12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нургалиева Ляля Равильевна635
Сейчас я человек, который не только исправляет речь, но и тот, кто вселяет в душе ученика надежду и уверенность в собственные силы. Моя профессия — это мой духовный путь, мое служение, это мой выбор, так я увеличиваю количество добра на Земле.
Россия, Башкирская респ., Уфа
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
7

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекция устной и письменной речи» для обучающихся по АООП НОО ОВЗ

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Коррекция устной и письменной речи»

для обучающихся по АОП НОО ОВЗ Вариант 7.2

Нургалиевой Ляли Равильевны

учителя-логопеда высшей категории

1-5 классы

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по курсу логопедических занятий «Коррекция устной и письменной речи» адресована учащимся начального общего образования ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся по АООП НОО ОВЗ для детей с ЗПР Вариант 7.2.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Срок освоения ООП НОО ОВЗ может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.

Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО ОВЗ определяются по завершению обучения в начальной школе.

Неспособность обучающегося с ЗПР освоить вариант 7.2 АООП НОО в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО он может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП НОО ОВЗ, с учётом специфики деятельности ГБОУ РЦДО. В основу предлагаемой коррекционной программы положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии: Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, и др., также она дополнена материалами, разработанными логопедами Центра патологии речи и нейрореабилитации- Визель Т.Г. Шевцовой Е.Е, Резниченко Т.С. Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Срок реализации программы 2016-2021 год.

Данный учебный предмет в системе начального общего образования одновременно охватывает общее и специальное образование учащихся с ОВЗ, имеющих нарушения устной и письменной речи. Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению.

Коррекционные логопедические занятия в начальной школе направлены на достижение основной цели: реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО ОВЗ обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

  1. формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

  2. достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

  3. становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

  4. создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

  5. обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

  6. обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

  7. выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

  8. использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  9. предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

  10. участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

 включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

В основу АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) заложены следующие принципы:

  1. принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  2. принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  3. принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

  4. принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

  5. онтогенетический принцип;

  6. принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР) ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

  7. принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»;

  8. принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  9. принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  10. принцип сотрудничества с семьей.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок с учётом индивидуальных особенностей ученика. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно – познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В ходе реализации программы отводится особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно- поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом.

АООП НОО ОВЗ (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

В настоящее время все более актуальной становится вопрос профилактики, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей обучающихся поАООП НОО ОВЗ (вариант 7.1). Между тем основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике в различных учреждениях. Актуальность данной программы заключается и в социальном запросе родителей детей с нарушениями речи и трудностями усвоения ими школьной программы.

Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической, логопедической работы. Целевое назначение коррекционной логопедической работы состоит в том, чтобы на основании психолого-педагогической, логопедической диагностики детей, формировать у них речедвигательные функции, речевую систему в целом, орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, развивать когнитивные функции, углубить речеведческую работу, работать по дальнейшему развитию психофизических функций.

Данный курс логопедических занятий рассчитан на контингент детей обучающихся поАООП НОО ОВЗ (вариант 7.1), страдающих различными формами дизартрии, фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи, нарушением чтения и письма. Структура нарушений речи у этих детей неоднородна.

Знание особенностей речевых нарушений у детей с ОВЗ позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы. Особенностью расстройств речи у детей с ОВЗ является их патогенетическая общность с двигательными нарушениями, что находит свое выражение во взаимосвязи между развитием речи и формированием общей и мелкой моторики. Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления. Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях ребенка.

Логопедия является одним из разделов специальной педагогики-дефектологии. В настоящее время термин «логопедия» означает не только воспитание речи-значение этого термина гораздо шире: предметом логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи и создание методов их предупреждения и преодоления. В этом определении раскрывается как теоретическое значение(изучение речевых нарушений), так и практическое (предупреждение и преодоление речевых нарушений).

