12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Научно – исследовательский материал

«Внеурочная деятельность как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Алмухаметова Тахмина Султанбековна

учитель-логопед 1 категории муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нефтекумск

Аннотация: в научно-исследовательском материале рассмотрена внеурочная деятельность школьников с ограниченными возможностями как фактор успешного социального взаимодействия.
Ключевые слова: социализация, дети-инвалиды, внеурочная деятельность, социальное взаимодействие.

Актуальность исследования. Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Социализация детей входящий в этот мир одна из основных педагогических проблем в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

Специфические особенности социализации детей с ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу «социального риска». Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость для теории и практики образования.

Педагогическая практика в работе с детьми с задержкой психического развития определила, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ необходимо создавать условия, способствующие их интеграции и социальной адаптации в образовательном процессе: урочной и внеурочной деятельности, в процессе дополнительного образования. В своем исследовании мы рассматриваем решение данной проблемы через внеурочную деятельность обучающихся с ОВЗ.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Степень разработанности проблемы исследования. Важной целью воспитания детей с ЗПР является формирование у них активной жизненной позиции, по своей сути является признанием возможности их действительной социальной реабилитации на основе включения в полноценную жизнь общества.

Процесс социализации детей с ОВЗ, хотя и имеет общие черты с социализацией обычных детей, но в то же время существенно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых. Это подтверждает тот факт, что в настоящее время практически в каждой школе, имеется определенная группа детей, которые относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, в соответствии их особыми образовательными потребностями.

Цель изучить основные критерии влияния внеурочной деятельности как фактор успешной социализации детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические исследования и практику решения данной проблемы в педагогике, психологии, социологии и др.

2. Подобрать диагностические методики и провести исследование по выявлению особенностей социализации детей с ОВЗ.

3. Провести количественную и качественную обработку результатов исследования.

4. Доказать эффективность составленных методических рекомендаций по организации процесса социализации детей с ОВЗ во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс социализации обучающихся с ОВЗ.

Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ.

Гипотеза: внеурочная деятельность может быть эффективной для социализации обучающихся с ОВЗ при соблюдении развития следующих ее компонентов:

- будут учитываться поведенческие особенности детей с ЗПР;

- будет осуществляться индивидуальный подход в процессе организации внеурочной деятельности;

- будут использованы вариативные формы организации внеурочной деятельности детей с ЗПР с учетом их интересов и психолого-педагогических особенностей.

Теоретическая значимость исследования. Проанализированы подходы к проблеме социализации у обучающихся с ОВЗ. Изучено влияние внеурочной деятельности на социализацию детей с ОВЗ.

Практическая значимость исследования. Благодаря выполненному нами исследованию, стала возможной разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности как фактора успешной социализации детей с ОВЗ. В ходе разработки рекомендаций, нами были уточнены и систематизированы методические приемы работы с детьми с ОВЗ для успешной их социализации. Полученные материалы могут быть использованы в практической работе специалистов (логопедов, педагогов), работающих с детьми с ОВЗ.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; беседа; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методы

теоретический (анализ литературных источников);

эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение);

интерпретационные (анализ результатов исследования).

Организация и этапы исследования Исследование проводилось с 2017 по 2018 гг. В исследовании принимали участие дети с ЗПР младшего школьного возраста.

База проведения исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нефтекумск

Первый этап исследования (2017-2018 гг.) - связан с формулировкой и осмыслением исследовательской проблемы, определением объекта, предмета исследования, постановкой цели и задач, выдвижением гипотезы, конкретизацией методологии и методов исследования. На данном этапе проводилось изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме исследования.

Второй этап исследования (2017г.). На этом этапе были подобраны методики и проведена исследовательская работа с контингентом испытуемых с ЗПР.

Третий этап исследования (2017-2018 гг.). Данный этап характеризуется формулированием рекомендации по организации внеурочной деятельности для детей с ЗПР с целью их наиболее полной социализации. Также на данном этапе происходила обработка результатов и оформление итоговой работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на исходные методологические положения, адекватные его цели и задачам; использованием широкого круга научной литературы, связанной с проблемой исследования и послужившей фундаментом для разработки его основных теоретических положений; личным участием автора на всех этапах опытно-экспериментальной работы.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы; разработке программы формирования социальных компетенций у детей с ОВЗ; выделении основных параметров (показателей, критериев, уровней) сформированности социальных компетенций у детей младшего школьного возраста; организации опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса организационно-педагогических условий; внедрении результатов исследования в педагогическую практику.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, характеризуются степень и глубина разработанности проблемы, определяются цель, объект, предмет исследования, формулируются гипотеза и задачи исследования, определяются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы проблемы социализации детей с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности» раскрыты сущностные характеристики понятия «социальные личности» в психологической, социальной и педагогической литературе; выявлены условия внеурочной деятельности как фактор социализации обучающихся; описаны особенности социализации обучающихся с ОВЗ.

