12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колышкина Елена Владимировна11481
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Практическая работа


Характеристика географического положения

Африки

7 класс



Автор:

Колышкина Елена Владимировна

учитель географии высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №179

г. Новосибирск


Цель практической работы

Формирование у обучающихся практических умений и способов действий по характеристике физико-географического положения Африки.

Задачи

Образовательные:

-создать условия для овладения учащимися практическими умениями и способами действий по определению физико-географического положения Африки, географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах;

-продолжить формирование умений работать с различными видами карт и текстом учебника.

Развивающие:

-продолжить формирование общеучебных умений вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, оформлять результаты деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи.

Воспитательные:

-создать условия для развития познавательного интереса и положительной мотивации к изучению географии;

-развивать коммуникативные способности учащихся через организацию полилога внутри группы, формировать умение осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать:

- что такое физико-географическое положение материка;

Уметь объяснять:

- влияние географического положения Африки на ее природу.

Уметь определять:

- географические координаты крайних точек матерка;

- протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Выявлять:

- особенности географического положения Африки.

Составлять описание:

- физико-географического положения материка по плану в приложении учебника.

Показывать по физической карте:

- крайние точки материка;

- объекты береговой линии.

Обозначать на контурной карте:

- объекты береговой линии и крайние точки материка.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её.

Коммуникативные УУД:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;

- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты);

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- выдвигать пути решения учебной задачи, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.

Личностные:

- быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;

- иметь чувство уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения;

- оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения;

- иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Оборудование

Карты: физическая карта мира, физическая карта Африки, климатические пояса и области мира, атлас и контурная карта 7 класс.

Список учебной и дополнительной литературы

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны. 7 класс ч.1. М: Русское слово, 2018г.

2. Пацукова Л.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 7 класс. М: Русское слово, 2015.

Используемые методы обучения и технологии

Словесные, наглядные, практические, групповое обучение.


Место практической работы в системе уроков

Проводится на уроке открытия нового знания по теме «Географическое положение и история исследования Африки»

ПЛАН

характеристики ФГП Африки:

1. Положение материка по отношению к экватору, положение в полушариях.

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану, положение в полушариях.

3. Положение материка по отношению к тропикам и полярным кругам.

4. Крайние точки, их координаты.

5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

6. Положение материка по отношению к морям и океанам.

7. Положение материка по отношению к другим материкам.

8. Положение материка в климатическим поясах и областях.

Класс разделен на 8 групп (основных групп - 4 и группы – дублеры – 4). Деление на основные группы и группы-дублеры условное. Основная группа и группа –дублер работают по одному заданию. Затем группы производят взаимопроверку. Далее представители основных групп озвучивают результаты работы.

Группа №1-2

Инструктивная карта №1

«Физико-географическое положение материка»

Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки, определите положение материка в системе географических координат.

Как расположена Африка относительно экватора?

Как расположен материк относительно полярных кругов, тропиков?

Выявите крайнюю северную и крайнюю южную точки Африки, определите их координаты.

Вычислите протяжённость материка с севера на юг по 200в.д.

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.

1). По физической карте мира (атлас с.4-5) /физической карте Африки (атлас с.26) определите, пересекает ли экватор Африку и если – да, то в какой части материка?

2). В каких полушариях, относительно экватора, располагается материк?

Индивидуальный маршрут выполнения задания №2.

1). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите, пересекают ли Африку полярные круги?

2). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите, пересекают ли Африку тропики, если – да, то какие и в какой части материка?

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3.

1). По физической карте Африки (атлас с. 26) определите название крайней северной и крайней южной точки Африки.

2). Определите географические координаты КСТ и КЮТ (атлас с. 26).

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4.

1). По физической карте Африки (атлас с. 26) с помощью градусной сетки вычислите протяжённость материка с севера на юг по 200 в.д.

а) в градусах:

б) в километрах:

Для справки: 10 дуги меридиана равен 111,3 км.

Группа №3-4

Инструктивная карта №2

«Физико-географическое положение материка»

Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки, определите положение материка в системе географических координат.

Определите, как расположена Африка относительно нулевого меридиана?

Выявите название крайней западной и крайней восточной точки материка, определите их координаты.

Вычислите протяжённость материка с запада на восток по 100 с.ш. в градусах и километрах.

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.

1). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите, пересекается ли Африка нулевым меридианом, если –да, то в какой части материка?

