12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бочкова Оксана Анатольевна145
Россия, Смоленская обл., Сафоново
0

Выступление на МО учителей начальных классов «Классификация уроков начального образования»

Тема выступления на МО учителей начальных классов «Классификация уроков начального образования»

Классификация уроков ФГОС начального образования определяет главную цель образования младших школьников как «Воспитание и развитие качеств личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур иуважения многонационального поликультурного и поликонфессионального состава российского общества».

Н.Виноградова предлагает классификацию типов уроков:

-сенсорный

-поисково-исследовательский

-репродуктивный

-творческий

-объяснительный.


Сенсорный тип урока

Поисково-исследовательский

Репродуктивный

Объяснительный

Творческий

Цель

Обогащение и уточнение чувственного опыта, наблюдение за различными явлениями.

Развитие поисково-исследовательской деятельности мыслительных операций.

Работа с информацией.

Решение логических задач.

Развитие творчества, способности к поиску вариативных решений.

Методы и формы

Экскурсия, наблюдение, опыт.

Решение логических задач, мини-исследования, учебный диалог, дискуссия.

Объяснение учителя, чтение, анализ и воспроизведение текста.

Упражнения на основе различных интеллектуальных действий.

Упражнения на основе импровизации, воображаемых ситуаций



Когда ребенок сам проводит исследование, анализирует, то эти полученные знания являются его достоянием. Современная школа уходит от «зубрешки».

Классификация типов уроков, которую предлагают разработчики новых образовательных стандартов.

1. Урок открытия новых знаний.

2. Урок систематизации знаний.

3. Урок рефлексии.

4. Урок развивающего контроля.



1. Урок открытия новых знаний

Цели урока открытия новых знаний

1. Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов.

2. Деятельная цель: научить детей применять новые способы действия.

Алгоритм создания урока «Открытие нового знания»:

-выделить и сформулировать «новое знание»,

-смоделировать способ открытия новых знаний,

-вычленить мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока,

-зафиксировать те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока,

- в соответствии с составленным списком ЗУН подобрать упражнения,

-в выбранных упражнениях выбрать те условия, которые могут вызвать затруднения,

-смоделировать проект построения нового знания, подобрать возможные способы его осуществления,

- составить проверочную работу и создать объективный и удобный эталон для его проверки,

-продумать форму работы на каждом этапе урока, выбрать приемы, которые будут использоваться на этих этапах,

- составить технологическую карту урока.



Этапы урока «Открытие нового знания»

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Главная задача этого этапа – создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации. «Хочу» - вызвать интерес к уроку, к деятельности. «Надо» - подвести ученика к осознанию важности и необходимости нового знания. «Могу» - определить тематические рамки познания, продемонстрировать, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этого этапа мотивации:

-графический диктант

-рифмованное начало урока

-эпиграф к уроку

-цитирование высказываний известных людей, пословиц, поговорок, загадок

-интеллектуальная разминка

прием «светофор»

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Основная цель данного этапа – чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли

-вспомнить, что они умеют и знают,

-активизировать мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, синтез, обобщение.

-При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

-анализ выполнения домашнего задания.

-проблемный вопрос или проблемная ситуация.

-ролевой сюжет

-ряд ассоциаций

-интеллектуальная разминка.

-мозговой штурм.

3. Этап выявления места и причины затруднений.

Главная цель – дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа строится так:

Ученики анализируют свои попытки выполнять пробное задание, проговаривают вслух, что и как они делали. В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент, на котором они «споткнулись» - это место затруднения. Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно.

Приемы:

-мозговой штурм

-подводящий диалог

-группировка

-домысливание

4. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

Основная цель этого этапа - формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

-Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предложения: какое именно новое знание или новое умение поможет разрешить затруднение.

-На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

-Выбирается способ, который позволит получить новое знание.

Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема.

Приемы:

-деловые игры

-пресс-конференция

-проблемный ряд

-подводящий диалог

5. Реализация построенного проекта.

Главная цель этого этапа - ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.

Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но и решать все задачи подобного типа.

Приемы

-вопросы к тексту

-доклад

-лови ошибку

-пресс-конференция

-проблемный диалог

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают и аргументируют свои действия.

Приемы

-комментированное чтение

-вопросы к тексту

-презентация

-прием «Снежный ком»

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Задача учителя – создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

-деловые игры

-прием «да-нет»

-найди соответствие

-мини-проекты или мини-исследование

-диктанты

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Основная цель этого этапа – зафиксировать полученное знание, рассмотреть как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы

-кластер

-тестирование

-различные виды опросов

-эссе, резюме

-контрольная работа или диктант

-восстанови текст

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

-таблица «+ -?»

-свободный микрофон

-дерево настроений

-лестница успеха

-анкетирование

-цветотехника

-пантомима

-синквейн

На уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы.

2. Урок систематизации и обобщения знаний.

Цели такого урока:

-Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме, высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету.

-Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа.

Примерный план этого урока:

-Восприятие и осмысление отдельных фактов.

-Обобщение этих фактов.

-Формирование понятия категории и системы знания.

-Усвоение более сложных систем знаний.

Структура построения такого урока:

1. Самоопределение – это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную обстановку в классе. У каждого учителя существует немало способов побудить мотивацию учеников.

