12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аяхметова Каракат Миндикановна77 учитель начальных классов Россия, Московская обл., Мытищи |
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика», 3 класс
Общая характеристика программы
Преподавание математики в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.Ф.Виноградова.
Программа утверждена Министерством образования и науки РФ, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. В третьем классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели).
Обучение математике в НОО направлено на достижение следующих целей:
-обеспечение интеллектуального развития обучающихся;
-формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение обучающимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
-предоставление обучающимся основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
-умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений: узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
-реализация воспитательного аспекта обучения:
- воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Формы контроля: тестовые задания, защита проектов, высказываний по темам.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
называть:
-любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
-компоненты действия деления с остатком;
-единицы массы, времени, длины;
-геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
-числа в пределах 1000;
-значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
-знаки > и <;
-числовые равенства и неравенства;
читать:
-записи вида 120 < 365, 900 > 850;
воспроизводить:
-соотношения между единицами массы, длины, времени;
-устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
-числовых равенств и неравенств;
моделировать:
-ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
-способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
-натуральные числа в пределах 1000;
-значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
-структуру числового выражения;
-текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
-числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
-план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
-свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
-читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
-читать и составлять несложные числовые выражения;
-выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
-вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
-выполнять деление с остатком;
-определять время по часам;
-изображать ломаные линии разных видов;
-вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе обучающийся может научиться:
формулировать:
-сочетательное свойство умножения;
-распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
-обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
-высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
-верных и неверных высказываний;
различать:
-числовое и буквенное выражение;
-прямую и луч, прямую и отрезок;
-замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
-ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
-взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
-буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
-способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей; решать учебные и практические задачи:
-вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
-проводить прямую через одну и через две точки;
-строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник Рудницкая В.Н, Юдачева Т.В. Математика 3 класс: учебник, 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Дополнительная литература
Рудницкая В.Н. Рабочие тетради «Математика» №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Рудницкая В.Н, Юдачева Т.В Коррекционно-развивающие тетрадь «Дружим с математикой». – М.: Вентана-Граф, 2015.
Пояснительная записка
Преподавание математики в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.Ф.Виноградова.
Программа утверждена Министерством образования и науки РФ, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Обучение математике в НОО направлено на достижение следующих целей:
-обеспечение интеллектуального развития обучающихся;
-формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение обучающимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
-предоставление обучающимся основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
-умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений: узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
-реализация воспитательного аспекта обучения:
воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого обучающегося на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения .
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования обучающихся. Овладение обучающимися НОО основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
В НОО изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие обучающихся - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения. Вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний—понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Место учебного предмета «Математика в учебном плане»
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. В третьем классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека.
Результаты изучения учебного предмета «Математика»
Личностными результатами обучения обучающихся являются:
-самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами обучающийся может самостоятельно успешно справиться;
-готовность и способность к саморазвитию;
-сформированность мотивации к обучению;
-способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
-заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
-готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
-способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
-способность к самоорганизованности;
-высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
-владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
-владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
-планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
-выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
-создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
-понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
-адекватное оценивание результатов своей деятельности;
-активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
-готовность слушать собеседника, вести диалог;
-умение работать в информационной среде.
Предметными результатами обучающихся являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета «Математика»
Элементы арифметики
Тысяча
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.
Умножение вида 23 • 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Сотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Планируемые результаты освоения программы по математике в 3-ем классе
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
называть:
-любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
-компоненты действия деления с остатком;
-единицы массы, времени, длины;
-геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
-числа в пределах 1000;
-значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
-знаки > и <;
-числовые равенства и неравенства;
читать:
-записи вида 120 < 365, 900 > 850;
воспроизводить:
-соотношения между единицами массы, длины, времени;
-устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
-числовых равенств и неравенств;
моделировать:
-ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
-способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
-натуральные числа в пределах 1000;
-значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
-структуру числового выражения;
-текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
-числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
-план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
-свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
-читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
-читать и составлять несложные числовые выражения;
-выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
-вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
-выполнять деление с остатком;
-определять время по часам;
-изображать ломаные линии разных видов;
-вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе обучающийся может научиться:
формулировать:
-сочетательное свойство умножения;
-распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
-обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
-высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
-верных и неверных высказываний;
различать:
-числовое и буквенное выражение;
-прямую и луч, прямую и отрезок;
-замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
-ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
-взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
-буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
-способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей; решать учебные и практические задачи:
-вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
-проводить прямую через одну и через две точки;
-строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Материально-техническое обеспечение предмета «Математика»
Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.: учебник для 3 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2015
Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Рабочие тетради «Математика». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Кочурова Е. Э. Рабочая тетрадь «Дружим с математикой». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Математика. Проверочные и контрольные работы, 1 – 4 класс. Автор: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В., – М.: Вентана-Граф, 2015.
Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Методическое пособие «Математика. Методика обучения». Авторы: В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2013г.
Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2014
Математика: 3 класс: методическое пособие / Л. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. – М.: Вентана-Граф, 2014.
2500 задач по математике /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова: 1 – 4 класс – АСТ Асторель М. 2015.
Учебно-тематическое планирование по математике
№ п/п | Раздел Тема урока | Элементы содержания | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Числа от 100 до 1000. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
2 | Чтение трехзначных чисел. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
3 | Запись трехзначных чисел цифрами. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
4 | Знаки «<» и «>».Сравнение чисел. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
5 | Сравнение чисел. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
6 | Контрольная работа по теме «Чтение, запись и сравнение трехзначных чисел» | Карточки | ||
7/1 | Километр, миллиметр. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
8/2 | Сравнение предметов по длине. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
9/3 | Единицы длины и соотношение между ними. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
10/4 | Миля, верста. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
11/1 | Ломаная. Элементы ломаной. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
12/2 | Замкнутая и незамкнутая ломаная. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
13/3 | Построение ломаной. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
14/4 | Длина ломаной. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
15/5 | Построение ломаной по заданным размерам. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
16/6 | Проверочная работа по теме «Ломаная» | Карточки | ||
17/1 | Масса и её единицы: килограмм, грамм. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
18/2 | Обозначения единиц массы: кг, г. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
19/3 | Соотношения между единицами массы. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
20/4 | Вместимость. Литр. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
21/5 | Сравнение предметов по вместимости. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
22/6 | Соотношение между литром и килограммом. Тест. | , ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
23/7 | Контрольная работа по теме «Величины и их измерение» | Карточки | ||
24/1 | Разрядные слагаемые. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
25/2 | Устные приемы сложения многозначных чисел. | учебник, рабочая тетрадь | ||
26/3 | Алгоритм письменного приема сложения многозначных чисел. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
27/4 | Отработка алгоритма письменного приема сложения многозначных чисел. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
28/5 | Сложение многозначных чисел. Решение задач. | , ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
29/6 | Сложение многозначных чисел. Контрольная работа. | Карточки | ||
30/7 | Устные приемы вычитания многозначных чисел. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
31/8 | Вычитание многозначных чисел столбиком. | , ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
32/9 | Алгоритм вычитания многозначных чисел. | , ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
33/10 | Отработка письменных приемов вычитания многозначных чисел. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
34/11 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел». | карточки | ||
35/12 | Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Закрепление. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
36/1 | Сочетательное свойство сложения. | презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
37/2 | Применение сочетательного свойства сложения. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
38/3 | Сочетательное свойство сложения. Решение задач. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
39/4 | Сумма трех и более слагаемых. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
40/5 | Нахождение суммы трех и более слагаемых. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
41/6 | Контрольная работа по теме «Сочетательное свойство сложения» | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
42/7 | Сочетательное свойство умножения. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
43/8 | Сочетательное свойство умножения. Тест. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
44/9 | Сочетательное свойство умножения. Решение задач. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
45/10 | Произведение трех и более множителей. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
46/11 | Произведение трех и более множителей. Решение задач. | учебник, рабочая тетрадь | ||
47/12 | Тест. Произведение трех и более множителей. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
48/1 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
49/2 | Сильные и слабые действия. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
50/3 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. Решение задач. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
51/1 | Симметрия на клетчатой | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
52/2 | Построение симметричных фигур. | учебник, рабочая тетрадь | ||
53/3 | Нахождение симметричных фигур. | Карточки | ||
54/1 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
55/2 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
56/3 | Сильные и слабые действия в выражениях без скобок. | учебник, рабочая тетрадь | ||
57/4 | Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну пару скобок. | презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
58/5 | Порядка выполнения действий в выражениях, содержащих несколько пар скобок. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
59/6 | Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в числовых выражениях» | ,ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
60/7 | Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
61/1 | Высказывание. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
62/2 | Понятие верных и неверных высказываний. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
63/3 | Примеры верных и неверных высказываний. Тест | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
