12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оганян Валентина Серобовна707
Армения, Сюник, Мегри
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»

План урок по биологии в 6 классе

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Тема урока: ’’Виды корней и типы корневых систем.’’                                                     Цель: изучить внешнее строение и функции корня; познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем; выработать умения распознать на натуральных объектах типы корневых систем.                                                          Задачи: Образовательные: создать условия для усвоения знаний о корнях, уметь распознать главный корень, придаточные и боковые корни, стержневую и мочковатую корневые системы; уметь разъяснить особенности строения и функции корня; сравнивать корневые системы двудольных и однодольных растений.                           Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; показать значимость корневой системы для растения; продолжить формирование навыков грамотного выполнения, оформления лабораторных работ и умение делать выводы.                Развивающие: создать условия для формирования и развития умений сравнивать биологические объекты; классифицировать, обобщать; выделять главное; уметь работать с биологическими терминами, учебником; определять виды корней и корневых систем.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: уметь различать виды корней, типы корневых систем и дать им определение; определять типы корневых систем для двудольных и однодольных растений по таблицам, гербариям и живым объектам.                                                                              Познавательные: продолжить развивать умение находить из разных источников информацию и грамотно ее использовать, уметь выбирать наиболее рациональные способы решения поставленных задач.                                                                           Личностные: продолжить формирование самоуважения, самооценки, инициативности и самостоятельности.                                                                                Коммуникативные: формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать; уметь принимать во внимание иную точку зрения, работая в группе или в парах.                                                                                                   Регулятивные: продолжить развитие ставить цель, планировать свою деятельность, работать по плану для достижения цели.

Оснащение: таблицы «Корень», «Типы корневых систем», презентация «Корень. Виды корней. Типы корневых систем». Ноутбук, проектор. Гербарий, проросшие семена кукурузы, пшеницы, фасоли и тыквы, учебник.

Новые понятия: главный, придаточные, боковые корни; стержневая и мочковатая корневые системы.

Вид, используемых на уроке ИКТ: презентация.

Элементы современных общеобразовательных технологий: здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.

Тип урока: комбинированный

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Структура урока.                                                                                                                    I. Организационный момент.(1минута.)                                                                              II. Актуализация полученных знаний.(6 минут.) Фронтальный опрос.                               III. Физкультминутка.(1 минута.)                                                                                      IV. Изучение нового материала.(30 минут.)                                                                       1. Сообщение темы урока.                                                                                                 2. Функции корня.                                                                                                                 3. Виды корней.                                                                                                                 4. Корневые системы.                                                                                                        5. Физкультминутка.                                                                                                           6. Лабораторная работа.                                                                                                       V. Закрепление нового материала. (4 минуты.)                                                                  VI. Рефлексия. (2 минута.)                                                                                              VII. Домашнее задание. (1 минута.)

Ход урок.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на своем уроке! Прежде чем начать урок давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачного дня. А сейчас вспомним материал прошлых уроков.

II. Актуализация полученных знаний.

Фронтальный опрос. 1. Что такое семя? (зачаточное растение) 2.Каково строение семени? (кожура, зародыш, запас питательных веществ) 3.Из чего состоит зародыш? (зачаточный корешок, стебелек,почечка с листочками и семядоли) 4. Как классифицируются растения по строению семени? (двудольные и однодольные) 5. Что такое эндосперм? (запас питательных веществ) 6. Где находится запас питательных веществ у семени двудольных растений? ( в семядолях) 7. Часть организма, имеющая особое строение и выполняющая определенную функцию называется ……. (орган) 8. На какие органы дифференцировано тело высших растений? (вегетативные и генеративные) 9. Семя это - ….(генеративный орган) 10. Корень и побег это - … (вегетативные органы) 11. Из какой части зародыша развивается корень? (зачаточный корешок) 12. Назовите части семени фасоли и пшеницы.

t1658950734aa.gif


(Карточки с вопросами лежат на каждой парте.)

III. Физкультминутка. Прежде, чем начать изучение нового материала учащиеся делают упражнения. Слайд 1.                                                                                                               IV. Изучение нового материала.                                                                                        1. Сообщение темы урока. И так, мы разобрали строение семени, как генеративный орган. Вспомнили, что такое орган, и какие органы есть у растения. Мы сегодня продолжим знакомство еще с одним органом растения.

Отгадайте загадку: Слайд 2. В высоту, теплу и свету, Без усилий лезут ветки, И настойчивей, упорней Прорастают в землю … (корни)

Правильно. Речь пойдет об удивительном органе - корне. Значит, тема сегодняшнего урока и задачи, которые мы должны решить, это – Слайд 3.                                                            Тема урока: «Виды корней и типы корневых систем».                                                  Задачи урока: Познакомиться с функциями корня; Сформировать знания о видах корней и типах корневых систем; Уметь распознавать у растений типы корневых систем.

2.Функции корня. Откройте учебник и прочитайте на странице 12 раздел «Функции корня».

А теперь, послушайте стихотворение В. Викторова Слайд 4.                                         Цветок на лугу                                                                                                                   Я, сорвал на бегу.                                                                                                         Сорвал,                                                                                                                               А зачем –                                                                                                                    Объяснить не могу.                                                                                                              В стакане                                                                                                                          Он день постоял – и завял.                                                                                                  А сколько бы он                                                                                                                  На лугу простоял?

