Цель: Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
Метапредметных:
- в познавательной деятельности:
умение структурировать объекты познания; творческое решение учебных и практических задач(умение мотивировано отказываться от образца, искать оригинальное решения), исследовать несложные практические ситуации.
- винформационно-коммуникативной деятельности:
Умение приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; уметь перефразировать мысль (объяснять иными словами); умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;
- в рефлексивной деятельности:
умение оценивать свои учебные достижения; владение умениями совместной деятельности; умение фиксировать затруднения; вести поиск и устранение причин возникших трудностей.
Личностных результатов:
развивать способность иметь собственное мнение; развивать умения исследовать, сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли в письменной форме; развивать умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично; иметь более широкое представление о мире и ценностях жизни, о личностном вкладе в общее полезное дело (бережного, заботливого и внимательного отношения к растениям, которые их окружают и в природе, и в саду, и дома).
Предметных результатов:
-умение демонстрировать знание и понимание смысла естественнонаучных понятий, фактов;
-умение устанавливать связи между различными объектами, решать несложные проблемы; умение -демонстрировать коммуникативные умения, умения аргументировать, чётко и ясно формулировать выводы.
-умение обобщать и систематизировать свои знания о строении органов цветкового растения, семян, видоизменяемых корней, стеблей и листьев, о строении цветка, основных типах соцветий, классификации плодов,
-умение узнавать органы цветкового растения и их видоизменения,
Форма урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме путешествия. (мастерская построения системных знаний). на основе системно-деятельностного подхода.
Формы организации работы уч-ся: индивидуальная, парная, групповая
План урока
1.Сонастройка. Начало путешествия. Активизация и актуализация знаний учащихся. (просмотр видеоролика «Как прекрасен этот мир», рассказ о значении растительных органов (инсценирование), создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.)
2. Индукция (наведение). Вызов эмоций, чувств, ассоциаций. Продолжение путешествия. Просмотр видеоролика «Симфония - прима»
3.Социолизация.Осмысление жизни в семье, о взаимоподдержке и взаимопомощи, назначение органов единого организма, повторение названий всех его частей.
4.Социоконструкция. создание презентаций, проектов, схем. – работа в «мастерской» по изготовлению частей растения.
5.Социоконструкция. Просмотр презентации «Растения-рекордсмены»- проект уч-ся 6а кл.
7.Социоконструкция. Контроль и ответственность за образование и самообразование. Выполнение теста. Выдается тест «Органы цветкового растения», в котором даны вопросы, контролирующие предметные результаты.
8.Афиширование. Работы вывешиваются на стенах кабинета, что позволяет учащимся мысленно возвращаться в пережитую ими мастерскую еще раз некоторое время.
9.Рефлексия – создание цветка настроения. Оценивание. Домашнее задание.
Оборудование: экран, компьютер, таблицы: «Строение семян», «Строение цветка», «Виды корней. Типы корневых систем», три листа с заданиями, чистая бумага:А-4, видеоролики, три маркера или фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! В начале изучения курса мы изучали бактерии, грибы, высшие и низшие растения. На Земле 350 видов растений, из них большая часть растений относится к какой группе. Как называются эти растения? Разгадываем ребус. (слайд 2) Это цветковые или покрытосеменные. 2 минуты
На Земле 350 видов растений, а Покрытосеменных или цветковых – 250. (слайд 3)
Сегодня наш урок пройдёт в форме биологического путешествия и мы с вами проведем урок-обобщение по теме «Строение покрытосеменных растений». На этом уроке вы должны будете показать свои знания и умения о строении органов цветкового растения (корня, стебля, листа, цветка, плода и семени), о видоизменениях корней, стеблей и листьев, о типах соцветий и классификации плодов, закрепить биологические термины и понятия, давайте вспомним формы покрытосеменных растений Покрытосеменные – травы, деревья, кустарники, однолетние, многолетние, двудольные , однодольные.
Садимся на станции «Разминочная»: 2 минуты
1.Знаете ли вы отличительные признаки растений классов «Однодольных и Двудольных»?
Текст: «У растений класса однодольных корневая система - ___, у двудольных - ___ . У двудольных зародыш семени имеет - ___ , а у однодольных - ___ . У растений класса однодольных жилкование листьев _ ___ , а у класса двудольных _ ___ . Из изученных растений к классу двудольных относятся –травы, ………, К классу однодольных – только ___ »
2. «Что лишнее?»:
- На экране даны слайды - изображения 4-х картинок. Найдите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что именно она является лишней. За правильный аргументированный ответ - 2 балла (в оценочный лист). (слайд с 5 по 13) - 3 мин.
