12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
7

Технологическая карта урока чтения по теме: "Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Отношение автора к героям сказки".

Урок литературного чтения в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Отношение автора к героям сказки

Педагогическая цель

Расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена, актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Отработка навыков выборочного чтения; закрепление умения работать с литературоведческими терминами.

Личностные результаты

Воспитывать интерес к литературе и культуре общения, интерес к чтению, умение слушать и слышать других.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление

инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беду на уроке.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, словесный, практический, наглядный; индивидуальная, фронтальная, технология критического мышления.

Основные понятия и термины

Произведение, главная героиня, пейзаж, эпитет, сравнение.

Образовательные ресурсы

Презентация, учебник «Литературное чтение» 2 часть В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова.










Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся

2.Эмоциональный настрой учащихся,

3. Проверка готовности


-Здравствуйте, ребята!

Добрый день, добрый час!

Рад я всех увидеть вас.

С вами время не теряем,

Все работать начинаем!


- Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока: учебник литературного чтения.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм.

II.Речевая разминка

Цель: подготовить речевой аппарат к чтению.

1. Работа со скороговоркой.

- Прежде чем начать работу, нужно подготовиться к ней (слайд 1)

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

- Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса.

- Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.

- Прочитайте скороговорку с радостным настроением.

- Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.

Следит за правильностью произношения.

-Выполняют упражнения на отработку техники чтения: дыхание, голос, дикция.

III. Проверка домашнего задания.
Цель:
 контроль выполнения домашнего задания учащимися.

1. Пересказ отрывка произведения «Русалочка» с. 190-193

И так, проверим домашнее задание. Что вам было задано? (пересказ отрывка).

Кто не справился с заданием? Проверим (2-3 человека).

Оценивает выполнение домашнего задания

Демонстрируют выполненное домашнее задание

IV. Целеполагание

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

1. Создание проблемной ситуации




2.Формулирование темы и целей урока.

Скажите ребята, а как художник передает нам красоту пейзажа? (при помощи красок и кисти).

А как писатель передает нам красоту пейзажа? (при помощи средств выразительности).


Какие средства выразительности вы знаете? ( эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнения).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке задач урока.

Самостоятельно формулируют задачи и тему урока.

V.Изучение нового материала.

Цель: усвоение новых знаний и способов действий; первичная проверка понимания.

1. Беседа о средствах художественной выразительности





И так ребята, что такое эпитет? (художественное определение, служащее для большой выразительности).

Приведите пример: синее море, круглое солнце.

Метафора – слово, употребляемые в переносном смысле.

Приведите пример: золотые руки, серебряные волосы.

Олицетворение – это перенос качеств живого на неживое.

Приведите пример: Тучи бегут, береза плачет.

Гипербола – преувеличение.

Приведите пример: быстрый, как молния, море слез.

Сравнение? Слово или выражение, в котором происходит сравнение одного предмета с другим

Рассказывает детям об особенностях произведений автора.

Контролирует чтение, направляет к формированию правильного толкования слов.

Воспринимают на слух особенности произведений автора.

Читают слова, объясняют их значение.

А сейчас потренируемся в определении средств художественной выразительности. Я буду вам называть страницу и средство художественной выразительности, а вы должны найти в тексте.

Страница 183. Эпитет. (обжигающий напиток, жгучая боль). Запишите в своих тетрадях.

Эта же страница. Сравнения. (каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам).

Страница 185. Сравнения. (точно стаи птиц).

Страница 171. Олицетворение. (корабль стонал и трещал).

Страница 182. гипербола. (сердце было готово разорваться от тоски).

Почему автор использовал именно эти средства выразительности?

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, он не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим)

Страница 178 абзац 2. Какие средства художественной выразительности использовал автор? (сравнение, эпитет, гипербола).

 Какой вы представили ведьму?

- Как автор помогает нам понять чувства Русалочки?

- Как относится принц и его свита к Русалочке? (все ей любуются).

Зачитайте.

- А каково Русалочке во дворце? Зачитайте и выберите главную мысль этого эпизода. (Принц никогда не узнает, что Русалочка спасла ему жизнь).