2). В каких полушариях, относительно нулевого меридиана, располагается материк; в каком полушарии находится большая часть Африки?

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2.

1). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите название крайней западной и крайней восточной точки Африки.

2). Определи географические координаты КЗТ и КВТ (атлас с. 26).

Индивидуальный маршрут выполнения задания №3.

1). По физической карте Африки (атлас с. 26) с помощью градусной сетки вычислите протяжённость материка с запада на восток по 100 с.ш.:

а) в градусах

б) в километрах

Для справки: 10 дуги параллели 100 равен 109,6 км.

Группа №5-6.

Инструктивная карта №3.

«Физико-географическое положение материка»

Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки в атласе, определите положение материка относительно крупных географических объектов.

1. Положение Африки относительно океанов:

а) Какие моря и океаны и с какой стороны омывают Африку?

б) Каков характер береговой линии (наличие полуострова, острова, заливы, проливы), сделайте вывод об изрезанности береговой линии?

2. Положение Африки относительно других материков:

а) Как расположена Африка относительно Евразии. Что их разделяет?

б) Как расположена Африка относительно остальных материков?

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.

1). По физической карте Африки (атлас с. 26) определите:

а) какие океаны и с каких сторон омывают материк?

б) какие моря, заливы и проливы расположены у берегов материка, к каким океанам они относятся?

в) какие полуострова есть на материке, привести примеры островов у берегов Африки.

г) сделайте вывод об изрезанности береговой линии: много заливов и полуостровов – изрезанность сильная; мало – слабая изрезанность.

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2

1). Определите, какой материк ближе всех расположен к Африке?

2). Какие географические объекты отделяют Африку от него?

3). Как расположена Африка относительно других материков, какие географические объекты разделяют материки?

Группа №7-8.

Инструктивная карта №4.

«Физико-географическое положение материка»

Задание: пользуясь физической картой мира и картой «Климатические пояса и области мира» определите положение материка в климатических поясах и областях.

В каких климатических поясах расположен материк?

Какова особенность в размещении климатических поясов на материке?

Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь и с чем это связано?

Правомерно ли утверждение: «Африка является самым жарким материком Земли»? Докажите свою точку зрения.

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.

1). По карте «Климатические пояса и области мира» (атлас с. 12-13) определите:

а) число климатических поясов Африки;

б) в каких климатических поясах расположен материк?

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2.

1). По карте «Климатические пояса и области мира» (атлас с. 12-13) определите особенность размещения климатических поясов на материке и укажите причину выявленной особенности.

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3.

1). По карте «Климатические пояса и области мира» (атлас с. 12-13) определите, какой климатический пояс занимает наибольшую площадь на материке.

2). Предположите, с чем это связано.

Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4.

Подтвердите или опровергните высказывание «Африка – самый жаркий материк Земли».

1). Установите:

а) каков угол падения солнечных лучей в установленных климатических поясах?

б) какое количество тепла получает материк?

в) сделайте вывод по высказыванию.

г) сделайте прогноз о природе материка, основываясь на знании климатических поясов Африки.


На контурную карту Африки нанести:

Гибралтарский пролив

Средиземное море

Суэцкий канал

Красное море

Баб- эль-Мандебский пролив

Аденский залив

П-ов Сомали

Мозамбикский пролив

о. Мадагаскар

Гвинейский залив

Канарские о-ва

Коморские о-ва

о. Мадейра

Атлантический океан

Индийский океан

Крайние точки материка

Течения у берегов материка

Список литературы:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны. 7 класс ч.1. М: Русское слово, 2018г.

Пацукова Л.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 7 класс. М: Русское слово, 2015.

Опубликовано


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 23.01.21 в 14:24 2Ответить Пожаловаться
Интересно! Увлекательно! Полезно!
Колышкина Елена Владимировна, 24.01.21 в 12:21 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. Стараюсь, чтобы мои уроки были интересны полезны для детей.
Ольга Михайловна Степанова, 09.06.21 в 06:53 3Ответить Пожаловаться
Инструктивная карта урока, индивидуальные маршруты... Елена Владимировна, спасибо Вам за методическую помощь. Вы - методист-практик, а не только теорик. Удивительные уроки. Мой восторг Вами и Вашими ресурсами.
Колышкина Елена Владимировна, 10.06.21 в 06:17 1Ответить Пожаловаться
Очень признательна Вам, Ольга Михайловна, за щедрую похвалу моего ресурса!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.