12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Енютина33





Учебник. А.И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким.

География России. Природа и население. 8 класс



Тема урока. Почвы- «особое природное тело».

Цель урока: Формирование знаний о почвах, как особом природном теле.


Задачи урока:

- формирование знаний об условиях почвообразования;

- продолжить формирование умения работать с географическими картами, схемами;

- воспитание бережного отношения к родной природе.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование).

Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированная технология;

Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, картой, просмотр и анализ презентации, записи в тетрадь, самостоятельная (индивидуальная) работа.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: почвенная карта России, атласы 8 класса, атласы Курской области, проектор.


Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

-Какая площадь нашей страны? (17,1 млн.км2)

-Наша страна богата территорией (землей), т.е. земельными ресурсами.

- Все ли пригодны? Анализ рис 85 (ответы детей)

-Сколько земель используются в сельском хозяйстве) (13%)

-Рассчитайте, чему равна площадь с/х земель: 17000001- 100%

Х- 13%

Х=17000001*13:100=221млн. га.



Почву уважай, она дает урожай. (поговорка)

«Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет».

В. В. Докучаев.



Тема урока Почвы- «особое природное тело»


- Что такое почва?

- Какое основное свойство почвы?


Постановка цели урока: Мы поговорим о образовании почв, строении почв и ответим на вопрос почему почвы – это особое природное тело?


«Основателем науки «почвоведения» стал русский ученый В. В. Докучаев. (презентация о Докучаеве)


3. Изучение нового материала


как образуется почва.

Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунком 86.

По желанию ученики рассказывают о влиянии на процесс почвообразования определённого фактора

1- выветривание

2 - живые организмы

Записывают. Гумус (перегной) — это органическое вещество

3- климат

4 – рельеф и материнская порода

Вопрос: Какой из этих факторов, по вашему мнению, будет важнейшим в почвообразовании?

Благодаря растительному миру в природе сложилось необычайная

пестрота почвенного покрова.

Давайте в этом убедимся. Сравниваем карту растительности и почвенную и сделаем выводы.


В тундре за 100 лет образуется слой почвы -0,5 см. в степях -2 см.

Записывают. Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.


4. Физкультминутка. (Под песню: От Волги до Енисея. Дети встают руки поднять вверх, махи руками вправо-влево, вперед- назад)

Вопросы:

- что такое плодородие?

- От чего зависит плодородие почв?

- Чем почва отличается от горной породы?

- можно ли искусственно создать почву и почему?



Какое строение имеют почвы?

Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль.

Для каждого типа почв характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.

В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов.

Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Почвенный профиль можно увидеть на обнаженном склоне оврага или балки.


Давайте рассмотрим изображение почвенного профиля рис 87.

А1 – это гумусовый горизонт, его количество зависит от растительного опада. Чем больше гумуса, тем темнее

А2 – иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;

В – горизонт вмывания, могут накапливаться соли железа, алюминия

С – это материнская порода.

- Назовите эти горизонты еще раз.

Почвенные профили разных природных зон будут совершенно отличаться друг от друга рис 88.

- почему мощность дерново- подзолистой почв, намного меньше мощности серой лесной почвы?

- Как вы думаете, почему в подзолистых почвах гумусовый горизонт в несколько раз меньше, чем в черноземах?

- Мы с вами рассмотрели почвенные профили разных природных зон. Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?

- От чего зависит образование почв?

- Определите по карте «Почвы», какие почвы получили распространение в Курской области?

- В.В. Докучаев эти почвы называл «царем русских почв», как вы думаете какие и почему?


Черноземы – главное почвенное богатство России, поэтому каждый земледелец должен бережно относится к земле-кормилице: применять грамотную агротехнику, севообороты, заботится о плодородии почв.


5. Закрепление изученного материала

 - Что такое «почва»?

- От чего зависит плодородие почв?

Почему В.В. Докучаев определил почву как «зеркало ландшафта»?

- Назовите почвенные горизонты.

- Кто сказал, что почва – это не горная порода, а «особое естественно-историческое тело»?

- Придумай, как улучшить плодородие почв в нашей местности.

.

6. Подведение итогов


7. Рефлексия

Узнал что-то новое

Получил радость

Удивился

Расстроился

Ничего не понял


8. Домашнее задание &20 выучить записи в тетради. ответить письменно на вопрос: «Есть ли у почвы враги».





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.