Основная цель логопедической работы с детьми с ОВЗ - развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:

-уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса, гипертонуса в мимической и артикуляциионой мускулатуре;

- улучшение речевого дыхания и голоса, выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

-нормализация просодической системы речи;

-формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков речи;

-развитие фонематического восприятия и звукового анализа;

-нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи при сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи или при задержке речевого развития);

-устранение патологической симптоматики, такой как тремор, синкенезии, девиации;

-развитие слухового восприятия.

При этом необходимо учитывать:

-Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

-Восполнение пробелов в развитии связной речи.

-Дальнейшее совершенствование неречевых процессов.

-Развитие общеучебных умений и навыков.

-Повторение систематического курса русского языка.

-Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (автоматизация, и дифференциация звуков и букв в устной и письменной речи).

Конкретные цели и задачи курса.

1. Коррекция нарушений в устной речи.

Задачи:коррекция артикуляционных нарушения, формировать правильное звукопроизношение; развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез; развивать понимание речи; расширять, уточнять и активизировать словарный запас; учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм; развивать диалогическую и монологическую речь.

2. Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи. Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи. Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности.

Задачи:формировать правильный навык письма, чтения; развивать письменную речь как форму общения; способствовать усвоению языка как средства общения.

3. Развитие познавательной деятельности. Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое). Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической). Развитие произвольного внимания.
Задачи: учить соотносить условия задачи с их требованиями; формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности; формировать понятия о причинно-следственных связях,временных отношениях, представления о количестве, пространстве; учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; учить сравнению предметов по определенным признакам; учить классифицировать, обобщать предметы; развивать динамический и кинестетический праксис; развивать зрительный, слуховой контроль.

4. Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.
Задачи: способствовать предупреждению негативизма,эмоционального дискомфорта, тревоги; развивать словесную регуляцию поведения.

  1.  

    2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Курс логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи» формирует у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика программы заключается в её тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению, и реализуются следующие сквозные линии развития учащихся.

Линии, общие с курсом литературного чтения: овладение функциональной грамотностью (первичные навыки работы с информацией); овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, общие с курсом русского языка: приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности; овладение функциональной грамотностью; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи; овладение родным языком; овладение орфографией и пунктуацией; развитие чувства языка.

Таким образом, курс логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи», имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебноязыковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА.

Программа курса логопедических занятий разработан с целью организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с нарушениями речи. Данная программа является органичной частью основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения ФГОС начального образования. Программа курса логопедических занятий рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю продолжительностью по 20 мин. с периодичностью 2 раза в разные дни недели). Курс логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи» проводится с учащимися с 1 по 4 классов, имеющими различные нарушения устной и письменной речи. Логопедические занятия проводятся по направлению ПМПК с обучающимися имеющими недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Коррекционная работа строится с учетом структуры и степени тяжести речевого дефекта учащихся.

Таким образом, основными направлениями курса являются устранения фонетических недостатков речи (ФН) у учащихся со сложной структурой речевого дефекта, фонематического недоразвития речи (ФНР), фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) и общего недоразвития речи (ОНР), а также нарушения чтения и письма (НЧП), обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР.

Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. По учебному плану РЦДО на этапе начального общего образования отводится 34 часа в год, в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю :

в 1 классе – 33 недели-33 ч в год; во 2 классе – 34 недели-34ч. в год; в 3классе – 34 ч. в год; в 4 классе – 34ч. в год.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Курс логопедических занятий «Коррекции устной и письменной речи» является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Благодаря интеграции естественно- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

. Логопедическая работа с детьми, имеющими различные расстройства речи, позволяет в той или иной мере нормализовать, компенсировать, формировать речевые возможности обучающихся. Систематическая, комплексная работа по развитию речи, проводимая на логопедических занятиях, способствует развитию у данной категории детей речи как средства общения и является необходимой предпосылкой для усвоения ими программного материала по предметам учебного плана. Обучение по курсу логопедических занятий «Коррекции устной и письменной речи» для детей с ОВЗ (ЗПР) предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Решение данных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, даст возможность повысить уровень владения родным языком.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты:

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

  2. планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;

  3. работать в соответствии с поставленной задачей;

  4. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;

  5. работать по плану и корректировать свою деятельность;

  6. определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательнме УУД:

  1. искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

  2. осуществлять анализ и синтез;

  3. составлять описание объекта;

  4. строить рассуждение.

