12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2695
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
3

Власть и церковь. Церковная реформа Никона



Урок разработала: Гусева Анна Владимировна

МОУ «СОШ №12 г. Магнитогорска»

Тема урока: Власть и церковь. Церковный раскол.

Цели урока: Формирование представления о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви; раскрытие предпосылок, сущности и последствий церковной реформы патриарха Никон; определение места и роли церковного раскола в истории российского общества.

Планируемые результаты.

Личностный результат: Учащиеся должны осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать свою идентичность как гражданина страны.

Метапредметный результат: учащиеся должны: использовать различные источники исторической информации, анализировать и обобщать факты; представлять результаты своей деятельности в форме сообщений и презентаций.

Предметный результат: учащиеся должны объяснять смысл понятий «церковный раскол», «старообрядцы», раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Основные термины и понятия: церковный раскол, старообрядцы.

Основное содержание изучения темы: Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Реформ патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667гг.



Работа с историческими документами: Увещательная грамота архимандрита Дионисия и келаря Авраама Палицына.



Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку церковным преобразованиям XVII в.; выразить свое отношение к изменениям в церковном укладе данного периода.

Тип урока: проблемный с элементами дискуссии.



Имена в истории: Филарет, Никон, Аввакум

Ресурсы: Учебник: с.24-25

Тетрадь-тренажер: с.19 (3 6,7), с.24 (№8), с.35 (№3), с.41 (№2).

Электронное приложение: 7.

Структура урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Можно предложить учащимся дискуссию по форме «Карусель» о роли и значении церкви для русского общества в период Смутного времени и сразу после его завершения.



Вопрос дискуссии: Какую роль играла Русская православная церковь в период Смуты? Так ли велико её участие в деле победы?

Примерное направление дискуссии: Патриотические настроения среди русского духовенства и монашества в годы смуты и последующее время восстановления Российской державы были очень сильны. Это, в первую очередь было обусловлено тем, что в Смутное время русский народ столкнулся не только с интервенцией чисто военной, но и с интервенцией религиозной, с духовной экспансией. Разорение храмов и монастырей, насилие над священнослужителями – все это воспринималось не только лишь как обычные издержки военного времени, но и как духовное насилие над Русским Православием, которое иноверцы творили по религиозным мотивам. Поляки вдохновлялись надеждой на насаждение унии и католичества в России, и их агрессия против России, активно поддержанная Ватиканом, таким образом, имела ярко выраженный религиозный характер. Естественно, что со стороны русских война тоже приобрела характер религиозного сопротивления, ибо шло оно под знаменем борьбы за Православие. И как только русский народ в полной мере осознал религиозный момент в этом противостоянии, он сумел сплотиться и преодолеть смуту. Победа была достигнута в значительной, если не сказать решающей, степени благодаря Православной Церкви, вдохновившей народ на сопротивление.



К дискуссии можно предложить познакомиться с документами:

Увещательная грамота архимандрита Дионисия и келаря Авраама Палицына

«Вспомните истинную православную христианскую веру, что все мы родились от христианских родителей, знаменались печатию – святым крещением, обещались веровать в
Св. Троицу; возложите упование на силу креста Господня и покажите подвиг свой, молите служилых людей, чтобы быть всем православным христианам в соединении и стать сообща против предателей христианских, Михайлы Салтыкова и иных, и против вечных врагов христианства, польских и литовских людей. Сами видите конечную от них погибель всем христианам, видите, какое разорение учинили они в Московском государстве, где святыя Божии церкви и Божии образы? Где иноки сединами цветущие, инокини добродетелями украшенныя? Не все ли до конца разорено и обругано злым поруганием? Не пощажены ни старцы, ни младенцы грудные. Помяните и смилуйтесь над видимою общею смертною погибелью, чтобы вас самих та же лютая смерть не постигла. Пусть служилые люди без всякого мешкания спешат к Москве, в сход к боярам, воеводам и ко всем православным христианам. Сами знаете, что всякому делу одно время надлежит, безвременное же всякому делу начинание суетно бездельно бывает; хотя бы и были в ваших пределах какия неудовольствия, для Бога отложите это все на время, чтобы всем вам сообща потрудиться для избавления православной христианской веры, пока к врагам помощь не пришла. Смилуйтесь, сделайте это дело поскорее, ратными людьми и казною помогите, чтобы собранное теперь здесь под Москвою войско от скудности не разошлось!».