Тема исследования и его цель предполагали обращение к понятиям «социализация», «социализация личности», “внеурочная деятельность”.

1.1 Каждая модель социализации личности предполагает свой подход к пониманию и определению самого понятия «социализация». Поэтому в современной научной литературе существует достаточно широкий набор определений социализации, которые различаются в зависимости от понимания их авторами сущности и структуры личности как психосоциогенного существа. Большинство определений этого понятия содержит общее положение о тс, что сущность социализации заключается в усвоении индивидом социального опыта, но понимание содержания этого опыта, его структуры, средств и порядка усвоения существенно отличаются.

Итак, социализация (от лат. socialis- общественный) - это«процесс, через который беспомощный малыш постепенно превращается в человека, который понимает и самого себя и окружающую среду, приобретает знания и навыки, присущие культуре, в которой он (или она) родился».

Анализ теоретических источников по исследованной проблеме позволил выяснить, что методологической основой для понимания процесса социального становления ребенка в отечественной психологии XX века стали положения теории психического развития, выдвинутые и обоснованные в трудах российских ученых Л. Божович. Л. Выготского Д. Эльконина, А. Леонтьева, М. Лисиной [2, 4, 9; 20] и др. Они формулировали теоретические положения, исходя из того, что для понимания развития невозможно рассматривать ребенка как отдельного индивида, необходимо учитывать социальную ситуацию развития, которая является специфической для каждого возраста и закономерно определяет образ жизни ребенка, ведущую деятельность и психологические новообразования. Под социализацией личности понимается процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация личности осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, с помощью различных средств и механизмов.

1.2 Особую роль в социализации играет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность как элемент образовательного процесса является одним из ценнейших инструментов социализации детей, поскольку раскрывает широкие возможности для внедрения методов социализации в интересную, разнообразную деятельность.

Педагог обязан создать такие условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, востребовано, творил, радовался, огорчался и ощущал успех.

В ходе занятий во внеурочное время дети учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемами саморегуляции и т.д., но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям окружающей действительности.

1.3 В России наблюдается тенденция к росту численности детей снарушениями психологического и физического развития и функциональными ограничениями. Международное законодательство трактует детей с проблемами развития как полноправных граждан и участников образовательного процесса. Разные страны по-разному решают образовательные потребности детей с особыми потребностями. Проблема задержки психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста остро встала перед педагогической наукой уже давно. Вопросами диагностики и коррекции этого недостатка первыми начали заниматься дефектологи (Н.А. Бастун, И.Д. Бех, В.И. Бондар, Т.П. Висковатова, Т.О. Власова, Т.Д. Илляшенко, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, Н.О. Ципина и др.).

Инклюзивное образование – это гибкая, индивидуализированная система обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства. Обучение проводится по индивидуальным учебным планам и обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением.

Концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей - все дети являются ценными и активными членами общества. Обучение в инклюзивных учебных заведениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для детей с типичным уровнем развития, членов семей и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах (группах) упор делается, в первую очередь, на развитие сильных качеств италантов детей, а не на их физических или умственных проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивном, физическом, речевом, социальном и эмоциональном развитии детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к целенаправленному использованию новых знаний и умений. В большинстве случаев детям просто необходимо доступное преподавания, требует использования различных методов, которые соответствуют индивидуальным требованиям, способностям и особенностям развития [5, с.14-18].

Идеология инклюзивного образования исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем, одновременно создает необходимые условия для учащихся с особыми образовательными потребностями. Наличие в обычном классе ученика с особыми потребностями становится одним из условий содействия личностного развития сверстников и способствует успешной социализации ребенка с ограниченными функциональными возможностями.

Современные знания о задержке психического развития позволяют рассматривать ее как предельное состояние между нормой и патологией.

Задержка психического развития - одна из разновидностей отклонений в психическом развитии детей. Задержку психического развития детей психологи понимают как отставание психического развития от возрастной нормы, обусловлено, с одной стороны, негрубыми нарушениями функционирования центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция), а с другой - неблагоприятными условиями воспитания и развития в раннем и дошкольном детстве, в частности, эмоционально бедным общением и дефицитом информации.