64/4 | Числовые равенства и неравенства. | ,ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
65/5 | Свойства числовых равенств. Решение задач. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
66/6 | Свойства числовых равенств. Проверочная работа. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | 11.01 | |
67/1 | Деление окружности на равные части. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
68/2 | Способы деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
69/3 | Деление окружности на 3 одинаковые части с помощью циркуля. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
70/1 | Умножение суммы на число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
71/2 | Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
72/3 | Умножение суммы на число. Решение задач | учебник, рабочая тетрадь | ||
73/4 | Умножение на 10 . | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
74/5 | Умножение на 100. | ,ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
75/6 | Умножение на 10 . | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
76/7 | Умножение на 100. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
77/8 | Умножение вида 50 · 9 и 200 · 4.. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
78/9 | Умножение вида 50 · 9 и 200 · 4. | |||
79/10 | Контрольная работа по теме «Умножение изученных видов» | Карточки | ||
80/1 | Прямая. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
81/2 | Принадлежность точки прямой. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
82/3 | Проведение прямой через одну и через две точки. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
83/1 | Умножение двузначного числа на однозначное число | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
84/2 | Умножение трехзначного числа на однозначное число | учебник, рабочая тетрадь | ||
85/3 | Закрепление навыков умножения на однозначное число. Проверочная работа. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
86/4 | Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное число. | учебник, рабочая тетрадь | ||
87/5 | Закрепление навыков умножения трёхзначного числа на однозначное число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
88/6 | Контрольная работа по теме: «Умножения трёхзначного числа на однозначное число» | Карточки | ||
89/7 | Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное число. Закрепление. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
90/1 | Время и его единицы измерения: час, минута, сутки, век. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
91/2 | Обозначение единиц времени: ч, мин, с | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
92/3 | Соотношение между единицами времени. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
93/4 | Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами. Тест. | карточки, учебник, рабочая тетрадь | ||
94/1 | Деление на 10 и на 100. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
95/2 | Закрепление навыков деления на 10 и на 100. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
96/3 | Нахождение однозначного частного приёмом подбора. | учебник, рабочая тетрадь | ||
97/4 | Нахождение однозначного частного. Решение задач. | учебник, рабочая тетрадь | ||
98/5 | Закрепление навыка нахождения однозначного частного путём подбора. | учебник, рабочая тетрадь | ||
99/6 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление трехзначных чисел» | Карточки | ||
100/7 | Деление с остатком с помощью фишек. | ИКС, учебник, рабочая тетрадь | ||
101/8 | Деление с остатком. Свойства остатка. | ИКС, учебник, рабочая тетрадь | ||
102/9 | Проверочная работа. Деление с остатком. | Карточки | ||
103/10 | Деление с остатком. Решение задач. | ИКС, презентация, | ||
104/11 | Деление на однозначное число. | учебник, рабочая тетрадь | ||
105/12 | Алгоритм деления на однозначное число. | учебник, рабочая тетрадь | ||
106/13 | Деление трёхзначного числа на однозначное. Тест . | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
107/14 | Закрепление деления на однозначное число . | учебник, рабочая тетрадь | ||
108/15 | Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. | учебник, рабочая тетрадь | ||
109/16 | Контрольная работа по теме «Деление на однозначное число» | Карточки | ||
110/17 | Деление трёхзначного числа на однозначное. Решение задач. | Карточки, учебник, рабочая тетрадь | ||
111/1 | Умножение вида 23 · 40. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
112/2 | Алгоритм умножения вида 23 · 40. | карточки, ИКС, учебник, рабочая тетрадь | ||
113/3 | Умножение вида 23 · 40. Решение задач. | учебник, рабочая тетрадь | ||
114/4 | Тест. Умножение вида 23 · 40. | Карточки | ||
115/5 | Приём письменного умножения на двузначное число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
116/6 | Умножение на двузначное число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
117/7 | Отработка алгоритма умножения на двузначное число. | учебник, рабочая тетрадь | ||
118/8 | Проверочная работа. Умножение на двузначное число. | учебник, рабочая тетрадь | ||
119/9 | Умножение на двузначное число. Решение задач. | учебник, рабочая тетрадь | ||
120/10 | Контрольная работа по теме: «Умножение на двузначное число» | Карточки | ||
121/11 | Закрепление навыков умножения на двузначное число. Решение задач. | учебник, рабочая тетрадь | ||
122/12 | Знакомство с приемом письменного деления на двузначное число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
123/13 | Деление на двузначное число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
124/14 | Закрепление приёма деления на двузначное число. Решение задач. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
125/15 | Закрепление приёма деления на двузначное число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
126/16 | Контрольная работа. Деление на двузначное число. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
127/17 | Деление на двузначное число. Решение задач. | ИКС, учебник, рабочая тетрадь | ||
128/18 | Деление на двузначное число. Проверочная работа. | ,ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
129/1 | Единицы длины. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
130/2 | Единицы массы и вместимости. | карточки, ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
131/3 | Ломаная, прямая, окружность. | карточки, ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
132/4 | Итоговая контрольная работа | карточки, ИКС, | ||
133/5 | Сложение и вычитание в пределах 1000. | карточки, ИКС, учебник, рабочая тетрадь | ||
