12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Колышкина Елена Владимировна11481 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
Практическая работа "Характеристика географического положения Африки"
Практическая работа
Характеристика географического положения
Африки
7 класс
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
г. Новосибирск
Цель практической работы | Формирование у обучающихся практических умений и способов действий по характеристике физико-географического положения Африки. |
Задачи | Образовательные: -создать условия для овладения учащимися практическими умениями и способами действий по определению физико-географического положения Африки, географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах; -продолжить формирование умений работать с различными видами карт и текстом учебника. Развивающие: -продолжить формирование общеучебных умений вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, оформлять результаты деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи. Воспитательные: -создать условия для развития познавательного интереса и положительной мотивации к изучению географии; -развивать коммуникативные способности учащихся через организацию полилога внутри группы, формировать умение осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: - что такое физико-географическое положение материка; Уметь объяснять: - влияние географического положения Африки на ее природу. Уметь определять: - географические координаты крайних точек матерка; - протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Выявлять: - особенности географического положения Африки. Составлять описание: - физико-географического положения материка по плану в приложении учебника. Показывать по физической карте: - крайние точки материка; - объекты береговой линии. Обозначать на контурной карте: - объекты береговой линии и крайние точки материка. Метапредметные: Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её. Коммуникативные УУД: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; - понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные УУД: - самостоятельно определять цель учебной деятельности; - выдвигать пути решения учебной задачи, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели. Личностные: - быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; - иметь чувство уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения; - оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; - иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
Оборудование | Карты: физическая карта мира, физическая карта Африки, климатические пояса и области мира, атлас и контурная карта 7 класс. |
Список учебной и дополнительной литературы | 1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны. 7 класс ч.1. М: Русское слово, 2018г. 2. Пацукова Л.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 7 класс. М: Русское слово, 2015. |
Используемые методы обучения и технологии | Словесные, наглядные, практические, групповое обучение. |
Место практической работы в системе уроков | Проводится на уроке открытия нового знания по теме «Географическое положение и история исследования Африки» |
ПЛАН
характеристики ФГП Африки:
1. Положение материка по отношению к экватору, положение в полушариях.
2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану, положение в полушариях.
3. Положение материка по отношению к тропикам и полярным кругам.
4. Крайние точки, их координаты.
5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
6. Положение материка по отношению к морям и океанам.
7. Положение материка по отношению к другим материкам.
8. Положение материка в климатическим поясах и областях.
Класс разделен на 8 групп (основных групп - 4 и группы – дублеры – 4). Деление на основные группы и группы-дублеры условное. Основная группа и группа –дублер работают по одному заданию. Затем группы производят взаимопроверку. Далее представители основных групп озвучивают результаты работы.
Группа №1-2
Инструктивная карта №1
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки, определите положение материка в системе географических координат.
Как расположена Африка относительно экватора?
Как расположен материк относительно полярных кругов, тропиков?
Выявите крайнюю северную и крайнюю южную точки Африки, определите их координаты.
Вычислите протяжённость материка с севера на юг по 200в.д.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.
1). По физической карте мира (атлас с.4-5) /физической карте Африки (атлас с.26) определите, пересекает ли экватор Африку и если – да, то в какой части материка?
2). В каких полушариях, относительно экватора, располагается материк?
Индивидуальный маршрут выполнения задания №2.
1). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите, пересекают ли Африку полярные круги?
2). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите, пересекают ли Африку тропики, если – да, то какие и в какой части материка?
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3.
1). По физической карте Африки (атлас с. 26) определите название крайней северной и крайней южной точки Африки.
2). Определите географические координаты КСТ и КЮТ (атлас с. 26).
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4.
1). По физической карте Африки (атлас с. 26) с помощью градусной сетки вычислите протяжённость материка с севера на юг по 200 в.д.
а) в градусах:
б) в километрах:
Для справки: 10 дуги меридиана равен 111,3 км.
Группа №3-4
Инструктивная карта №2
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки, определите положение материка в системе географических координат.
