12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Митрошкина Людмила Юрьевна47
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Технологическая карта

урока родного русского языка в 7 классе

Тема: «Паронимы и трудности их употребления».

Цели: формирование учебно-познавательного интереса к понятию «паронимы», выработка умения находить паронимы в тексте, в устной и письменной речи, учиться умению отличать их от других лексических категорий и употреблять в соответствии с их лексическим значением. Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные – научиться различать паронимы, использовать их в письменной и устной речи.

Метапредметные – делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; производить логические операции; слушать и понимать речь учителя и учащихся; определять самостоятельно тему урока; полно и без речевых ошибок отвечать на поставленные вопросы; оценивать продуктивность своей работы на уроке.

Личностные – развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке, мотивы учебной деятельности, формирования личностного смысла учения; установка на, здоровый образ жизни, мотивация к работе ,на результат.

Задачи:

Воспитательная –формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осознание обучающимися важности изучаемой темы, привитие учащимся чувства любви и интереса к русскому языку.

Образовательная – познакомить учащихся с понятием «паронимы» и его определением, научить использовать паронимы в речи

Развивающая – воспитывать речевую культуру учащихся, развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

Задачи на повторение: повторить и обобщить знания по разделу «Лексика».

Методы и формы обучения: по источнику знаний – словесные (объяснение, беседа, опрос), наглядные (демонстрация презентации); по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный; по принципу распределения знаний – изучение нового материала; методы мотивации – эмоциональные (словесное поощрение), познавательные (познавательный интерес); коллективная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. Инструментальные средства: Презентация PowerPoint

. Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка.

 Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Слайд 1(слова,улыбка)
Дети:Да!

Учитель: Тогда вперед!

Приветствуют учителя

Личностные: формирование положительного отношения к учёбе.






2.Повторение пройденного материала

Цель: включение учащихся в деятельность; подготовка учащихся к изучению нового материала через повторение пройденногоо.

Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог.

Способ: фронтальный опрос, слово учителя.

Откроем тетради, запишем число, классная работа. Оставим строку для темы урока.

Но прежде чем приступить к изучению нового, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Слайд 2

Приём»Верные-неверные утверждения»

(ставим в тетради +-)

-Лексика изучает слово и его лексическое значение, предложение.

-Синонимы-это слова с противоположным значением

-Мчаться-бежать-синонимы?

-Омонимы пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

-Полотно(ткань),железнодорожное полотно.Это омонимы?

-Высокий-низкий,мелкий-глубокий-антонимы?

-Невежда –невежа.Синонимы?Проверим, с чем вы согласились.



Учащиеся отвечают на вопросы, объясняют лексические понятия: лексика, синонимы, омонимы, антонимы.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Познавательные: понимать заданный вопрос, приводить примеры.

Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли.


3.Мотивация к учебной деятельности


Цель: самостоятельно определить тему урока, цели урока.

Продуктивное задание: определить тему.

Способ: беседа

-С чем не согласны?

-Что вызвало сомнение?

Слайд 3(на экране; Лингвистическая задача.Когда мы говорим:невежда-невежа).

Слайд 4(цитаты из литературных произведений):

В деле постройки судов я был невежда и неуч, но я хорошо понимал всю пользу такого приспособления…

-О ком идет речь?(Д.Дефо»Робинзон Крузо»).Слайд 5

Что значит»невежда»?

Слайд 6

Нелады в семье медвежьей

Ведь сынок растет невежей.

(А.Барто»Невежа»)

Кого называем невежей?


-Эти слова-паронимы.Слайд 7

Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.

На экране;Слайд 8

Паронимы-это слова,сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением

Тему урока запишите в тетрадь.

Паронимы и трудности их употребления




Работа со значением слов невежда-невежа.


Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений: выделение познавательной цели.

Коммуникативные: определение цели взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками; выявление проблемы.



4.Работа с учебником (открытие новых знаний)

Цель: сделать вывод об использовании паронимовю

Продуктивное задание: привести примеры синонимов

Способ: беседа, работа у доски

- Теперь обратимся к теоретическому материалу (материал учебника) на стр.69

-Откройте учебник на стр.136. Читаем.

-О чем, из того, что вы прочитали, мы не рассмотрели?

-Приведите свои примеры паронимов.


Работа с учебником. Изучение теоретического материала.





Регулятивные: предвосхищение результата и внесение необходимых коррективов и дополнений, сличение способа действия и его результата с правилом.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: владение диалогической речью.

5.Целеполагание

-Сформулируйте цель нашего урока.

1) усвоить лексическое понятие “паронимы”;
2) уметь различать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова-паронимы
3)применять паронимы в устной и письменной речи.


Рассуждения и ответы учащихся


- Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

- Познавательные: осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза;


5. Физкультминутка (тематическая)

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.

Я буду называть пары слов, если это паронимы-хлопайте в ладоши,повернувшись вправо.Если нет-влево

Скрытый-скрытный

Веселый-грустный

Экскалатор-экскаватор….





6.Совместное «открытие» новых знаний

Работа в парах (дидактический материал)

Из каждой группы слов выберите паронимы, зачеркнув ненужное. Как вы докажете, что выбранные слова -паронимы?

Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый.

Удачливый, невезучий, удачный, счастливый.

Успех, признание, забвение, признательность.

Водить,водяной,водный,водянистый

Учитель: Соедините паронимы с теми словами, с которыми они сочетаются лексически и грамматически (устно)



Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде.

7. Этап обобщения и систематизации знаний. Этап контроля знаний


1.Самостоятельная работа.Упр 60

2.»Корректор» (устно).Слайд 9.

Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова. Запишите предложения в исправленном виде.

1.Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

2.Она приготовила сытый завтрак.

3.Болотистый ил является отличным удобрением.

4.Она пришла в цветистом платье.

5.Соседний кот важно прошел на кухню.

6.В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

7.Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

-Почему возникли трудности в употреблении паронимов?

-Что в таком случае нужно делать?

-Делаем вывод. Слайд 10

Правильное употребление паронимов-необходимое условие грамотной,культурной речи,и,напротив смешение их-признак невысокой речевой культуры.

1.Самостоятельно выполняют упр 60(перекрестная проверка)



2.Устраняют ошибки при написании предложений с паронимами.







Включаются в беседу о роли паронимов в устной и письменной речи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с целью выявления существенных признаков.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение применять правила

8. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Слайд 11

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке

-Что показалось трудным?

Что далось легко?

Составление синквейна

по теме»Паронимы»

Работу с употреблением в речи паронимов продолжим на следующем уроке

Ученики составляют синквейн.

Паронимы

Разные,схожие

Обогащают,создают,выделяют

Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи!

Лексическое понятие


Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.


9. Выставление оценок

Выставление оценок с комментированием.



10. Домашнее задание

Всё ли вам понятно? Спасибо.

Слайд 12.Творческое:паронимы в рисунках или упр




5


Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 20.02.23 в 18:01 1Ответить Пожаловаться
Презентации не хватает!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.