  5. составлять простой и сложный план текста;

  6. работать с текстом;

  7. устанавливать причинно-следственные связи;

  8. составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

  9. правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы; Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);

  2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  1. сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;

  2. оценивать свою работу и работу товарища;

  3. уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Учитывая, что данный курс логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам. Таким образом, предметными результатами является сформированиость следующих умений:

  1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;

  2. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;

  3. осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;

  4. подробно и выборочно пересказывать текст;

  5. делить текст на части и озаглавливать их;

  6. выполнять разбор слова по составу;

  7. производить звуко-буквенный анализ слов;

  8. правильно списывать тексты;

  9. писать слова и предложения под диктовку;

  10. находить и исправлять орфографические ошибки;

  11. распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;

  12. ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  13. определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;

  14. составлять предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

  1. ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

  2. планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;

  3. работать в соответствии с поставленной задачей;

  4. искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

  5. составлять описание объекта;

  6. составлять простой и сложный план текста;

  7. работать с текстом;

  8. сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учигеля- логопеда;

  9. оценивать свою работу и работу товарища;

  10. устанавливать причинно-следственные связи;

  11. составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

  12. правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.

 

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:

Учащиеся должны знать:

конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

отличать гласные звуки и буквы от согласных;

распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

пересказывать несложные тексты.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать сонорные звуки и буквы;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

Учащиеся должны знать:

слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

производить звукобуквенный анализ слов;

устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

использовать в речи различные конструкции предложений.

строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:

Учащиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

активно пользоваться различными способами словообразования;

владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место учебного предмета в учебном плане. Логопедия является одним из разделов специальной педагогики-дефектологии. По учебному плану РЦДО на этапе начального общего образования отводится 34 часа в год, в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю :

в 1 классе – 33 недели-33 ч в год;

во 2 классе – 34 недели-34ч. в год;

в 3классе – 34 ч. в год;

в 4 классе – 34ч. в год.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1. Наименование раздела: звуковая сторона речи. Фонематические процессы. Содержание учебного материала: развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Автоматизация и дифференциация звуков и букв в устной и письменной речи; коррекция слоговой структуры.Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика . Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения. Ожидаемый результат: уметь выделять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком. Обозначать на письме буквами звонкие и глухие. Проводить слоговой анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Проводить звуко-буквенный анализ доступных слов.

2. Наименование раздела: лексико-грамматический строй речи
Содержание учебного материала:Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам. Практическое усвоение грамматических категорий. Ожидаемый результат: знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизироватьчерез речевую практику, усвоенную лексику. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки). Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи.

3. Наименование раздела: работа над предложением и связной речью. Содержание учебного материала: интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам . Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ по вопросам, частям, выборочный. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок. Усвоение модели сложного предложения:

-сложносочиненное предложение; -сложноподчиненное предложение. Употребление знаков препинаний в сложных предложениях. Ожидаемый результат: усвоить понятие: предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Составлять модель простого двусоставного предложения. Пересказывать рассказ. Составлять тексты на заданную тему. Составлять модели всех видов предложений. Уметь распространять предложение по моделям и вопросам. Правильно оформлять предложение на письме. Уметь составлять и различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Правильно употреблять знаки препинания при написании сложных предложений.

4. Наименование раздела: неречевые процессы. Содержание учебного материала: развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания и памяти. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение). Закрепление временных и пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение). Ожидаемый результат: знать времена года, дни недели, части суток.

Определять пространственные направления и обозначать их вербально.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку

5. Наименование раздела: развитие общеучебных умений и навыков.
Содержание учебного материала: формирование учебно-организационных умений . Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное. Формирование умения вести диалог с учителем. Ожидаемый результат: готовить свое рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия. Воспринимать инструкции учителя- логопеда и действовать последовательно по их выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением.

