12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Тема: «Сущность жизни и свойства живого»

9 класс

Цель: выяснить, какими свойствами обладают живые организмы.

Задачи:

Обучающие: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Оборудование:


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент



Актуализация знаний

Дома вам необходимо было сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу и предложить эксперимент, указав необходимые методы для ситуации: наблюдения показали, что после очень сильного дождя дорожки бывают, усеяны мертвыми дождевыми червями.


Подумайте и напишите, о каком методе исследования идет речь:

Характеристика метода

Название метода

1.Собирание и описание фактов

1.описательный

2.Целеноправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления

2.экспериментальный

3.Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели; метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно

3.моделирование

4.Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия

4.сравнительный

5.Выяснение закономерностей появления и развития организмов

5.исторический

6.Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существующих свойств

6.наблюдение


Оценивание: средняя оценка за домашнее задание и за тест.

Зачитывают выполненные задания.




Называют методы.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы рассмотрим, что же такое понятие жизнь, и как можно определить и доказать является ли организм живым.

Тема урока: «Сущность жизни и свойства живого».


Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.

Вывешивает и зачитывает высказывания разных людей.

Откроем параграф 3 и найдем, какие свойства характерны живым организмам.





Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры). Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.




Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.

Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и  питательные вещества извне.





В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».

В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.



В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).


Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.

Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.


Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.


Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.

Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.

Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.


Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.




Записывают число и тему урока.







Вслух читают параграф и записывают свойства живого.


1.Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.






2.Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.







3.Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.









4.Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.






5.Живые организмы развиваются.










6.Все живое размножается.



7.Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.










8.Живые    организмы приспособлены к определенной среде обитания





Физ. минутка


Выполняют гимнастику для глаз

Закрепление изученного материала

Проверка по одному человеку с варианта:

Докажите, что заданный организм является живым, используя в качестве доказательства его основные свойства как живого.

Корова

Дуб

Синица

Ящерица

Щука

Пчела





Приводят доказательства.

Домашнее задание

§ 3, повторить §1,2.

Записывают домашнее задание.








t1671607257aa.gif



t1671607257ab.gif


t1671607257ac.gif


t1671607257ad.gif











Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.