12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Амерханова Акзер Ильтаевна38

Технологическая карта по биологии в 5 классе к УМК

под редакцией Сонина Н.И и Плешакова А.А

Составитель : Амерханова А.И.

Учитель биологии ТМКОУ

«Диксонская СШ» Красноярский край , г.п.Диксон.

Тема урока: «Три среды обитания »

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о средах обитания.

Задачи урока

Образовательная: формирование у учащихся знаний о средах обитания, необходимых для жизни, выявить особенности каждой среды, закрепить знания о значении благоприятных условий среды для существования живых организмов.

Развивающая: продолжить формировать умения выделять главное и устанавливать причинно- следственные связи.

Воспитательные: Формирование экологической грамотности, осознание необходимости бережного отношения к природе.


Тип урока

Комбинированный.


Предметные результаты

Научатся сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах, перечислять и кратко характеризовать их обитателей.

Личностные результаты

Будут сформированы навыки обучения, любознательность и интерес к изучению природы, личная ответственность за сохранение природы.

Метапредметные результаты

Регулятивные: научить составлять план работы с учебником, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно.

Познавательные: научить устанавливать причинно- следственные связи в изучаемых явлениях, систематизировать информацию, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные: развитие навыков умения работать в группе, использовать в общении правила вежливости, уметь принимать другое мнение и позицию, умение корректно вести диалог и участвовать в дискуссиях.

Формы и методы обучения

Фронтальное, индивидуальное и групповое обучение. Словесные, наглядные, практические, проблемно- поисковые методы обучения.

Формируемые понятия и термины

Наземная среда, водная среда, почвенная среда.



Организационная структура урока

Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

1.Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа

Учитель активизирует деятельность через стихотворение  Леонида Олюнина:

Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой: –Скажите, чем вас привлекает помойка? Не всякий пойдёт на такое сближение –Отходы кругом и следы разложения. И Муха ответила  честно, открыто: – Кому-то – помойка, кому-то – корыто. 
Легко здесь живётся, и просто – с питанием: Это моя среда обитания.

- Итак, какую тему будем изучать?
–где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?- (В воде, на земле и в почве).-

-Значит не одна среда обитания. Вспомните из начальной школы, какие бывают среды обитания?

- (Наземно-воздушная среда, водная среда и почвенная среда).

- Сформулируем тему урока.

- (Три среды обитания).

- Давайте сформулируем, что же такое среда обитания? Дайте определение понятию, используя слова из списка: Совокупность, всех, организм, условий, живёт, в которых

Отвечают на вопросы учителя, слушают стихотворение, сравнивают и анализируют ответы. Озвучивают самостоятельно тему урока.

Учащиеся формулируют и записывают определение понятия «среда обитания» в рабочей тетради


Вопросы учителя.













Учащиеся формулируют и записывают определение понятия «среда обитания» в рабочей тетради


2.Мотивация к изучению новой темы

Вводная беседа

Выдвижение учебной проблемы:

Что произойдет, если животных, обитающих в воде, поменять местами с животными, обитающими на суше?

Строят высказывания, выдвигают свои гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи,

Вопросы учителя.

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

Беседа, диалог.

Объяснение нового материала с использованием ЭОР и учебника:

- Каковы же условия обитания живых организмов в данных средах? И как живые организмы к ним приспособились? Чтобы разобраться с данными проблемами мы должны изучить среды обитания.

Учащимся предлагается рассмотреть живые организмы в учебнике с106-107 и определить, в каких средах они живут.

- Теперь выполните задание №164 с72 в рабочей тетради. 

Задание: Подпишите на схеме три среды обитания организмов. Приведите примеры населяющих их животных.

- Чтобы определить условия обитания живых организмов и их приспособления поработаем с учебником. Выберите условия и приспособления из текста учебника с 104-107.

Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер.

- Найдите причинно-следственные связи: какие приспособления есть у живых организмов данной среды? Приспособления: сильные ноги, приспособленные для бега и прыжков, наличие крыльев).

- Теперь рассмотрим водную среду.

 Водная среда имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). Приспособления для плаванья: плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, дыхание жабрами, обтекаемая форма тела).

- И, наконец, почвенная среда.

Почвенная среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. Приспособления: тело овальное, компактное, передние ноги плоские как лопаты, приспособленные для рытья).


Учащиеся называют представителей наземно-воздушной среды, водной среды и почвенной сред. Находят в тексте материал и зачитывают, рассматривают живые организмы в учебнике с106-107 и определяют, в каких средах они живут.


Выполняют задание №164 с72 в рабочей тетради. 


Фронтальный опрос. Контроль заполнения таблицы

4. Первичное закрепление изученного материала

Обобщение изученного материала

Формирование навыка первичного обобщения, который вызывает положительную реакцию на творческую активность.

-Молодцы. Закрепим наши знания работой с видеоматериалами.

Предложить учащимся закрепить полученные знания проверочным тестом (ресурсный материал к уроку)


Осуществляют обобщение и систематизацию знаний, анализируют ЭОР «Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания», «Конечности наземных животных», «Наземные растения».

Выполняют тест на усвоение знаний.


Фронтальный опрос. Контроль педагогический.

5.Рефлексия

Фронтальная работа

-Что нового узнали на уроке?

-Какие затруднения возникли в процессе изучения?

-Довольны ли вы своей работой?

-За что хотите похвалить себя и своих одноклассников?

Осуществление самоанализа деятельности , восприятие оценки своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

6.Подведение итогов урока

Беседа, дача домашнего задания

Оценивание работы учащихся, комментарий оценок.

Домашнее задание с.104-108 учить Творческое задание: подготовить сообщение или мини-сочинение о растении или животном любой среды обитания и их приспособлениях к данной среде по материалам Интернета и дополнительной литературы.

Задают уточняющие вопросы. Запись домашнего задания.

Педагогическое Наблюдение.









Ресурсный материал к уроку

Учащиеся выполняют тестированные задания по двум вариантам и затем проверяют по образцу на доске.


Вариант I

1.Выпишите буквы, обозначающие названия сред обитания и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
1.Кенгуру 2. Волк. 3. Акула 4. Крот. 5.Шмель 6. Рак. 7. Личинка майского жука. 8. Стрекоза 9. Щука. 10. Клубеньковые бактерии.  

2. Выберите правильный ответ.

Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно: А) тепла; Б) углекислого газа; В) света; Г) почвы.

3. Выберите правильный ответ. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито: А) зрение; Б) обоняние; В) слух; Г) вкус.       

Вариант II

1.Выпишите буквы, обозначающие названия сред обитания и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:

1. Выдра. 2. Лиса. 3. Муха. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб белый 7. Слепыш. 8. Дождевой червь. 9. Медведка. 10. Дельфин.

2. Выберите правильный ответ.

Значительные перепады температуры характерны для: А) почвенной среды; Б) водной среды; В) подземных пещер; Г) наземно-воздушной среды.

3. Выберите правильный ответ. В водной среде животные приспособились к недостатку: А) кислорода; Б) тепла; В) влаги; Г) азота.

Образец ответов на доске: I в 1. А369, Б1258, В4710 2.В 3.А

IIв 1. А110, Б2346, В5789 2.Г 3.А



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.