12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ананичева Анастасия Валерьевна61
6

Урок «Разнообразие внутренних вод России. Реки»



Урок географии в 8 классе

тема урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки»

 

Тип урока: открытие новых знаний

Технология обучения: развития критического мышления

Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России

Планируемые результаты:

Предметные: умение называть и показывать речные системы России; умение выявлять зависимость между рельефом, климатом и густотой речной системы; умение классифицировать реки России по основным бассейнам и режиму; умение определять уклон и падение рек

Метапредметные: находить в информационных источниках необходимую информацию, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия,

классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи,

представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), определять цель, проблему, выдвигать версии, работать по плану, излагать и корректировать свое мнение, организовывать работу в паре

Личностные: оценивать свои и чужие ответы, осознавать свои эмоции, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя людям.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал – оценочные листы, атлас, учебник, компьютер, проектор, атласы, тетради, калькулятор, на доске опорные слова «падение». «уклон», «межень», «паводок», «годовой сток».

 

Эпиграф к уроку: О, как ты сердцу дорога,

Текущая сквозь годы!

Возвышенные берега,

Взволнованные воды…

Белинский Я.Я.

Ход урока:

I. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока.

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу. Приветствую учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отмечание отсутствующих.

II. Стадия вызова. Актуализация знаний и умений учащихся. Целеполагание.

слайд 1 - Звуковой файл «Шум текущей воды». Ребята, что вы слышали? /Дети поднимают руки, дают ответ/

слайд 2 - На экране появляется высказывание и изображение реки.

слайд 1 - Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему (Сергей Аксаков).

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – э то чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.

Попытайтесь сформулировать тему урока /Внутренние воды России. Реки/ слайд 3 

Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради, запишите число и тему урока. У вас у каждого на парте находится лист для самостоятельного или взаимного оценивания, в котором вы должны в течении урока фиксировать свои результаты и лист с шаблоном кластера «Реки России» с которым вы будете работать на каждом этапе урока (приложение). Каждый этап будет сопровождаться своим оттенком, который имеется на шаблонах и будет являться своеобразной подсказкой.

Мозговая атака. Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6 и 7 классах?/Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы/

Для того, чтобы вспомнить, как составлять кластер – выполним задание. В тетрадях, составьте пожалуйста, пример простого кластера, что относится к внутренним водам. На экране: слайд 4 

 

 

 

 

 

Внутренние воды

 

 

 

Целесообразно начать знакомство с внутренними водами России с рек. Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему? /речную воду чаще всего человек использует в хозяйственной деятельности и быту/.

Чтобы изучить тему урока, давайте вспомним, а что нам уже известно о реках?

Небольшая работа с терминами, с которыми мы знакомились с вами ранее, поможет нам в изучении нового материала(слайд 5)

- Поток воды текущий годами в выработанном им углублении /река/

- Что такое исток? /начало реки/

- Что такое устье реки? /место впадения реки в море, озеро, другую реку/

- Что такое речная система? /главная река с притоками/

- Что такое бассейн реки? /местность, с которой река получает питание/

- Что такое водораздел?/возвышенности или горы, разделяющие

бассейны рек)

 

Для закрепления, предлагаю вам в тетради зарисовать схему «Река и ее части». На экране появляется только схема, учащимся необходимо самостоятельно подписать все элементы /переносят схему в тетрадь и пописывают/ слайд 6 

 

 

t1704937353aa.jpg

 

t1704937353ab.gifIII. Стадия осмысления. Изучение новой темы.

Заполнение 1 части кластера.

слайд 7 - Вспомните, от каких компонентов природы зависят внутренние воды, реки /практически от всех, но главными скорее всего будут климат и рельеф: климат влияет на замерзание рек в условиях длительной и холодной зимы, в засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и могут пересыхать; на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях/. Давайте разбираться, так ли это?

 

 

На экране схема(слайд 8)

t1704937353ac.png

Зt1704937353ad.gif аполнение 2 части кластера.


Самостоятельная работа №1

В. Гюго: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».

Давайте выясним, каким океанам поют свои песни реки России?

При работе с картой нам предстоит ответить на вопросы и в качестве ответов заполнить таблицу. (слайд 9)

Бассейн Северного Ледовитого океана

Бассейн

Тихого океана

Бассейн Атлантического океана

Внутренний сток

 

 

 

 

 

 

 

 

Зt1704937353ae.gif аполнение 3 части кластера.

 

1. Найдите на карте в атласе реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан/Онега, Северная Двина, Печора, Обь и Иртышем, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Заносят данные в таблицу/

2. Проблемный вопрос. Почему крупнейшие реки России текут на север? /Большая территория России имеет уклон на север/

3. Найдите на карте в атласе реки, несущие свои воды в Тихий океан /Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь. Заносят данные в таблицу/

4.Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? /На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов/

5. Найдите на карте в атласе реки, которые относятся к бассейну Атлантического океана /К бассейну Атлантического океана принадлежат реки, впадающие в Чёрное, Азовское и Балтийское моря. Нева, Дон, Кубань, Днепр, Западная Двина, Нарва/

6. Найдите на карте в атласе реки, которые относятся к бассейну внутреннего стока /ВолгаУрал, Эмба, Терек/

7. А теперь немного поиграем, « Кто быстрее!»     (работа в парах)

Составьте пары: река – приток

Волга                          Аргунь

Енисей                        Иртышь

Лена                                 Ока

Обь                                  Алдан

Амур                                Ангара

 На какой реке стоит город?

 Салехард                       Нарьян-мар

 Краснодар                     Красноярск

 Якутск                          Иркутск

 Архангельск                 Москва

 Волгоград                     Санкт-Петербург

слайд 10 - Почему направления рек разные? Какой вывод можно сделать? Что влияет на направление течения рек? /Рельеф)/

Послушайте отрывки из  двух стихотворений.

