12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Макарова Елена Николаевна717 Россия, Москва, Москва Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок «В.Гюго «Козетта»»
Организационная информация | ||
Предмет | Литературное чтение | |
Класс/группа, количество человек | 4 «А» класс, 21 человек | |
Тема | В. Гюго «Козетта» | |
Авторы урока | Макарова Елена Николаевна | |
Должность | учитель начальных классов | |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 | |
Республика/край | РСо-Алания | |
Город/поселение | г. Ардон | |
Описание урока/мероприятия/занятия | ||
Экспертами оцениваются: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока) | ||
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок критического мышления | |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 40 минут | |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: - формирование навыков первоначального анализа текста; - развитие умений осознавать идею произведения. - вырабатывать у детей навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения; -отрабатывать приёмы информационных умений. Развивающие: - развитие связной речи (точность и выразительность устной и письменной речи) - развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства сострадания и милосердия, сопереживания. Воспитательные: -воспитание у детей нравственных принципов. - воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям. | |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные: Знать: - содержание прочитанного, имя, отчество, фамилию писателя. Уметь: - читать осознанно; - ставить вопросы к тексту, выполнять задания по тексту и отвечать на вопросы к тексту. - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | |
УУД которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия | Личностные УУД: – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Метапредметныме результаты Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Познавательные УУД: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения | |
Каким образом данный урок (занятие, мероприятие) будет содействовать реализации новых ФГОС? | ||
1. Соответствие новым ФГОС. 2. Степень реализации принципов современного образования 3. Качество описания урока. | ||
Данный урок направлен на достижение сотрудничества обучающихся всего класса, предложенные задания направлены на взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. Активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс начинается с начала образовательного мероприятия, используется метод «Критического мышления». Для эффективного усвоения большого объема учебной информации использован деятельностный метод. При развитии сотрудничества в группе, обучающиеся самообучаются на основе поискового метода. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. Задания, которые выполняют обучающиеся, направлены на полноценное восприятие произведения в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального настроя. Формирование информационной компетентности обучающихся, в технологии АМО, происходит посредством поиска и представления информации в новой форме, ее восприятия, осмысления, обсуждения и анализа. Это позволяет в несколько раз повысить эффективность и качество обучения. Через весь урок проходит единая тема сострадания, милосердия, отзывчивости, сочувствия и доброты. На всех этапах задействована технология активных методов обучения. На этапе завершения образовательного мероприятия используется метод «Мудрый совет», который поможет осознать каждому ученику, что он сделал на уроке и к чему нужно ещё стремиться, раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося. | ||
Аналитическая информация. Обоснование целесообразности использования технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока/занятия/мероприятия. | ||
1. Соблюдение условия эффективного применения активных методов обучения. 2. Степень достижения образовательных эффектов урока | ||
Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока? | При использовании технологии АМО повышается активность работы обучающихся, вследствие чего усваивается большой объём материала. Практическая направленность, игровое действие, творческий характер обучения, использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма при самостоятельной работе над новым материалом, вовлечение в процесс всех органов чувств, движение и рефлексия позволят эффективно решить поставленные задачи и достичь цели урока и вовлечь в учебную деятельность каждого ребёнка. | |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь или были достигнуты за счет использования технологии АМО? | Обучающиеся научатся обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Планируется получить эмоциональную отзывчивость детей через сопереживание главной героине произведения; проявление чуткости к чужой беде; неравнодушия к окружающим, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. | |
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия | На уроке присутствовали обучающиеся 4 «А» класса, обучение ведется по УМК «Начальная школа 21 века». В классе 21 обучающийся. В классном коллективе много учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Память учащихся достаточно развита, учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала практически нет. Много сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В связи с этим обучающимся предложен более глубокий анализ литературного произведения, который вынесен на групповую самостоятельную работу. Дети с удовольствием работают в парах и группах, проявляют взаимную требовательность. Урок направлен на формирование нравственных ценностей, которые очень актуальны для учеников, готовящих перейти в среднее звено: чуткость, дружескую заботу, взаимопомощь и уважение, проявление доброты и милосердия к окружающим. | |
Дополнительная информация | ||
Ресурсы, оборудование и материалы | Презентация к уроку, фрагмент видеозаписи «Козетта», мультимедийный проектор, рабочие листы, запись на доске, планшеты с выходом в интернет. | |
Список учебной и дополнительной литературы | 1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 132с. – (Начальная школа 21 века) 2. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина,М.И. Оморокова]. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф,2014,192 стр. 3. Рабочие тетради «Литературное чтение» 4 класс; ч.1. | |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Для каждой группы готовится задание по анализу рассказа и используется при реализации поискового метода; карточки для работы; листы для индивидуальной работы. | |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет | |
Дополнительная необходимая информация | Ссылка на видеоматериал урока Фото Козетты Обложка книги Портрет В.Гюго |
Подробный конспект урока | ||||||||||||
Фаза урока | Этап урока | Время, продолжительность этапа | Описание этапа | Инструкции учителя обучающимся в ходе проведения | ||||||||
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Этап/ы (в зависимости от типа урока) - инициация (приветствие, знакомство) - вхождение или погружение в тему (целеполагание), - формирование ожиданий обучающихся | 4 мин 4 мин | Дорогие мои ребята! Сегодня мы посетим с вами таверну в одном из уголков Франции. Этап урока: приветствие Время проведения: 3 мин. Название метода: «Путешествие» Происхождения метода: Цель: вспомнить и назвать столицу Франции. Найти в интернете значение слова «Харчевня». Необходимые материалы: планшеты, телефоны с выходом в Интернет. Примечание: этот метод поможет детям раскрепоститься, выделить положительные черты в своём характере, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Учебное занятие имеет свои временные рамки, поэтому этот метод я разбиваю на несколько этапов (несколько уроков подряд); зная имена участников, педагог может подобрать задания, чтобы помочь ребятам с редко встречающими именами. Материалы: рабочие листы- меню Таверны. -Сегодня двери открываются в новый раздел «Произведения зарубежных писателей». И совершим мы путешествие во Францию. -Назовите столицу Франции. -Мы отправляемся во французскую харчевню. Кто знает значение данного слова? - Цитата дня: Без книги - в мире ночь, и ум людской убог... Без книги, как стада, бессмысленны народы. В ней добродетель, долг, в ней мощь и соль природы, В ней будущность твоя и верных благ залог. Виктор Гюго Сообщение об авторе. Тема урока. Этап урока: вхождение или погружение в тему Время проведения: 4 мин. Название метода: «Ассоциации» Происхождения метода: авторский Цель: подготовка к восприятию новой темы. Необходимые материалы: индивидуальные листы. Примечание: этот метод поможет лучше понять и сформулировать тему урока. - Посмотрите на портрет девочки, послушайте ее песню и запишите в свои рабочие листы ассоциации. Чтение записей. -Как вы думаете, как связан образ девочки с темой урока, Таверной и страной о которой мы говорили? - Эту девочку зовут Козетта, о том, как она попала в таверну, нам сегодня расскажет автор этого произведения Виктор Гюго. | Фронтальная беседа. Поиск в Интернет значения слова «харчевня» Харчевня — устаревшее название закусочной, трактир «низшего разряда» – место, где можно поесть и получить ночлег Технология проведения: учащиеся самостоятельно выписывают из предложенных слов ассоциации связанные с портретом девочки. Автор своим произведением ещё в 19 веке хотел привлечь внимание к проблеме тяжёлой жизни детей. - Актуальна ли эта тема сейчас? Печальное, грустное. Тема детских страданий. Автору тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей. Работа над темой. Работа индивидуальная в «Литературном меню». | ||||||||
2 мин | Этап урока: формирование ожиданий Время проведения: 2 мин. Название метода: «Ожидание» Цель: выяснить ожидания обучающихся от урока. -Какая цель урока, как вы предполагаете? | «Чему хочешь научиться на сегодняшнем уроке?». Выслушиваю ответы учащихся. | ||||||||||
Фаза 2 «Работа над темой» | Этапы - интерактивная лекция (инпут), - проработка содержания темы | 2 мин | Актуализация урока - Из каких частей состоит прозаическое литературное произведение? Помогите выбрать необходимые этапы. Завязка – это начало действия. Сюжет – событие описываемое в тексте. Кульминация - это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания и переживания. Развязка - заключительная часть литературного произведения.) | Прикрепляем на доске. | ||||||||
25 мин | Работа над текстом произведения. Завязка. –Найдите и зачитайте завязку рассказа. Работа в группе. Каждая группа выбирает цветную полоску с указанным заданием и выполняет. Словарная работа. Чета -____________________________________ Профиль - ________________________________ Плутовство - ______________________________ Семинария -_______________________________ Лицемерие -_______________________________ Су-______________________________________ Оборотень-_______________________________ Инстинкт -_______________________________ - О чём повествует рассказ? 4. Моделирование обложки. Проверка по эталону. Доказательство.
5. Составление макета: выборка (литературный герой, персонажи). При ответе группы объясняется новый приём – антитеза. Мини – вывод.
6. Составление плана текста. Приведите доказательство. | Учащиеся читают и комментируют. Проведение: Организация рабочего места групп. Удобно работать по четыре человека. Для обсуждения выбрано 5 вопросов: «Образ г-жи Тенардье», «Образ г-на Тенардье», «Образ Козетты», «Образ куклы», «Кульминация. Развязка». В течении 7 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и зачитываются ключевые моменты.
Дети находят отрывок, зачитывают. Приводят доказательство. Презентация работы группы по своему вопросу.
Педагог, совместно с детьми анализирует работу групп и вносит при необходимости коррекцию.
Предположение детей.
Обучающиеся анализируют текст, доказывают, выбирают, оформляют. | ||||||||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Этапы - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока), | 4 мин. 5мин | Время проведения: 1мин. Название метода: «Правосудие» Цель: осознание своей деятельности на уроке Необходимые материалы: не требуется
-Какой закон в наше время защищает права ребенка? Этап урока: анализ и оценка урока Время проведения: 5 мин. Название метода: «От сердца к сердцу» Цель: осознание своей деятельности на уроке Необходимые материалы: фигурки из бумаги, сердце из ватмана. Примечание: этот метод поможет подвести итог своей работы на уроке и осознать идею прочитанного рассказа. Самооценивание:
| Технология проведения: давайте представим, что внутри вас звучит мудрый голос, который хотел бы вам помочь обогатить вашу жизнь. Пожелания Козетте. Желающие ребята могут озвучить послания. Ребята записывают на выбранных фигурках пожелания и наклеивают фигурки на большое сердце. Озвучивание. | ||||||||
1 мин. | Д.з. по выбору: с. 142, задание №4 с. 142, задание №5 Тетрадь с.66, задание №3 Итог урока – песня «Дети Земли». | Отмечается д/з в дневниках. Все встают в один большой хоровод и поют песню. |