1. Цветок подсолнуха и клевера, цветок гибискуса и сирени. Цветок гибискуса- одиночный .
Следующая станция «Райский уголок» просмотр видеоролика «Симфония-прима» - гимн красоте природы, растениям, ухоженности и заботы о них со стороны человека. 4 минуты
Рефлексия (короткая)
Есть, есть душа у каждого цветка, Свой взгляд и стать у каждой есть травинки, Цвет и рисунок венчика, листка, И лепестка, и пестика с тычинкой. У каждого цветка есть жизни срок, Есть время детства, юности, цветенья, Плодоношенья, старости порог, Есть время сна и время пробужденья. Таинственен, красив цветочный мир. Войди в него - услышишь утром рано, Как светлой музыкой наполнился эфир: Поют луга, овраги и поляны… Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг - Глядят "антенны" в Космос повсеместно Земля - концертный зал, цветы - оркестр, Цветок - волшебный инструмент оркестра
Теперь едем в гости к одной семье. На станцию «Органы Растения»
Инсценирование (Жизнь в семье. Как живут органы растения и какого мнения они о себе.) заранее необходимо задать уч-ся сделать мини сочинения и инсценировать отношения между органами растений - небольшую размолвку по их значимости для человека и других. 5 минут
Примирение сторон и их значимость на этой Земле. Социоконструкция.
Просмотр презентации «Растения -рекордсмены», заранее подготовленной одним учащимся класса, как условие примерения. 4 мин.
Члены этой семьи загадывают загадки, а потом предлагают посетить их мастерскую и поработать руками и головой. Загадывают загадки, дают задания. 3 мин.
1.Сеем семена, едим семена!
2.Сеем семена, едим плоды!
3.Сеем плоды, едим семена!
4.Сеем плоды, едим плоды!
.5.Закопали в землю в мае, И 100 дней не вынимали. А копать под осень стали, Не одну нашли, а 10 Как ее названье, дети? (картофель- видоизменённый стебель)
Выберите один правильный ответ из предложенных. Напротив цифры укажите букву правильного ответа
Карточка №6:
1. Какие растения имеют семена?: А) папоротники, б) мхи, в) цветковые
2. Для семян класса однодольных в отличие от двудольных характерно наличие: А) семенной кожуры, б) зародыша с двумя семядолями, в) зародыша с одной семядолей
3. Конус нарастания в почке образован тканью: А) проводящей, б) образовательной, в) механической
4. В стебле органические вещества запасаются в: А) коре, б) древесине, в) сердцевине
5. Главные части цветка: А) чашелистики, б) лепестки венчика, в) пестик и тычинки
Выберите один правильный ответ из предложенных. Напротив цифры укажите букву правильного ответа
Карточка №7:
1. Эндосперм образован тканью: А) покровной, б) образовательной, в) запасающей
Карточки с 1-4 поставь свой номер……..-2 балла за каждый номер
Карточки с 5-8 поставь свой номер………….- 1 балл за каждый номер
Дальше, дальше …
1 балл за1 номер
Общее количество
Высчитайте свои баллы (правильные ответы высвечиваются на экране), приплюсуйте баллы, полученные при разминке и в мастерской.
Сложи баллы в общую сумму
Если вы набрали 38 – 45 баллов- вы получили «5»
Если вы набрали 30 – 37 баллов- вы получили «4»
Если вы набрали 20 – 30 баллов- вы получили «3»
Если вы набрали меньше баллов – не стоит сильно огорчаться, нужно ещё раз всё повторить
. Слайд -47, Высказывания. Подведение итогов. Вывешивание с тиккеров настроения
- Вот и закончился наш урок – путешествие. Все хорошо поработали.
