12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Быкодерова Вера Валентиновна30

Тема урока: Ботаника – наука о растениях

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формируемые УУД: коммуникативные – слушать и слышать друг друга; строить речевые высказывания в устной форме аргументировать свою точку зрения; регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; личностные – формировать познавательные интерес к изучению природы и истории развития знаний о природе; осознавать значимость растений в жизни человека.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: царство Растений, ботаника; различать царства живой природы; характеризовать различных представителей царства Растения; определять предмет науки ботаники; описывать историю развития науки о растениях; характеризовать внешнее строение растений.

Ход урока

Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

Мне приятно видеть ваши улыбки. Я очень рада встрече с вами.

Знакомство. Учитель представляется ученикам

1.Беседа, работа по учебнику

В этом году мы продолжаем изучать науку биологию. Давайте познакомимся со структурой учебника.

Откройте учебник на с. 190, 191 (оглавление). Название глав нам подсказывают, какие темы представлены в учебнике.

В конце учебника (с. 176-183) находится словарь терминов

Подписать тетради: рабочую тетрадь и для контрольных работ



2.Введение в тему урока

Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.

В той стране — благодать, 
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?

Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с Зелёной страной
Навсегда подружись
.

О чем это стихотворение? О растениях

- Да, действительно, в этом году нам предстоит изучить раздел биологии, который посвящен разнообразию и свойствам растений.

- Как называется царство, объединяющее все растения? царство растения

Слайд

Начало научного изучения растений заложил в Ш веке до н.э. древнегреческий ученый Теофраст. Он создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории биологии его называют «отцом ботаники».

В этом году мы будем изучать новую науку, которая называется ботаника

Откройте тетради и запишите тему урока

Слайд

На доске: Ботаника- наука о растениях

Работа по учебнику стр.9

(Из истории использования и изучения растений)

1.Прочитать

Работа по тексту

-Для чего человек стал изучать растения?

-Когда появились первые культурные растения? 10-12 тыс.лет назад

Что изучает современная наука ботаника?

Если посмотреть на внешний облик растений мы увидим различия между ними.

Внешний облик растений определяет их жизненную форму

Слайд

Работа по таблице

Среди растений различают 4 жизненные формы

1.Деревья (растения у которых один ствол с корой: тополь береза)

2.Кустарники (растения имеют несколько стволов с корой: черемуха сирень

3.Кустарнички (такие же как кустарники только маленького размера: брусника и черника)

4.Травы (растения у которых зеленый ствол и на лето они увядают: полынь, одуванчик)

Слайд

Определите жизненную форму растений:

t1700301860aa.jpg

Ответ: Дерево, кустарник, дерево, трава, трава , трава, трава, кустарник, трава

Общее число ныне живущих описанных видов растений около 500 тыс. Растения можно встретить даже в безводных пустынях, в Арктике и Антарктике.

Отгадайте загадку, и определите где растут эти растения, и чем они отличаются

Загадка

1.Посадили зернышко

Вырастили солнышко (подсолнух)


2.Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова. (одуванчик)

Где растут растения? Одуванчик в степи, подсолнух в огороде, в поле

Тогда чем они могут отличаться?

( подсолнух выращивает человек, а одуванчик в степи)

Растения, которые выращивает человек называются – культурные

Растения, которые растут без участия человека, называются – дикорастущие

Слайд

Посмотрите на слайд и назовите культурные растения.
Почему эти растения культурные?

Посмотрите на слайд и назовите дикорастущие растения.

Почему эти растения дикорастущие

А теперь наши знания подтвердим

Работа с учебником стр. 7-8

Напишите в тетрадь названия

1 вариант - дикорастущие растения

2 вариант – культурные растения

Проверка: дети зачитывают растения

Какие растения называются дикорастущими?

Какие растения называются культурными?

Где используются растения?

Задание:

Слайд

К каждой группе напишите по 5 названий растений

-пищевые

-кормовые

-лекарственные

-декоративные

-технические

Проверка: ученики зачитывают растения по группам

Значит, где может использовать человек растения?

Итог урока:

Слайд

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее растение, объясните почему

Первую букву ответа записывайте в тетрадь

Баклажан, сосна, береза, клевер ( баклажан – культурное)

Овес, огурец, свекла, лук ( овес – кормовое )

Сирень, акация, тыква (тыква – жизненная форма трава)

Подорожник, акация, морковь (акация – жизненная форма кустарник)

Пырей, настурция, полынь (настурция - декоративные)

Капуста, петрушка, иван чай ( иван чай – дикорастущее)

Черника, клен, голубика (клен – дерево)

Анютины глазки, тополь, ель (анютины глазки – декоративные или трава)

Какое слово получилось из первых букв ответа? Ботаника

Что такое ботаника?

Слайд

Домашнее задание

Прочитать §1, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

Составить кроссворд «Декоративные и культурные растения».







Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.