккуратно относиться к голосу, соблюдать певческий режим, не петь высокие ноты, избегать громкого пения.

Послемутационный период – 16-18 лет.

После периода мутации голос начинает приобретать взрослые интонации, но гортань еще продолжает расти и развивается дыхательный аппарат. После мутации связки еще не окрепшие и работать с голосом нужно аккуратно, без крика. Диапазон нужно развивать осторожно.

Окончательно голосовой аппарат сформировывается к 20-21 году.

Каждый период имеет свои особенности, необходимо учитывать их при работе с детским голосом. Человеческий голос очень сложный и хрупкий музыкальный инструмент, и чтобы овладеть им нужно познать все его особенности.

​​​​​​​

Используемые материалы:

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М.,2007.;

http://vocalmuzshcola.ru;

http://rockvocalist.ru/exercises.html Белоброва Е., Волгин М., 2000-2002.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.