Всем спасибо за урок. До свидания! Слайд 48-49
Можно дать просто контрольную работу
Вопросы 1 варианту 1 балл за 1 правильный ответ : Слайд 40-42
Ползучие стебли земляники называются…
У ландыша в почве находятся корни и …
Стебель – составная часть …
Усики гороха – видоизменённые …
Дыхание стебля происходит при помощи …
Растения, имеющее в зародыше 1 семядолю, называют …
Корневая система из придаточных и боковых корней называется …
Расположение листьев на стебле по 2: один против другого называется …
Лист, состоящий из листовой пластинки, называется …
В состав тычинки входят тычиночная нить и …
Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют …
В зависимости от кол-ва воды в околоплоднике, различают сухие плоды и …
Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения – это …
Вопросы 2 варианту: 1 балл за 1 правильный ответ
Под кожицей стебля находится слой клеток …
Ситовидные трубки входят в состав …
Укороченный стебель у луковицы называется …
Дыхание листа осуществляется через устьичную …
Семя пшеницы называется …
Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется …
Длинный вырост наружной клетки корня – это …
Стебель, с расположенными на нём листьями и почками, называется …
В центре цветка находятся тычинки и …
Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется …
Соцветия бывают простыми и …
По кол-ву семян плоды разделяют на односемянные и …
Тоненький стебелёк, на котором сидит цветок, называется …
Вопросы 3 варианту: 1 балл за 1 правильный ответ
Вода и минеральные соли всасываются корневыми …
Клубни развиваются на концах подземных побегов …
Между корой и древесиной находится …
Растение, имеющее в зародыше 2 семядоли, называется …
Корневая система с ярко выраженным главным корнем …
Участок корня, на котором находятся корневые волоски, называется…
Участки стебля между 2 узлами – это …
Черешковый лист состоит из черешка и …
Замыкающие клетки листа и щель между ними образуют …
Пестик состоит из рыльца, столбика и …
Группа цветков, расположенных в определённом порядке, образует …
Плод образуется из….
У покрытосеменных различают 2 класса – Двудольные и ……
Ответы показать на слайдах. самопроверка. Слайд 43-46
Вопросы 1 варианту 1 балл за 1 правильный ответ:
Ползучие стебли земляники называются… (усы)
У ландыша в почве находятся корни и … (корневища)
Стебель – составная часть … (побега)
Усики гороха – видоизменённые … (листья)
Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи … (чечевичек)
Растения, имеющее в зародыше 1 семядолю, называют … (однодольными)
Корневая система из придаточных и боковых корней называется … (мочковатой)
Расположение листьев на стебле по 2: один против другого называется … (супротивным)
Лист, состоящий из листовой пластинки, называется … (простым)
В состав тычинки входят тычиночная нить и … (пыльник)
Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют … (обоеполыми)
В зависимости от кол-ва воды в околоплоднике, различают сухие плоды и … (сочные)
Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения – это … (цветок)
Вопросы 2 варианту: 1 балл за 1 правильный ответ
Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки)
Ситовидные трубки входят в состав … (луба)
Укороченный стебель у луковицы называется … (донце)
Какое дерево весной подкрепляет нас своим соком? (берёза)
Семя пшеницы называется … (зерновка)
Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется … (главным)
Длинный вырост наружной клетки корня – это … (корневой волосок)
Стебель, с расположенными на нём листьями и почками, называется … (побегом)
В центре цветка находятся тычинки и … (пестики)
Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется … (двойным)
Соцветия бывают простыми и … (сложными)
По кол-ву семян плоды разделяют на односемянные и … (многосемянные)
Тоненький стебелёк, на котором сидит цветок, называется … (цветоножка)
Вопросы 3 варианту:1 балл за 1 правильный ответ
Вода и минеральные соли передвигаются по сосудам … (древесины)
Клубни развиваются на концах подземных побегов … (столонов)
Между корой и древесиной находится … (камбий)
Растение, имеющее в зародыше 2 семядоли, называется … (двудольным)
Корневая система с ярко выраженным главным корнем … (стержневая)
Участок корня, на котором находятся корневые волоски, называется… (зоной всасывания)
Участки стебля между 2 узлами – это … (междоузлия)
Черешковый лист состоит из черешка и … (листовой пластинки)
Замыкающие клетки листа и щель между ними образуют … (устьице)
Пестик состоит из рыльца, столбика и … (завязи)
Группа цветков, расположенных в определённом порядке, образует … (соцветие)
Плод состоит из околоплодника и … (семян)
Если через цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, его называют … (правильным)
Подсчитываются баллы и заносятся в оценочные листы. Максимальный балл - 45.
По окончании времени результаты вы узнаете на слайдах. Сравните их со своими.
Если вы набрали 38 – 45 баллов- вы получили «5»
Если вы набрали 30 – 37 баллов- вы получили «4»
Если вы набрали 20 – 30 баллов- вы получили «3»
Если вы набрали меньше баллов – не стоит сильно огорчаться, нужно ещё раз всё повторить!
Органы цветкового растения (для членов растительного семейства) и разноцветные лепестки - элементы рефлексии для создания «цветка настроения»- цвет настроения выбирает сам ученик и клеит лепесток к трафарету в виде органов растения (место выбирает сам)