Вопросы к документу: 1. К чему призывают народ архимандрит Дионисий и келарь Авраам Палицын? 2. В чем значение призыва священнослужителей?



Работа с документом и иллюстрацией учебника с.24 «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту поляков» Худ. П.П. Чистяков

2. «Прославляют любовь к отечеству. Прославление справедливое и полезное! Бог да умножит в отечестве нашем людей достойных такого прославления, но, славя любовь к отечеству, не забудем отдать должную славу благочестию, помощи Божественной, молитвам небесных граждан о земном отечестве. Любовь к отечеству возбуждается, действует и преуспевает только тогда, когда она одушевляется благочестием и утверждается помощью свыше».

Патриарх Гермоген

В чем основная мысль, позиции Патриарха Гермогена?



3. Подведение итогов дискуссии и мотивация учащихся.

Итак, в результате дискуссии мы выяснили, что церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять лидирующее положение в системе управления государством. Возможно, ли это было? Особенно в условиях усиления самодержавия. К чему привели попытки реформирования церковного уклада, и какие последствия имели эти реформы для развития российского государства и церкви нам и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4.Работа по теме урока.

Одним из первых о необходимости реформ стал говорить друг царя Алексея Михайловича Никон, ставший в 1652 году патриархом.

Узнаем об этом человеке подробнее.

1 вариант Сообщение по теме «Патриарх Никон» (см. Приложение 1)

2 вариант Работа с материалами электронного приложения 7 (биография Патриарха Никона)

3 вариант Чтение материала учебника с.24-25

4 вариант смотреть фильм Патриарх Никон (Презентация к уроку).

Слово учителя: Будучи убежденным в том, что Значение Русской православной церкви огромно, он решил провести значимые реформы, которые бы коснулись не только исправления церковных книг, но и обрядов. Реформа была проведена в 1653-1656гг. (запись в тетрадь)

Задание учащимся: Задание можно выполнять вариативно на усмотрение учителя. Можно дифференцированно: Сильные учащиеся вариант задания 2, менее сильные, вариант задания №1.

1 вариант: Познакомьтесь с материалом учебника по теме реформы Патриарха Никона и выполните задание №8 в Тетради-тренажере с.24.

2 вариант: Заполните таблицу и сделайте вывод о причинах необходимости проведения церковной реформ ( в помощь можно предложить опорную схему из электронного приложения 7 «Основные элементы церковной реформы).

Обряд до реформы

Обряд после реформы

Россияне писали «Исус»

Стали писать «Иисус»

Служили литургию на семи просфорах*

Стали Служили литургию на пяти просфорах

Крестились двумя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына

Стали Крестится тремя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына, и Святого Духа

Кланялись земными поклонами

Стали кланяться поясными поклонами

В церкви пели дважды «Аллилуйя»

Стали петь «Аллилуйя» трижды

Проповеди читались на древнерусском

Проповеди стали читать на русском языке

Церковные книги и иконы писались по древнерусским образцам

Церковные книги и иконы стали писаться по греческим образцам

*Просфора́— богослужебный литургический хлеб

Примерный вывод к таблице: К причинам необходимости проведения церковных реформ можно отнести следующие: 1. Усилившаяся централизация государства требовала централизации Церкви. 2. Необходима была унификация церковных обрядов – введение одинакового текста молитвы, одинакового типа богослужения, однообразности церковных культов. Проведя церковные реформы Никон стремился укрепить церковную власть, сделать ее равной царской.

(Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по истории России. 7 класс.- М.: Вако, 2013. – 336с. Таблица на стр. 24 пособия)

Слово учителя: Однако, часть московского народа воспринимала как новшества, посягавшие на православную веру. Сложившаяся ситуация привела к тому, что Церковь раскололась на два противоборствующих лагеря: 1. Никониане; 2. Старообрядцы (противники реформ патриарха Никона периода 1653-1656гг.).

Можно познакомить учащихся с понятием Старообрядцы, используя электронное приложение к учебнику 7.