- Почему эта мысль главная?

- Как вела себя Русалочка, когда принц предложил ей порадоваться его счастью? (веселится и смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и ее сердце вот- вот разорвется)

- Почему она выдерживает и душевную и физическую боль? (она мужественная. Любит принца и мечтает стать человеком).

- А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть? (сестры).

- Почему они это делают?

- Каким настроением проникнуты последние строчки сказки? (печалью, все произошло так, как предсказала колдунья).

Кто виноват в гибели Русалочки?

- В чем же заключается главная мысль сказки? (все ради любви)

Обеспечивает осмысление полученной информации.

Корректирует неправильные ответы детей.

Обеспечивает правильное усвоение материала.

Осознанно высказываются. Извлекают из текста необходимую информацию

2. Выборочное чтение(поиск средств выразительности)

3.Физминутка для глаз

- От такого чтения ваши глаза могли устать. Давайте немного отдохнем и расслабим глаза.

1) Посмотреть влево, вправо (2 раза); вверх, вниз (2 раза).

2) Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть глаза, посмотреть вдаль

Обеспечивает снятие зрительного напряжения.

Выполняют заданный алгоритм действий.

4.Восстановление последовательности

-Понравился ли конец сказки? Почему не  понравился?

 (Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

- Как бы вам хотелось закончить сказку?

- А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?

 (Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

-  Виноват ли кто-нибудь в том, что  мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

А теперь поработаем над восстановлением последовательности.

Жизнь во дворце

*  Тоска Русалочки

*  Принц встречает принцессу

*  Разговор с ведьмой

*  Какая она - человеческая жизнь?

*  Последняя ночь

*  Принц спасен

* Дорога к ведьме

*  Отношения с принцем

* Морская семья

*  Наблюдение за принцем

*  Русалочка узнает о решении принца

* Прекрасный принц

* Русалочка превратилась в человека

*  Встреча с сестрами

* Гибель русалочки

*  Морской бал во дворце

* Она стала прекрасной девушкой

*  Страшная буря

*  Принятое решение

- Проверка выполнения

1) Морская семья

2) Прекрасный принц

3) Страшная буря

4) Принц спасен

5) Тоска Русалочки

6) Наблюдение за принцем

7) Какая она - человеческая жизнь?

8) Морской бал во дворце

9) Дорога к ведьме

10) Разговор с ведьмой

11) Принятое решение

12) Русалочка превратилась в человека

13)Она стала прекрасной девушкой

14) Жизнь во дворце

15) Отношения с принцем

16) Принц встречает принцессу

17) Русалочка узнает о решении принца

18) Последняя ночь

19) Встреча с сестрами

20) Гибель русалочки


Проводит аналитическую беседу по всему прочитанному тексту.

Корректирует и дополняет ответы детей.

Ориентируются в тексте произведения.

Планируют логические высказывания.


VI. Закрепление изученного.

Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний.

1. Работа над лексическим значением слова «любить»

Знаете ли вы, что обозначает слово любить?

ЛЮБИТЬ -  (выслушиваются мнения  детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

-  Что  это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

-  О какой любви говорит автор в этой сказке?

 (девушки к юноше)

-  Кого ещё может связывать чувство любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

Задает направляющие вопросы для составления плана рассказа.

Ориентируясь по сюжетным картинкам, пересказывают прочитанный рассказ.

VII. Итог урока.

Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов занятия.

1.Обобщающая беседа

Подведем итог урока.

С каким писателем вы познакомились на уроке?

С каким произведением работали?

Какая главная идея сказки?

Что в нем было необычного?

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.


Осуществляют деятельность по обобщению пройденного на уроке материала.

2. Рефлексия

А теперь, вы самостоятельно оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал на пять и у него все получалось, поднимает треугольник вверх. У кого что-то не получалось, поднимает квадрат

- Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции.

Соотносят цель урока и ее результаты.

3.Домашнее задание

Дома вам нужно ответить на вопрос 6 на странице 193.

Проводит инструктаж

Запоминают порядок действий

Учитель: ________________

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.