Определите, как расположена Африка относительно нулевого меридиана?
Выявите название крайней западной и крайней восточной точки материка, определите их координаты.
Вычислите протяжённость материка с запада на восток по 100 с.ш. в градусах и километрах.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.
1). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите, пересекается ли Африка нулевым меридианом, если –да, то в какой части материка?
2). В каких полушариях, относительно нулевого меридиана, располагается материк; в каком полушарии находится большая часть Африки?
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2.
1). По физической карте мира (атлас с. 4-5)/физической карте Африки (атлас с. 26) определите название крайней западной и крайней восточной точки Африки.
2). Определи географические координаты КЗТ и КВТ (атлас с. 26).
Индивидуальный маршрут выполнения задания №3.
1). По физической карте Африки (атлас с. 26) с помощью градусной сетки вычислите протяжённость материка с запада на восток по 100 с.ш.:
а) в градусах
б) в километрах
Для справки: 10 дуги параллели 100 равен 109,6 км.
Группа №5-6.
Инструктивная карта №3.
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и физической картой Африки в атласе, определите положение материка относительно крупных географических объектов.
1. Положение Африки относительно океанов:
а) Какие моря и океаны и с какой стороны омывают Африку?
б) Каков характер береговой линии (наличие полуострова, острова, заливы, проливы), сделайте вывод об изрезанности береговой линии?
2. Положение Африки относительно других материков:
а) Как расположена Африка относительно Евразии. Что их разделяет?
б) Как расположена Африка относительно остальных материков?
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.
1). По физической карте Африки (атлас с. 26) определите:
а) какие океаны и с каких сторон омывают материк?
б) какие моря, заливы и проливы расположены у берегов материка, к каким океанам они относятся?
в) какие полуострова есть на материке, привести примеры островов у берегов Африки.
г) сделайте вывод об изрезанности береговой линии: много заливов и полуостровов – изрезанность сильная; мало – слабая изрезанность.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2
1). Определите, какой материк ближе всех расположен к Африке?
2). Какие географические объекты отделяют Африку от него?
3). Как расположена Африка относительно других материков, какие географические объекты разделяют материки?
Группа №7-8.
Инструктивная карта №4.
«Физико-географическое положение материка»
Задание: пользуясь физической картой мира и картой «Климатические пояса и области мира» определите положение материка в климатических поясах и областях.
В каких климатических поясах расположен материк?
Какова особенность в размещении климатических поясов на материке?
Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь и с чем это связано?
Правомерно ли утверждение: «Африка является самым жарким материком Земли»? Докажите свою точку зрения.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 1.
1). По карте «Климатические пояса и области мира» (атлас с. 12-13) определите:
а) число климатических поясов Африки;
б) в каких климатических поясах расположен материк?
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 2.
1). По карте «Климатические пояса и области мира» (атлас с. 12-13) определите особенность размещения климатических поясов на материке и укажите причину выявленной особенности.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 3.
1). По карте «Климатические пояса и области мира» (атлас с. 12-13) определите, какой климатический пояс занимает наибольшую площадь на материке.
2). Предположите, с чем это связано.
Индивидуальный маршрут выполнения задания № 4.
Подтвердите или опровергните высказывание «Африка – самый жаркий материк Земли».
1). Установите:
а) каков угол падения солнечных лучей в установленных климатических поясах?
б) какое количество тепла получает материк?
в) сделайте вывод по высказыванию.
г) сделайте прогноз о природе материка, основываясь на знании климатических поясов Африки.
На контурную карту Африки нанести:
Гибралтарский пролив
Средиземное море
Суэцкий канал
Красное море
Баб- эль-Мандебский пролив
Аденский залив
П-ов Сомали
Мозамбикский пролив
о. Мадагаскар
Гвинейский залив
Канарские о-ва
Коморские о-ва
о. Мадейра
Атлантический океан
Индийский океан
Крайние точки материка
Течения у берегов материка
Список литературы:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны. 7 класс ч.1. М: Русское слово, 2018г.
Пацукова Л.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 7 класс. М: Русское слово, 2015.