12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Женихова Надежда56
4

"Учет индивидуальных познавательных стилей в обучении младших школьников математике"

Женихова Н.М.

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №10» г.Перми

Россия

Учет индивидуальных познавательных стилей в обучении младших школьников математике

Аннотация

Школа, через которую проходит человек в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития, является уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика.

Вопрос о реализации индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения в начальной школе представляет собой серьезную методическую проблему практически для всех учителей начальных классов.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что учет индивидуальных познавательных стилей необходим, так как способствует лучшему усвоению материала, повышает качество знаний. Так же необходимо отметить у обучающихся повышение познавательной активности, уменьшению отвлекаемости на уроке и повышении уровня мотивации к учению.

Ключевые слова

Познавательный стиль. Аудиалы. Визуалы. Кинестетики.

В первую очередь речь идет об учете индивидуальных познавательных стилей. Понятие «познавательный стиль» акцентировало внимание исследователей на тех индивидуальных различиях в интеллектуальной активности, которые характеризовали индивидуальное своеобразие способов изучения реальности.

В когнитивной психологии понятие «когнитивный стиль» используется для того, чтобы выделить межиндивидуальные различия в процессах получения и переработки информации, а также, чтобы выделить типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной ориентации.

По мнению Г. А. Берулава, познавательный стиль - это относительно устойчивые процессуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации, используемых субъектами познавательных стратегий, а также способов воспроизведения информации и способов контроля.

М. А. Холодная определила «познавательный стиль», как индивидуальные различия в интеллектуальной активности, которые характеризовали индивидуальное своеобразие способов изучения реальности.

Стили кодирования информации — это индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта (слуховой, зрительной, кинестетической).

На уроках математики учителю необходимо предносить материал во всех трех модальностях.

Работая с группой визуалов, больше внимания обращать на описание предметов: их цвет, форму, местоположение. Для визуализации свойств понятий необходимо использовать наглядные таблицы по математике. Например, особое написание слов «уменьшаемое», «разность» и других компонентов математических действий подчеркивает их существенные свойства. Математические знаки, способы решения задач и уравнений можно представить с помощью таблиц, схем, рисунков.

При работе с аудиалами таблица, опора, алгоритм при объяснении нового материала будут неуместны, т.к. большинство детей на данном этапе развития лучше воспринимают информацию на слух. Следовательно, более эффективным будет чтение, проговаривание, повторение правила вслух. Для аудиалов важно услышать задание или формулирование правила. Например, основные признаки треугольника, прямоугольника, квадрата можно перечислить с помощью стихотворений.

Работая с группой кинестетиков, учитель может использовать жесты, действия руками. Важно помнить, для этих детей характерна невысокая скорость мыслительных процессов. Нужно чаще использовать слова, обозначающие действия. Для овладения математикой в начальной школе им необходимо познавать трехмерные знания — в пространстве, деятельно, осуществляя физические действия на практике.

Обучение вычислениям ведётся через косвенные, развивающие, игровые и практико-ориентированные задания, например: о поиске «счастливого билетика», лабиринтов и т. п. Нет прямых заданий вида: «Вычисли…». В ходе рассмотрения каждой темы одновременно осуществляется и повторение пройденного, и изучение нового материала. Например, для изучения основных свойств прямоугольника, такому ребенку необходимо потрогать прямоугольник, почувствовать, что у него четыре стороны, прямые углы. Наложением противоположных сторон убедиться, что они равны.

Для учащихся с различными каналами восприятия информации рекомендуются соответствующие формы деятельности. Так визуалы предпочитают письменные задания. Для успешной работы аудиалам нужен диалоговый режим, они лучше справляются с устными заданиями. А для кинестетиков необходимо так организовать работу, чтобы он мог потрогать реальные предметы.

Ориентированная на ученика система преподавания, требующая от учителя внимательного отношения с познавательным стилям, выходит за рамки метода, за рамки учебника, за рамки классного кабинета и даже за рамки учителя, так как ориентирована на источник успеха или неуспеха в обучении – на самого учащегося.

Список использованной литературы:

1.Белошистая А.В. Индивидуальный подход в формировании математических способностей младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2001.

2.Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

3.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Барс. – 1997.

Женихова Надежда Михайловна, 2020 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.