Программа состоит из следующих разделов:

- коррекция звукопроизношения;

- коррекция фонематических процессов;

- коррекционная работа на лексическом уровне;

- коррекционная работа на синтаксическом уровне;

- развитие связной речи, работа по речеведению;

- формирование и коррекция психофизических функций.

При проведении коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи целесообразно использовать следующие приемы логопедического воздействия(по необходимости): дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий); пассивная и активная артикуляционная гимнастика; развитие речевого дыхания; голосовые упражнения; оживление мимики лица; глазодвигательные упражнения; развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; коррекция звукопроизношения (постановка отсутствующего или искаженного звука, автоматизация коррегируемого звука, дифференциация смешиваемых фонем); развитие мелкой и общей моторики.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе предусматривает:

Звуковую культуру речи - это уметь выделять в произношении заданный звук; определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в скороговорках, стихах, подбирать слова с заданным звуком; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий), правильно употреблять соответствующие термины; производить звуковой анализ слов: количество звуков, последовательность фонем, место звука в слове, количество слогов; уметь внятно и отчетливо произносить звуки, слова, короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями, соблюдая установленные правила речи.

Расширение словаря — это уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия; употреблять в речи названия предметов и их частей, деталей; различать и называть характерные свойства и качества предметов; образовывать новые слова по аналогии; понимать и употреблять слова- антонимы, синонимы, омонимы; использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги

Развитие связной речи — это уметь составлять связные рассказы; уметь внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию; понимать содержание литературного текста, передавать содержание данного текста.

Совершенствование грамматического строя речи — это уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в,на,за,под и другие); употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения, составлять предложения с однородными членам и предложения.

Литературное чтение - это: четкое и правильное произношение всех звуков речи; совершенствование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения про себя и вслух; осмысленное восприятие прочитанное.

 

 

 

 

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Компьютерный класс для коррекционно-развивающей работы.

  2. Специализированный программно-технический комплекс педагогического работника: компьютер Apple s MacBook white /Apple Mac OS X Snow Leopard/MS Windows 7 Professional.

  3. Наушники Gal; Микрофон VRN-M1C3; Колонки Topdevice TDS-501 Wood; Веб-камера Qumo WCQ-107.

  4. Сканер HP Scanjet G3110.

  5. Черно-белый лазерный принтер HP LaserJet Pro Р1102w.

  6. Цифровая фотокамера Canon PowerShot A3100IS, карта памяти Transcend SD 4GB.

  7. Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов MicroLife:ML-l 2-1.3

  8. Графический планшет Wacom Bamboo Pen.

  9. Программы: Wopd, Exel, Skain, Power Paint.

    Литература.

    1. Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. 4.1 ( В.Г. Горецский, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина).- 9-е изд. - М.: Просвещение, 2017.-127 с. 2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия – М.:, 2006 – 319 с. 3. Волкова JI.C., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с. 4.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с. 5. Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы. - М.: Владос, 2001. 6. Винарская Е.Н. Дизартрия – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005 – 141, с.: ил., - (Библиотека логопеда). 7. Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с. 8. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 9. Ишимова О.А., Бандарчук О.А. «Логопедическая работа в школе». Работаем по новым стандартам. М., «Просвещения», 2012г.

    10. Канакина В.П. Русский язык 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Организ. В.П. Канакина, В.Г. Горецский.-9-е изм. - М.: Просвещение. 2017. -143 с.

    Интернет ресурсы.

    http://rcdorb.ru/ - Сайт для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ Уфимской области с применением дистанционных образовательных технологий.

    http://www.uchportal.ru/ Учительский портал.

    http://www.nachalka.com/ Сайт «Начальная школа».

    www.slovopedia.com Подборка русских толковых словарей: словарь Даля, словарь Ожегова, энцеклопедический словарь и другие.

    www.gramota.ru Справочно-информационный портал. Русский язык для всех. Словари, правила русского языка, научная библиотека.

    http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/donr Сборник диагностических методик.

 

 

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.