134/6 | Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия разных ступеней. | презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||
135/7 | Умножение и деление на двузначное число. | карточки, ИКС, учебник, рабочая тетрадь | ||
136/8 | Решение арифметических задач, содержащих различные зависимости между величинами. | карточки, ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь |
№ |
ТЕМА | Кол-во часов |
СОДЕРЖАНИЕ | Дата (план) | Дата (факт) |
1. | ТЫСЯЧА. Числа от 100 до 1000.Чтение и запись трёхзначных чисел. Сравнение чисел. | 2 | Счет сотнями до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами. Введение в микрокалькулятор чисел от 100 до 1000. Арифметика (путешествие в прошлое). Поразрядное сравнение трехзначных чисел. Использование знаков «<» и «>» для записи результатов сравнения чисел. | ||
2. | ВЕЛИЧИНЫ. Километр, миллиметр. Сравнение предметов по длине. | 1 | Введение новых единиц длины (расстояния) и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, сантиметрах и миллиметрах. | ||
3. | ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Ломаная. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной. | 1 | Ознакомление с ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования представлений учащихся об отрезке. Построение ломаной и вычисление ее длины. | ||
4. | ВЕЛИЧИНЫ. Масса и её единицы: кг, г. Вместимость. Литр. Соотношения между единицами массы. | 2 | Введение новых единиц массы и вместимости. Соотношения между единицами массы — килограммом и граммом. Практические работы: измерение массы и вместимости с помощью весов и мерных сосудов. | ||
5. | СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. Разрядные слагаемые. Алгоритм письменного приёма сложения. Вычитание многозначных чисел. Отработка письменных приёмов сложения и вычитания. | 3 | Разложение числа на разрядные слагаемые. Поразрядное сложение в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений складывать двузначные числа на область трехзначных чисел. Решение задач. | ||
6. | СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ И УМНОЖЕНИЯ. Сочетательное свойство сложения. Сочетательное свойство умножения. Решение задач. | 3 | Введение названия: сочетательное свойство сложения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б)для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения, без скобок. Вычисление значений выражений различными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. Введение названия: сочетательное свойство умножения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б)для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие умножения без скобок. Обучение группировке множителей в произведении. | ||
7. | УПРОЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ. Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение и деление. | 1 | Запись выражений, содержащих умножение или деление, заключенных в скобки, без скобок. Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действия. | ||
8. | СИММЕТРИЯ. Симметрия на клетчатой бумаге. Построение симметричных фигур. | 1 | Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона. Использование зеркала для наглядного представления о расположении симметричных фигур на одном и том же расстоянии относительно оси симметрии. | ||
9. | ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ. Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками. | 2 | Формулирование правил выполнения действий в выражениях без скобок содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «•» и «:»), не заключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения. Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при вычислениях. | ||
10. | ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. Понятие верных и неверных высказываний. Числовые равенства и неравенства. | 2 | Введение понятия высказывание. Понятие о верных и неверных высказываниях. Равенства и неравенства как примеры математических высказываний. Ознакомление со свойствами равенства: равенство не нарушается, если к каждой его части прибавить (из каждой его части вычесть) одно и то же число. Рассмотрение задач с использованием весов для иллюстрации этих свойств. | ||
11. | ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Деление окружности на равные части, на 2, 4, 8 равных частей. | 1 | Способы деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга. Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 равные части. Формирование умений определять, лежат ли все вершины многоугольника на окружности. | ||
12. | УМНОЖЕНИЕ. Умножение суммы на число. Умножение на 10, 100. | 2 | Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства). Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых) для облегчения вычислений. | ||
13. | ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Прямая. | 1 | Формирование понятия о прямой как о бесконечной фигуре; принадлежность точки прямой. Пересечение прямой с лучом, с отрезком, пересечение двух прямых. | ||
14. | УМНОЖЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. Умножение двузначного числа, трёхзначного числа на однозначное. | 2 | Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. Перенос умений, полученных учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное число. | ||
15. | ВЕЛИЧИНЫ. Время и его единицы измерения: час, минута, сутки, век. Соотношение между единицами времени. | 1 | Введение и обозначение единиц времени и соотношений между ними. Решение задач с единицами времени. Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками. Применение календаря. | ||
16. | ДЕЛЕНИЕ. Деление на 10, 100. Нахождение однозначного частного. Деление с остатком. Деление трёхзначного числа на однозначное. | 4 | Введение правил деления на 10 и на 100 (частное можно получить, отбрасывая в делимом справа один или два нуля). Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным числом. Нахождение однозначного частного с использованием приема подбора. Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка. Формирование умения делить трехзначное число на однозначное. Подбор каждой цифры частного проверкой цифр через одну, начиная с числа 5. Решение задач. | ||
17. | УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. Приёмы письменного умножения и деления на однозначное число. | 5 | Обучение умножению на двузначное число выражения вида 23 • 40. Умножение двузначного числа на данное число десятков с применением правила умножения на однозначное число и на 10. Устные и письменные приемы умножения на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. Решение задач. |