Слово учителя: Предводителем старообрядцев стал протопоп Аввакум

Задание учащимся: Прочитайте краткую биографию и дайте характеристику Аввакуму. (см. Приложение №2).

Вопрос для дискуссии (форма дискуссии «Карусель»: все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят): Можно ли считать старообрядцев еретиками?

Учащиеся высказывают мнение, аргументируя позицию.

Учитель подводит итог дискуссии: Старообрядцы не расходились с Русской православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), лишь в совершении некоторых обрядов, которые отменял реформой Никон, поэтому назвать еретиками их нельзя, но можно раскольниками.

5.Подведение итогов урока:

Значение его реформы для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она же дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).

Даже такое отрицательное последствие никоновской реформы, как раскол, имело, с точки зрения археологии, истории, культуры и некоторых других наук, свои «плюсы»: раскольники оставили после себя огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества. Во времена Петра I раскольники были и дешёвой рабочей силой во всех проектах императора. Но нельзя забывать о том, что церковный раскол стал и расколом русского общества, разобщил его. Староверы всегда подвергались гонениям.

Однако, Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. В условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

6.Домашнее задание.

1. Чтение параграфа с.24-25. Тетрадь-тренажер с. 19 №6,7, с.35 №3,

2* Предложить учащимся составить тест из 5-10 вопросов по теме «Власть и Церковь. Церковный раскол XVII век».



Приложение к уроку.

Приложение №1

Патриарх Никон – биография

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова Нижегородской губернии и был наречен во святом крещении Никитой, по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий.

Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 году проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря.

В 1652 году после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву.

Объяснение столь необычной «присяги» заключается в том, что Никон очень глубоко видел и чувствовал серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Задача, которую сознательно он ставил для себя, состояла, таким образом, в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви. Отсюда и необходимость клятвенного обещания всех безоговорочно слушаться Церкви в лице ее Патриарха во всех делах чисто духовной и церковной жизни.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Влияние Патриарха Никона на гражданские дела

В 1666 году Решением Собора Никон был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 (30) августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря.



Приложение №2.

Аввакум Петров (1620 или 1621— 1682), протопоп, глава старообрядчества, идеолог раскола в Русской православной церкви.

Родился в селе Григорьеве Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье сельского священника. После женитьбы Аввакума на односельчанке Настасье Марковне он был рукоположён в дьяконы (1641 г.), а в 1644 г. стал священником в селе Лопатицы.

Стремление жёстко обличать проступки прихожан привело к его первому столкновению с паствой. В 1646 г. Аввакума избили и выгнали из села вместе с женой и сыном. Он уехал в Москву, где его поддержал земляк Иван Неронов.

В столице Аввакум рьяно включился в деятельность кружка русских богословов «Ревнители древнего благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В 1653 г. протопоп Аввакум начал открытую борьбу с патриархом Никоном. Он резко выступил против исправления богослужебных книг. Его возмутили и запрещение двуперстия, и реформы в церковной службе. Аввакум подал челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой защищал старые обряды. Он отказался принять изменения в богослужении, за что вскоре был схвачен и сослан сначала в Андроньев монастырь, а затем в Тобольск.

После десятилетней ссылки, освобождённый из неё по ходатайству московских друзей, протопоп в 1664 г. возвратился в Москву. Рассорившийся с Никоном Алексей Михайлович принял Аввакума милостиво и приказал поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакум обратился с новыми челобитными к царю, требуя искоренения никонианской ереси. Сам протопоп демонстративно не посещал церкви, где служили по новым обрядам.

Летом 1664 г. церковные иерархи, опасавшиеся волнений старообрядцев в Москве, добились от Алексея Михайловича решения о новой ссылке протопопа в Пустозерск. Там его заключили сначала в деревянный сруб, а затем и в земляную тюрьму, но Аввакум не прекратил борьбы. Опасаясь новых старообрядческих восстаний и видя в Аввакуме возможного вождя, московское правительство приговорило его за великие на царский дом хулы к смерти. 14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, всё это время делившие с ним невзгоды пустозерской тюрьмы, — священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор —-были сожжены в деревянном срубе.































Список литературы к уроку.

t1592235528aa.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.