1. М.Ю.Лермонтов так описывает в своем стихотворении Терек /находят на карте в атласе/

Меж горных стен несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал,

То здесь, то там дорогу роет.

 

2. Ф.Тютчев про Волгу.

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река.

Чем эти реки отличаются? /по характеру/

От чего зависит характер реки? /от рельефа/

слайд 11 - Работа с рис.41 и 42 «Равнинная река» и «Горная река» с.79-80 учебника. Сравните их /равнинные реки отличаются спокойным, плавным течением, широкими долинами, а горные реки имеют бурное течение, узкие порожистые глубокие долины/

Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон


 

Далее нам предстоит познакомиться более подробно с понятиями: уклон и падение реки /Работа с учебником. Чтение с остановками. На стр. 80 найдите и запишите в тетрадь определения: «Падение» и «Уклон» реки/

Падением реки называется превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Уклоном реки называют отношение величины падения реки к ее длине /запись в тетрадь/

Практическая работа

Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту ее истока и устья по физической карте используя шкалу высот. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 метров.

Например, определим падение реки Ангары /по карте атласа определяют откуда вытекает р.Ангара. (из Байкала) . Оно лежит на высоте 456м.над уровнем моря./

Куда впадает р.Ангара? Определите высоту ее устья./там, где Ангара впадает в Енисей высота 76м./ Находим падение по формуле Н1-Н2=П., где Н1-абсолютная высота истока, Н2-абсолютная высота устья; 456м-76м= 380м=38000см.

Величина падения влияет на другую ее важную характеристику – уклон реки. Определим уклон реки Ангары.38000см:1826км= 20,8 см/км (21 см/км)

Уклоны горных рек большие, например, уклон бурного Терека 5м/км, а поэтому течение быстрое и размывающая сила реки большая. На равнинных реках уклоны незначительны и, следовательно, текут они медленно.

Для закрепления: используя карты атласа и справочные сведения на экране, определите падение и уклон реки.

1 вариант – р.Лена, р.Нева                    

2 вариант – р.Обь, р.Урал

Самопроверка: сверяют ответы с ответами на экране.

Зt1704937353af.gif аполнение 4 части кластера.

 

 

Самостоятельная работа №2 с текстом учебника (стр.81-83)

Чтение с остановками. Рассмотрим следующий компонент. На реки влияет климат. Как климат влияет на реки? Самый лучший ответ на этот вопрос дал выдающийся русский географ –климатолог А.И. Воейков. Именно ему принадлежит классическая формулировка: «реки –продукт климата». Расшифруем ее подробнее. /От климата зависит: 1) густота речной сети  2) тип питания реки   3) режим реки/

Большинство рек нашей страны замерзает. Используя рис. 47 на стр. 82 определите продолжительность ледостава на р.Обь в верховье, в низовье /ледостав в верховье с декабря по 30.04. в низовье – с ноября по 31.05. Климат влияет и на замерзание воды в реках. В условиях длительной холодной зимы на реках образуется более мощный лёд. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать/.

 

Что такое межень? Из-за чего он возникает?  Что такое паводок? С чем они связаны? Что такое годовой сток? Найдите ответ в тексте параграфа/ межень – наиболее низкий уровень воды в реке, соответствующий наименьшему периоду выпадения осадков; паводок – кратковременный подьем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков; годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год/

Величина годового стока, прежде всего, зависит от климата. Равнинный рельеф уменьшает сток, а горный, наоборот, его увеличивает. Первое место в стране по величине годового стока занимает Енисей – за год он выносит около 600 км3 воды /

Реки России делятся по режиму на 3 группы (типы водного режима). Используя рис.44 на стр.81 привести примеры /1. Реки с весенним половодьем, реки имеющие смешанное питание с преобладанием снегового (Волга, Обь, Печора); 2.Реки с летним половодьем, текущие в муссоном типе климата (Амур и его притоки); 3. Реки с паводковым режимом, разливаются после дождей. Паводок – внезапный, непредсказуемый подъем уровня воды в реке/

Итак, давайте подведем итог. От каких же компонентов природы же зависит жизнь реки? /Жизнь реки зависит от климата и рельефа/.

t1704937353ag.gifЗаполнение 5 части кластера.

 

IV. Закрепление новых знаний, письменно
Закончи предложение

1.В нашей стране преобладают реки с весенним половодьем

2.От климата зависит режим реки

3.Наиболее низкий уровень воды в реке- это межень

4.Превышение истока над устьем - это падение реки

5. Отношение величины падения реки к ее длине - это уклон реки

Критерии оценивания

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки и более

V. Подведение итогов по оценочным листам, поставить + и -

ФИ учащегося

Сам. Раб.№1

(взаимопроверка)

Практическая работа (взаимопроверка)

Сам. Раб.№2

(кол-во данных ответов)

«Закончи предложение»

Проверка заполнения кластера

 

 

 

5 и5 и 4- справился

Все правильно или 1 «не попадание» -«5»;

2-3 – «4»;

4-5 –«3»

Итого:

Отдельная оценка

 

Учитель выводит на экран законченный кластер и критерии оценки:

«5» - работал по 4 формам

«4» - работал в 3-х формах

«3» - работал в 2-х формах

 

VI. Стадия рефлексии.

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.

5.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

 

VII. Домашнее задание

Пар.13, ?? и задания на стр. 84. Кластер дополнить речными рекордсменами(самая длинная река европейской части России, азиатской; самая полноводная и т.д.). На контурную карту нанести крупные реки России; составить кроссворд по теме

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.