12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парыгина Эльвира Вячеславовна116
Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не безработный, не писатель- Простой учитель на Земле!...» Мною была выбрана одна из замечательных, интересных профессий на Земле- УЧИТЕЛЯ. Профессию учителя я выбрала неслучайно, так к
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
0

Личностно-ориентированный подход на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи как средство развития базовых умений у школьников с нарушением интеллекта

Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.

Личностно-ориентированный подход предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, его назначение состоит в том, чтобы содействовать становлению человека. Цель – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации и самовоспитания.

Личностно ориентированный подход, опирается на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность. В связи с этим в этом подходе на уроках реализуется важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи. Все это создает, оптимальные условия, содействующие развитию личности учащегося посредством возрастной ведущей учебной деятельности.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Главными положениями личностно - ориентированного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования и саморазвития.

Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи являются следующие:

Личностно-ориентированное обучение на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированное обучение представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности.

Используются разнообразные формы, метода и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.

Сочетаются репродуктивная и проблемная стороны обучения.

Формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся. (на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки).

Создаются ситуации успеха, применяются педагогические технологии, направленные на создание эмоционального благополучия каждого ребенка.

Планирование и реализация коммуникативных задач урока, владение технологией диалога, обучение учащихся ставить и задавать вопросы.

При опросе учащихся ориентация на индивидуализированные формы.

Создание атмосферы учебного сотрудничества.

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании письма и развития речи и чтения и развития речи ставлю перед собой задачи:

Как сделать урок радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь процесс обучения. Поэтому в своей работе использую следующие подходы к построению уроков.

Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.

Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он расширял объём знаний, их структурирование, обобщение.

В ходе каждого урока активно стимулирую учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.

Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков.

Использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке.

Для повышения процесса эффективности процесса обучения письму и развитию речи и чтению и развитию речи использую новейшие современные технологии.

На уроках письма и развития речи и чтения и развития речи (на начальном этапе обучения, т.е. в 5-6 классе), очень важным становится развитие мотивации в изучении предмета. Этому способствуют сюжетные уроки: урок-путешествие, урок-игра, урок-расследование. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это позволяет обратиться к индивидуальным формам учебной деятельности – учащиеся становятся «проводниками», «детективами».  

Немаловажным становится использование проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. (Приложение 1)

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные - неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» использую, например, на уроках чтения и развития речи, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Важнейшую роль в формировании учебных действий играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на план, граф-схему и пр; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов.

Учебный предмет «Чтение и развитие речи» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками» (приложение 2), «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. ( Приложение 3)

Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-9 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

В условиях модернизации образования использую групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов универсальных учебных действий.

 На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.

Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.

Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оценивает результаты его работы. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнерским отношениям.

В условиях коллективного решения задач действие, выполняемое каждым участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с учетом правильности соблюдения всей последовательности таких действий, т.е. для каждого ребенка становится важным не просто выполнить свое собственное действие, а проследить правильность получения результата, сопоставить свой результат с результатом действий других участников. Такое обучение самоанализу результатов собственной деятельности способствует развитию самоконтроля при выполнении задания, а также адекватному восприятию оценки учителя.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: составление телеграммы, памятки, инструкции, синквейн (алгоритм). (Приложение 4)

Постепенно – от класса к классу – увеличивается и усложняется доля индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, что позволяет подготовить школьника к самостоятельному анализу учебного материала. 

Огромное место в системе воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, неделях, литературных гостиных, – все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества. 

Т.о применение личностно- ориентированного подхода на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи способствует развитию навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, то есть сам личностно- ориентированный подход способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий. Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке письма и развития речи он не просто учится грамотно писать по-русски, что немаловажно для человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, то есть он учится жить в обществе.  


 


 

Список литературы

Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.

Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.

Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.

Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов. Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010 № 507.

Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М., 2007.

Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008

Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.