12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Елена Николаевна717
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «ФГОС НОО в работе педагога»

УДК 740

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Е.Н. МАКАРОВА


На сегодняшний день в педагогике все больший акцент делается на компетентностный подход, как в обучении подрастающего поколения, так и в профессиональной деятельности педагогов. Поэтому совершенно не лишне предположить актуальность данного вопроса в сфере развития акмеологии. К тому же следует учесть, что личностное развитие педагогов, как таковое, до сих пор мало изучено. Хотя при рассмотрении акмеологического развития человека, отмечается и личность профессионализма, как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие[2, с. 3].

Анализ работ отечественных психологов позволяет выявить существенные противоречия между ценностью компетентности и уровнем изученности ее операциональных характеристик и феноменологических механизмов и условий развития. Как указывают Е.А. Климов, JI.A. Петровская, А.Г. Асмолов, Ю.Н. Емельянов, Д.А. Леонтьев, JI.M. Митина, Н.В. Кузьмина и др., более изученной является коммуникативная компетентность, исследование которой находится в плоскости проблематики общения, конфликтов и методов активного социально-психологического обучения. Менее исследованы иные виды компетентности: аутопсихологическая, когнитивная, социальная. Мало изучены взаимосвязь и взаимовлияние видов компетентности, их компоненты и критерии оценки. Моделирование аутопсихологических компетенций тоже малопредставленно. Следовательно, педагог не имеет возможности в полной мере ориентироваться в данном вопросе, а соответственно выстраивать стратегии своего личностного роста. В современном мире педагогу абсолютно необходимо грамотно подходить к вопросу личностного и профессионального развития, так как, требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения к личности педагога очень высоки. Результат деятельности педагога напрямую связан с личностью педагога.

Однако, профессионализм личности и деятельности – это по мнению А. Деркача и В. Зазыкина - две стороны одного и того же явления, категории, отражающие свойства, находящиеся в диалектическом единстве. На мой взгляд, это единое целое, вытекающее одно из другого, то есть, профессионализм неразрывно связан с деятельностью человека. А профессионализм деятельности педагога неразрывно связан с его аутопсихологическими компетентностями и их развитием.

Процесс модернизации в образовании нацелен и на развитие аутопсихологических компетентностей современного педагога, так как неразрывно от этого зависит и развитие компетентностей обучающихся. Требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в первую очередь, предполагают, что педагог, используя компетентностный подход в обучении, сможет подвести ребенка к тому, что он научится учиться и получать знания непрерывно и самостоятельно. То есть обучающийся должен уметь видеть и формулировать проблему, ставить цель, выбирать способы получения информации, источники и самостоятельно проводить рефлексию, оценивать итог, результат своей работы и своих достижений при этом выстраивая дальнейшую стратегию своих действий и своего развития для максимального приближения и достижения поставленной цели. В этом как раз и помогают аутопсихологические компетентности обучающихся, для формирования которых педагог должен опять-таки, исходя из собственных аутопсихологических компетентностей, найти правильные методы, инструменты и технологии обучения.

Компетентностный подход в школе предполагает и другие факторы, в частности – представления и понятия о современных проблемах, как в обществе, так и в микромире и в макромире, изменения мировых тенденций. Обучающийся должен понимать существование различных социальных ролей, уметь адаптироваться среди них и чувствовать себя полноценным гражданином общества и государства в целом. Ребенок должен понимать «как устроен мир», по каким физическим, экономическим, социальным и иным законам он работает. Исходя из этого, современный педагог можем понять, какие именно компетентности нужны обучающемуся, то есть:

Общекультурные компетенции.

Ценностно-смысловые компетенции.

Компетенции личного совершенствования.

Учебно-познавательные компетенции.

Социально-трудовые компетенции.

Информационные компетенции.

Следовательно, для формирования данных компетентностей у обучающихся вначале, на мой взгляд, педагоги, должны сформировать в себе следующие 37 видов компетентностей по Дж. Равену [4, с.24]. Данная модель компетентностей по Дж. Равену, на мой взгляд, применима и для развития процесса повышения профессиональной квалификации педагога. Мне бы хотелось добавить к данным компетентностям и способность выстраивания иерархических целей развития личности. С развитием и совершенствованием данных аутопсихологических компетентностей в себе, педагог совершенствует и свой профессионализм.