Как вы думаете, почему цветок завял?                                                                               Ответы учащихся.                                                                                                           Проблемный вопрос: Какую роль играет корень в жизни растения?                                     Ученики отвечают, учитель дополняет.

Он выполняет функции: 1. Закрепляют растение в почве и прочно удерживают. 2. Получает из почвы воду и минеральные вещества. 3. Могут служить местом накопления запасных веществ. В корнях могут синтезироваться некоторые вещества, например, витамины. А еще все органы растения составляют единое целое, то есть целостную систему – организм. Нарушение целостности организма может привести к гибели растения.

Итак, повторим функции корня. Корень – один из главных вегетативных органов растения и выполняет функции: Слайд 5.                                                                                              Функции корня: 1. Укрепляет растение в почве. 2. Поглощает воду и минеральные вещества. 3. Может служить местом накопления запасных веществ. 4. Внутри корня синтезируются (образуются) ряд веществ (витамины).

3. Виды корней. И так, мы разобрали, какие функции выполняет корень растения. Все ли корни одинаковые или они отличаются. Пришло время познакомиться с разновидностями корней. Отройте учебник и прочитайте на станице 12 раздел «Виды корней».

Какие виды корней вы знаете? (главный, придаточные, боковые). Правильно. Различают три вида корней: главный корень, придаточные и боковые корни. Вспомните, что появляется первым при прорастании семян? (корень)

Слайд 6. «Виды корней»

При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, который превращается в главный корень, углубляется в почву и ветвится. Он является продолжением стебля. Из нижней части стебля развиваются придаточные корни (иногда они могут развиваться на листьях). От главного и придаточных корней растут боковые корни, увеличивая ее поверхность.

Кстати, способность растений образовывать придаточные корни в сельском хозяйстве используют при окучивании томатов, картофеля и других растений. Как вы думаете, для чего окучивают растения?(отрастают придаточные корни и увеличивается количество корней.Растения получают больше воды и минеральных солей, значит, лучше растут).

Слайд 7. «Окучивание растения»

И так вспомним, какие виды корней вы знаете? (по слайду называют виды корней).               Слайд 8. «Виды корней»

4. Корневые системы. У растения в течение всей жизни корни растут, образуются новые корни и корней становится все больше и больше. А теперь представьте себе огромное дерево и представим себе, что у дерева отрезали корни. Что произойдет с деревом? (дерево упало) Слайд 9. Почему дерево упало? (нет корней)

Да, чтоб дерево не упало, нужны могучие корни. Они образуют корневую систему, которая обладает огромной силой и удерживает дерево в почве. Совокупность всех корней растения называется корневой системой.

Слайд 10. Схемы корневых систем.

Корневые системы делятся на два типа это - стержневая и мочковатая корневые системы. Стержневая корневая система образована главным и боковыми корнями. Мочковатая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

Стержневая корневая система, в основном, характерна для двудольных растений. Мочковатая, для однодольных растений. (Демонстрация растений с мочковатой и стержневой корневой системой).

А сейчас, проверим, насколько вы были внимательны и ответим на несколько вопросов.

1. Какие виды корней вы знаете? 2. Корневая система, образованная главным и боковыми корнями называется …? 3. Какие корни образуют мочковатую корневую систему? 4. Корни, отрастающие на стеблевой части называются…? 5. Вспомним функции корня.

Слайд №11 Схема функций корня.

5. Физкультминутка. Слайд 12,13.

6. Лабораторная работа.

Сейчас выполним лабораторную работу, которая называется «Типы корневых систем».

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы».

Цель: исследовать строение и развитие корневых систем.

Оборудование: растения, проросшие из семян кукурузы, пшеницы, фасоли и тыквы (были выращены заранее). Ход работы.

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они отличаются? 2. Отберите растения со стержневой корневой системой. 3. Отберите растения с мочковатой корневой системой. 4. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные. 5. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Название растения

Тип корневой системы

Строение корневой системы

Класс растения

1.




2.




3.




4.




6. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. Вывод:

V. Закрепление изученного материала.

И так, что мы узнали на уроке.У вас на парте карточки. Выполните задания.

Карточка.

Корень это_____________________________________________________

Функции корней:1.____________________________________________________________ 2.____________________________________________________________                          3. ____________________________________________________________                         4. ____________________________________________________________

Виды корней

1t1658950734af.jpg

2

3

Корневая система - это ___________________________________________________

Корневые системы


t1658950734ah.jpg _________________________ _________________________

t1658950734ai.jpg

Отдайте свой лист самооценки соседу по парте. Пусть он оценит работу. Затем эти листы передадите мне.

VI. Рефлексия.

Ребята, давайте еще раз посмотрим на цель урока. Как вы считаете, добились мы этой цели?А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на партах лежат карточки. Отметьте знаком + правильные , на ваш взгляд , утверждения: 1. На уроке я работал: активно_______ пассивно______

2. Своей работай на уроке я: доволен_______ не доволен_____

3. За урок я: не устал_______ устал_____

4. Материал урока мне был: понятен_______ не понятен_____

полезен_______ не полезен______

легкий_______ трудный______

-поставьте себе оценку.________________

Объявление оценок.

Слайд № 14

VII. Домашнее задание: параграф № 2, рабочая тетрадь № 8-10

Слайд № 15 Всем спасибо. Урок окончен.

Литература:

В.В. Пасечник. Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

В.В. Пасечник. Методическое пособие к учебнику.

В.В. Пасечник. Уроки биологии. 5-6 классы. Пособие для учителей.

























Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.