Приемы:

-словесное приветствие

-ритмическое начало урока

-эпиграф к уроку

-цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагается несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме. Задания не должны быть большими по объему.

Приемы:

-ассоциативный ряд

-разные виды мини-опросов

-лови ошибку

-тестирование

-проблемная ситуация или проблемный вопрос

-мизансцены

-дидактические игры

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая – нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:

-Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

-Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка – это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

-Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

-Работа в парах или в мини-группах.

Приемы:

-деловые игры

-пресс-конференция

-проблемный ряд

4. Реализация построенной стратегии проекта.

Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель данного этапа – применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить обучающиеся.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

-построение алгоритмов

-работа по карточкам

-исследование или мини-проект.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию.

Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, выставить себе оценку.

Приемы:

-графики

-«светофор»

-различные таблицы.

3.Урок рефлексии

Школьник должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Цели для урока рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами – научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления)

План проведения урока-рефлексии.

1. Мотивация (самоопределение)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу. И не просто потому что ему «надо», а потому что он «хочет»!

Приемы:

-добрые пожелания

-высказывания великих о работе над собой

-интеллектуальная разминка.

2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

Приемы:

-кластер

-сорбанки

-текст с пропусками

-блиц-опрос

-РАФТ

-«да-нет»

*Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки – это повод задуматься.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель данного этапа - научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять почему, именно этот пример( правило) упражнение вызвало затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

Какое задание я выполнял?

Какое задание я использовал?

Каким способом решал задачу?

Что делал сначала? Потом?

Где возникло затруднение?

Почему? Чего мне не хватает для правильного решения?

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений:

-Сформулировать цель.

-Определить средства.

-Определить способ.

-Групповой проект решения проблем.

5. Реализация построения проекта.

Самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет обучающегося, задает наводящие вопросы. Учащиеся быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало небольшое затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий. На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией.

Приемы:

-графический диктант

-творческий пересказ

-мини-тестирование

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает – насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе обучающиеся получат задания, которые связывают новое знание (умение) с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Приемы:

-блиц-опросы

-викторины

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм и поставить себе оценку.

Приемы:

-«светофор»

-Рефлексивная мишень

-Синквейн.





4. Урок развивающего контроля.



Проводится по завершении большого блока раздела или темы. Его цель - не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа учеников.

Главные особенности уроков развивающего контроля.

-Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется контрольная работа, на втором – проводиться ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней)

-В отличии от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.

Схема работы на уроках развивающего контроля:

-Ученики пишут контрольную работу.

-Учитель проверяет работы, выставляет оценку и составляет эталон проверки.

-Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.

-По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.

В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока.

-Самоконтроль – эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.

-Взаимоконтроль. Класс делится на пары. Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.

-Педагогический контроль. Эталон остается у учителя.

Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.



Структура уроков развивающего контроля.

1 урок.

1. Этап мотивации контрольно-коррекционным действиям.

В начале занятия необходимо создать условие для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной, осознал ее необходимость, почувствовал уверенность в своих силах.



Приемы:

-рифмованные строки

-цитирование известного человека

-успокаивающая музыка

-корзина идей

-«толстые и тонкие» вопросы

- кластер

-сорбонки

2. Этап актуализации и первого пробного действия.

На данном этапе продолжается подготовка мышления к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме.

После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.

Приемы:

- прием «верно-неверно»

-кластеры

-ассоциативные ряды



2 урок

3. Этап локализации затруднения.

(Проводится, как учитель проверил работу)

Главная цель – ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.

Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, учитель предлагает им перечень вопросов:

-Какое задание я выполнял?

-С какой темой это было связано?

-Что я делал сначала, а что потом?

-В чем возникло затруднение?

-На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?

-Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

На данном этапе ученики должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых учеников схожи, можно определить в группы. Работать удобно по плану:

1. Поставить цель.

2. Найти средства, которые понадобятся для достижения цели.

3. Найти способ достижения цели.

Приемы:

-«да-нет»

-«толстые и тонкие» вопросы.

5. Этап реализации построенного проекта.

Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (группах) работает по составленному проекту.

Приемы:

-мудрые совы

-интеллектуальный ринг.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют, какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.

Приемы:

-мудрые совы

-«толстые и тонкие» вопросы.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Обучающиеся самостоятельно выполняют работу, выбрав только задания, аналогично тем, в которых были допущены ошибки.

После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.

Приемы:

-«да-нет»

-верные и неверные суждения

-мини-тестирование.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовиться к восприятию следующей темы. Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.

Приемы:

-бег ассоциаций

-кластер

-«лови ошибку»

-«толстые и тонкие» вопросы.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Главная цель – самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом этапе формулируется задание для домашней работы (если есть необходимость).

Приемы:

-дерево познания

-лестница успеха

-анкетирование

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.

1. Выбрать форму проведения контрольной работы. Удобнее выбирать письменные формы: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам.

2. Составить перечень необходимого минимума знаний, то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого блока (раздела).

3. Для каждого вычлененного ЗУН составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).

4. Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.

5. К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.

6. Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить какие методы будут использованы.

7. После проверки контрольной работы вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.

8. Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.

9. Продумать форму проведения этапа рефлексии.

10. Составить задания для этапа повторения.

11. Составить технологическую карту урока (конспект).

12. Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.

Важно: не главное проверить качество знаний, а главное – направить мышление детей на самоанализ.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.