Е. А Климова в своей работе более глубоко рассматривала различные профессиональные группы и пришла к выводу, что профессионалы высокого класса независимо от вида их профессиональной деятельности обладают известным сходством, проявляющимся в особенностях:

психологической регуляции их деятельности,

степени развитости определенных личностно-профессиональных качеств и базисных психологических умений;

психологическом стимулировании творческой активности.

Профессионализм же строится и на акмеологическом развитии личности педагога [1, с.18]. Формирование акмеологической позиции, предполагает и профессиональную зрелость, включающую в себя: профессиональную компетентность как систему знаний и умений педагога; способы к творческому, нестандартному решению профессиональных задач; профессиональную направленность, как устойчивую мотивацию педагогической деятельности; самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений;

Личностную зрелость: личностный рост педагога, его самосовершенствование; способность выстроить иерархическую лестницу целей;

Духовную зрелость, включающую в себя: осознание необходимости жить и работать с полной ответственностью; силу духа и нравственность, духовно-нравственный потенциал; психологию познания и общения, духовные потребности и ценности.

Акмеологическое развитие аутопсихологических компетентностей педагога способствует тому, чтобы педагог был исследователем с аналитическими способностями, умением определять цели и задачи деятельности, планировать методическую работу, умением прогнозировать результаты и корректировать свою деятельность, проектировать и выстраивать профессиональный рост для развития своего профессионализма и достижения высоких достижений в образовании. Все данные высказывания рассматриваются в понятии «инновационная образовательная среда», которая предполагает формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением. Развитие и совершенствование его профессиональной компетентности, которые выливаются в профессионализм, то есть в высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни на основе личностных аутопсихологических компетентностей и творчества в индивидуальном подходе.

Профессиональные компетентности педагога заключаются в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, видеть проблему, проявлять независимое креативное мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, доказывать свою позицию. Обучение должно мотивировать учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Следовательно, основная профессиональная компетентность педагога - это способность действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Компетентностную модель современного учителя можно представить следующими элементами:

Ценности, принципы и цели.

Профессиональные качества.

Ключевые компетенции.

Педагогические методы, способы и технологии.

Профессиональные позиции.

Структура аутопсихологических компетентностей современного педагога представляет собой набор следующих качеств:

1. Компетентность в области личностных качеств: эмпатийность и социорефлексия; самоорганизованность; общая культура.

2. В постановке целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с индивидуальными особенностями.

3. В мотивировании своей деятельности: создание условий для самомотивирования.

4. Обеспечение информационной основы деятельности.

5. Стратегии развития профессиональной деятельности и умения принятия решений.

6. Организация собственной деятельности: умение устанавливать субъект - субъектные отношения; проводить рефлексию деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно согласиться с выводом, что «профессиональная компетентность» педагога складывается из набора компетентностей, которые аккумулируются на протяжении всей жизни. Современному педагогу необходимо овладевать способами целеполагания на основе реконструкции, анализа и антиципации педагогической деятельности, создания проектов учебного процесса, рефлексивно-деятельностного управления их реализацией, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности, а также учиться выстраивать стратегию развития как личностную, так и профессиональную. Следовательно, хорошо выявленная профессиональная компетентность обеспечивает, с одной стороны, продуктивность педагогической деятельности, а с другой — саморазвитие педагога[5, с.30]. Чтобы достичь цели, необходимо иметь объективное мнение о своих слабых и сильных сторонах. Рефлексия собственных внутренних проблем позволяет адекватно смотреть на поставленные цели и задачи, а также выстраивать методы для их достижения.

Итак, можно сделать вывод, что особенности аутопсихологической компетентности педагога – это его профессионализм, стремление к самосовершенствованию, творческому развитию, к инновациям, само актуализации, мобильности и динамике самосовершенствования.

А сама по себе компетентность - многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога как личности, а также интегративные показатели его культуры и акмеологическое развитие.



Библиографический список:

1. Акмеология / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2002. - 650 с. - ISBN 5-7729-0138-9.

2. Амирова Л., Багишев 3. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования // Alma mater. 2004. № 1.

3. Бородулина Е.М., Портнова А.Г., Каган Е.С. К вопросу об измерении уровня развития акмеологической компетентности личности педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012,№ 1, с.341–344.

4. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 2002. № 5.

5. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионала. М.; Воронеж, 2004.

Опубликовано в группе «ФГОС НОО в работе педагога»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.