Вопросы социализации детей с ЗПР рассматривались в основном в широком смысле. Однако, в контексте их индивидуализации и интеграции в специальной психолого-педагогической науке социализация еще не была предметом специального исследования, притом, что были выявлены определенные особенности данной категории детей (их самосознание, самооценка, ролевое поведение), которые в определенной степени касаются представленной проблемы.

Делая выводы можно сказать, что специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Педагогическая практика в работе с детьми задержкой психического развития определила, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции в образовательном процессе: урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, проведенный в первой главе теоретический анализ проблемы позволил нам обозначить основные направления опытно-экспериментальной работы, которые раскрываются во второй главе «Исследование особенностей социализации обучающихся с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности».

Опытно-экспериментальная работа, проведенная по теме исследования, опиралась на теоретические положения, сформулированные в первой главе, а также на выдвинутую гипотезу. 

Поставленная цель – провести теоретический и практический анализ проблемы внеурочной деятельности как условия успешной социализации детей с ОВЗ. Исследовательская работа проводилась в МКОУ СОШ №3 «с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нефтекумск. Всего в формирующем этапе опытно-экспериментальной работы приняли участие 16 обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста.

В исследовании применялись следующие методики:

Перспективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся в школе)

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Организация и этапы исследования Исследование проводилось с 2017 по 2018 гг. В исследовании принимали участие дети с ЗПР младшего школьного возраста.

С помощью методики «Лесенка», целью которой является изучение самооценки, было показано, что для группы респондентов (младших школьников) характерно наличие как дифференцированной, так и недифференцированной самооценки. Есть примеры как завышенной, так и заниженной самооценки.

С помощью методики Н.Г. Лускановой, направленной на изучение школьной мотивации, были получены следующие результаты:

Низкий уровень сформированности школьной мотивации характерен для 5 школьников с ЗПР, 31,25%;

В целом положительное отношение к школе в 6 учеников, 37,5%;

Хорошая школьной мотивацией присущ 4 ученикам: 25%;

Высокий уровень школьной мотивации свойственен 1 ученику - 6,25%;

Негативного отношения к школе среди учеников 2 класса отмечено не было.

Средний балл сформированности школьной мотивации: 17,25 - что говорит в целом о позитивном отношении к школе.

Реализация гипотезы исследования, использованные формы воспитательной и развивающей работы, а также методы воспитательных воздействий, описанные в содержании программы, позволили зафиксировать положительную динамику в уровневом развитии  социальных компетенций, что позволяет нам говорить об эффективности проделанной работы в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, цель исследования достигнута, исследовательские задачи решены. Ученикам начальной школы с ЗПР соответствовало наличие как сложившейся, так и формирующейся самооценки, в целом положительное отношение к школе, что говорит о достаточном уровне социализации детей, но для достижения более высоких результатов необходимо пересмотреть политику психолого педагогического сопровождения.

В заключении подводятся итоги проделанной исследовательской работы и приводятся результаты исследования.

Проведенный нами анализ трактовки категории социализации в различных лексикографических источниках позволил выделить существенные ее признаки, которые формируют дефиницию:

- тип социального процесса;

- процесс усвоения ценностей, норм, правил;

- овладение социальными ролями и функциями;

- овладение знаниями, навыками социального поведения, социального действия, взаимодействия;

- усвоение правил взаимодействия в социальных отношениях; - выработка социальных ценностных ориентаций;

- овладение системой механизмов, форм и методов функционирования личности в обществе;

- в совокупности - это процесс становления человека как личности, способной осуществлять жизнедеятельность в обществе.

Дети с ЗПР не готовы к началу школьного обучения по объему знаний и навыков. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, которые усиливаются ослабленным состоянием нервной системы - у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность. У детей с ЗПР была обнаружена низкая способность к обучению (по сравнению с нормой), отсутствие познавательного интереса к занятиям, саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности. У детей с ЗПР отсутствуют такие важные показатели готовности к обучению - сформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности; достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания; языковая саморегуляция.

Дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу среди тех, которые нуждаются в специальной помощи в процессе обучения и социализации. Они в значительной степени определяют контингент учащихся, особенно начальной школы, которые устойчиво не успевают. Поэтому своевременная коррекция этой специфики в развитии детей является одновременно и решением проблемы школьной неуспеваемости и правонарушений учащихся. Для социализации детей с ЗПР мы предлагаем ряд условий и рекомендаций.

Итак, внеурочная деятельность решает общие и специфические задачи воспитания учеников с ЗПР, ведущее место среди которых отводится социализации, возможно при условии правильного подбора педагогического обеспечения этого процесса










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.