12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коноплева Лариса Александровна557
Работаю учителем начальных классов . Стаж работы 34 года. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «ФГОС НОО»

Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики в начальной школе.


Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Коноплева Лариса Александровна. Я работаю учителем начальных классов в школе №2 г. Яранска


Слайд 1 Своё выступление я хочу начать словами Василия Александровича Сухомлинского «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

В ФГОСтандарте, отображающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, является фундаментом всех УУД. Это значит, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умения смыслового чтения.

 

Слайд 2. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

 

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения.

Слайд 3 Стратегия смыслового чтение представляет собой

    Поиск информации и понимание прочитанного.

    Понимание и интерпретация.

    Оценка информации

Сегодня я расскажу о некоторых приёмах по формированию навыков смыслового чтения, которые использую на уроках математики.

Эффективность и качество обучения математике определяется прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой и всесторонним развитием учащихся, их логическим мышлением. Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи.

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника.


Для формирования истинного умения решать задачи, учащиеся прежде всего, должны научиться читать и исследовать текст.

Готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформированность следующих навыков: Слайд 4

    навыка чтения;

    представления о назначении действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на», «разностного сравнения»:

    основных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения;

    умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;

    умения чертить, складывать и вычитать отрезки;

    умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.


Как и на всех уроках на математике осуществляются те же этапы работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения Слайд 5

1. На Стадии вызова для формирования положительной мотивации, интереса.

и активизации учащихся можно применить. приём: Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящей работы).

2.  Постановка  целей  урока провести с учетом общей готовности учащихся к работе.

Слайд 6 Для определения ключевого слова урока используя игру – «Расшифруй слово» - решив примеры и расположив ответы в порядке увеличения, ребята составляют слово задача

24 : 3 = А 3 ● 9 = Ч

5 ● 3 = Д 12 : 4 = З

2 ● 8 = А 4 ● 8 = А

Можно вспомнить из чего состоит задача.

Затем предложить Слайд 7, учащимся по картинке, чертежу, схеме выдвинуть свои теории о том, что изображено и как это связано с темой урока Дети называют :Будем решать задачи на движение. Задачи на нахождение массы предметов. Задачи сравнение предметов .

Или открыть учебник на определенной странице и посмотреть что новое , неизвестное предлагают ребятам авторы учебника на данной странице, попробовать сформулировать тему, которую будут изучать на уроке? (Например: задачи по теме «Цена, количество, стоимость» ( в учебнике представлены таблицы, с которыми ребята ещё не знакомы)

II этап. Работа с текстом задачи во время чтения.

Цель данного этапа :

Научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию

. Первичное чтение (Слайд 8)

    Предложить прочитать задачу (про себя ) и подчеркнуть важные слова-помощники.

У Милы было 4 игрушки для ёлки.

Ей подарили ещё 3 такие же игрушки. Сколько игрушек стало у Милы?

Прочитать вслух, выделяя голосом числовые данные. У Милы было 4 игрушки для ёлки.

Ей подарили ещё 3 такие же игрушки. Сколько игрушек стало у Милы?

    Затем обсудить всю найденную информацию.

2. Предложить ещё раз перечитать задачу.

3. Анализ задачи. Назначение этапа: понять в целом ситуацию, описанную в задаче; выделить условие требование; назвать известные и искомые объекты, выделить отношения между ними. С этой целью задать вопросы: О чем задача? Что требуется найти? Что обозначают те или иные слова? Что неизвестно? Что является искомым?

4. В беседе по содержанию текста задачи. учащиеся должны осознавать, что для ответа на вопрос задачи необходимо иметь достаточное количество данных (не менее двух) и что условие и вопрос связаны между собой (в вопросе должно спрашиваться о том, что неизвестно из условия, но что можно найти, опираясь на числа, данные в условии задачи).


Можно предложить текст без вопроса и спросить , можно ли это назвать задачей? (В задаче должны быть условие и вопрос) Используя

Приём (Слайд 9)«Составление вопросов к задаче» предложить детям сформулировать вопрос

У Милы было 4 игрушки для ёлки. Ей подарили ещё 3 такие же игрушки.

Можно спросить детей Можно ли поставить вопрос

Сколько игрушек было у Милы?(Уже знаем было 4 игрушки)

Можно ли поставить вопрос Сколько игрушек подарили Миле? (нет, знаем подарили ещё 3 такие же игрушки)

ДЕТИ формулируют вопрос Сколько всего игрушек стало у Милы?


(Слайд 11) III этап. Работа с текстом задачи после чтения

Так как младший школьник не обладает достаточным уровнем абстрактного мышления. Задача учителя начальной школы заключается в том, чтобы научить учащегося представлять конкретные объекты в виде символической модели, помочь ему отработать навык перевода текстовой задачи на математический язык

1. Предлагаю представить ситуацию, описанную в задаче, при помощи различных средств математики (рисунки, схемы, таблицы ю имеющихся в условии задачи, тем самым даю возможность осознать её условие

2. Рассказывание задачи по рисунку или схеме, таблице.

3. Составление плана решения через наглядную опору.

4.Осуществление плана решения задачи.

5.Проверка решения задачи.

Осуществление данных действий первоначально веду совместно с учащимися, чтобы в дальнейшем они могли проделывать их самостоятельно .


Приёмы:

    (Слайд 12) Приём «Составление краткой записи» - разный вид краткой записи ( рисунок, чертёж, схема, словесная краткая запись, таблица)

    (Слайд 13) Приём «Верите ли Вы?»

Пример.: Верите ли вы , что …. У Милы было 3 игрушки?( нет)

Верите ли вы , что Миле подарили 4 игрушки? (нет)

Верите ли вы , что игрушки были ёлочными?(Да)

    (Слайд 14) Приём «Лови ошибку»

ПР.: На берёзе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на берёзе?

В столовую привезли 36 кг яблок, а груш в 5 раз меньше. Сколько кг яблок привезли в столовую?

    (Слайд 15-16) Использую на уроках Приём «Множественного выбора»

Пр.: Выбрать к задаче числовое выражение из предложенных

Выбрать схему

Найти схему подходящую к условию задачи

    (Слайд 17) Приём «На дополнение информации»

Подобрать и вставить число в окошко. Предположить , какие числа можно подобрать к задачам. Почему некоторые числа не подходят?

    (Слайд 18) Приём « Перенос информации»

Пр. Заполнить таблицу, например, по теме «Скорость, время. Расстояние»

(Слайд 19) 4. Затем идёт составление и осуществление плана решения задачи. Оформление решения по алгоритму.

Пр. 1).

2)

Ответ:

(Слайд 20) 5. Проверка решения задачи по образцу.


В послетекстовой работе над задачей предлагаю разные задания: (Слайд 21)

    Составить подобную задачу.

    Составить обратную задачу данной.

    Изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 или 3 действия.

    Изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием.


Поставить новый вопрос к уже решённой задаче,

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Пример: Как изменится задача, если Мила подарит несколько игрушек? (Изменится условие и вопрос)


    постановка всех вопросов, ответы на которые можно найти по данному условию.

У Милы было 4 игрушки для ёлки.

Ей подарили ещё 3 такие же игрушки. Сколько игрушек стало у Милы?

    Решить задачу разными способами


Вывод Основные особенности предлагаемого подхода к решению текстовыхзадач связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтении предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, поэтапным заполнением таблицы. Данные приёмы развивают в  ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.


Опубликовано в группе «ФГОС НОО»


Комментарии (2)

Фролова Надежда Михайловна, 15.09.19 в 15:25 1Ответить Пожаловаться
Лариса Александровна! Еще бы презентацию посмотреть. Хорошая работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.