12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Побережнюк Сергей Владимирович896
учитель в школе
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
5

Статья «Развитие критического мышления средствами ИКТ на уроках в школе»

С.В. Побережнюк

Учитель МАОУ СОШ с УИОП № 178,

г.Екатеринбург

Е.В. Глебова

Учитель МАОУ СОШ с УИОП № 22,

г.Екатеринбург

 

Развитие критического мышления средствами ИКТ на уроках в школе 

Аннотация. В статье рассказывается об одном из вариантов развития критического мышления – работе с фейками на уроках информатики. Представленный опыт носит практикоориентированный характер и целесообразен в образовательном процессе на уроках информатики в старших классах.

Ключевые слова: критическое мышление, фейк.

Давно известно, что в XXI веке, в связи с широким распространением средств связи, объем информации резко возрос. Мы живем в мире информации, информация нас окружает, всё вокруг нас – информация, причем информация разного рода. Поэтому важно разбираться в качестве этой информации и немаловажную роль в этом процессе играет уровень развития непосредственно процесса мышления. 

Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека, творческое преобразование субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества. [1, с. 277]

В свою очередь, критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. [2, с. 53] Таким образом, формирование и развитие критического мышления у обучающихся – одна из актуальнейших задач современного образования.

Кроме того, отметим, что истиной является факт без его интерпретации. Истина – так произошло, так есть на самом деле. Правда имеет опосредованное отношение к истине, т.к. факты претерпевают интерпретацию человеком. Поэтому, в отличии от известной песни, правд много, а истина – одна.

Для того, чтобы разбираться истинна или ложна информация надо обладать значительным запасом знаний. Но в современном мире ни один человек не является специалистом во всех областях знаний, поэтому, очень важное значение приобретает критическое отношение к информации – нельзя принимать на веру всю информацию без исключения, особенно социальную, которая базируется на действиях и взаимодействии отдельных людей, групп людей, и целых институтов – семьи, общества, государств и т.д. Необходим набор критериев, который хотя бы показывал степень вероятности истинности полученной информации. Развитию данного умения и посвящена эта статья. 

Рассмотрим один из вариантов развития критического мышления – работа с фейками (от англ. fake — подделка, фальсификация, обман; как правило, используется для определения изменённых, искажённых с помощью специальных программ-редакторов оригинальных цифровых фото или видео файлов [3]).

Нами предлагается развивать критическое мышление на уроках информатики в школе следующим образом. 

Уровень 1. Учитель заблаговременно подбирает материал (фото, видео, текстовые документы), дети средствами поисковых систем (при помощи компьютера, телефона, планшета) ищут предоставленную учителем информацию и выясняют, истинна или ложна данная информация. При необходимости роль учителя должна сводиться к тому, чтобы подсказывать обучающимся, в каком направлении осуществлять поиск.

Целесообразнее для этого сделать таблицу включающую 2 столбца: "за" (представленная информация истинна) и "против" (информация ложна). Чем больше дети приведут доводов, тем лучше. После заполнения таблицы обучающиеся должны сделать итоговый вывод – что перед ними: ложь или истина. При этом интересно, что дети могут найти такие доводы "за" и "против", которые не пришли в голову учителя. Поэтому, по завершении работы должна быть осуществлена корректировка работы – учителем должны быть раскрыты и обоснованы главные факты подтверждающие истину или опровергающие ложь по данному вопросу. При этом важна роль учителя - необходимо подобрать материал, поиск информации по которому был бы затруднен (в сети Интернет нет ответов или они противоречивы). 

Отвечая на вопросы дети совершенствуют умение поиска информации в сети Интернет, а также определяют степень вероятности предложенного события и, таким образом, развивают критическое мышление.

Уровень 2. Дети самостоятельно выбирают тему. Затем, средствами ИКТ сознательно создают фейк по данной теме.

Для этого они должны предложить интересную, лучше парадоксальную идею, заведомо понятную, что она ложна, например, что Земля плоская. Затем они подбирают материалы (или создают их сами, например, в виде текста, графического изображения и т.п.), подтверждающие данную ложную идею. 

Формы реализации фейка могут быть разными: текстовый документ, графический файл, слайд-шоу или видеоролик, сайт или презентация, т.е. вся линейка возможностей средств ИКТ. Дети должны придумать тезисы, которые бы подтверждали заведомо ложную информацию. Разумеется, чем правдоподобнее получится фейк, тем лучше. После создания фейка дети сами развенчивают ложь в таком же информационном виде разоблачая себя же: сообщают откуда взяты материалы, почему это не может быть истиной и как обстоят дела на самом деле.

Уровень 3. Дети, при корректирующей роли учителя, выбирают тему и делают правдоподобный фейк с тем, чтобы с первого раза без достаточных знаний нельзя было сказать фейк это или нет. Подбирается правдоподобный материал и приводятся правдоподобные доказательства. Затем данные материалы можно использовать с детьми на 1 уровне, которые могут вычислять фейки, но не могут создавать их, находить нужные доводы.

Опыт работы в школе показывает, что данный прием эффективен в области развития критического мышления. При работе с фейками, особенно, при их создании, у обучающихся развивается критическое отношение к получаемой информации, вырабатывается привычка думать и перепроверять информацию.

Существует множество приемов формирования и каждый учитель выбирает и адаптирует их для использования в образовательном процессе. Но, в конечном счете, самое главное, чтобы все эти приемы работали на развитие очень важной и необходимой современным школьникам способности – умению  мыслить критически.


Литература.

1. Мещеряков Б.Г. и Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М: Прайм-Еврознак, 2008 – 632 c.

2. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006 – 143 с.

3. Словарь компьютерных терминов https://computer.slovaronline.com/

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.