12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сюзанна Закарян62

С проблемой подросткового употребления психоактивных веществ специалисты борются большое количество лет, однако главным вкладом, помимо профилактической работы в образовательных и медицинских учреждениях, остаётся воспитание в семье. Эксперты общероссийской общественной организации «Общее дело» в рамках исследования «Изучение эффективности профилактической деятельности в области профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях образовательных организаций» побеседовали с педагогами и подростками Московской области о том, какая роль должна отводиться родителям в формировании у ребенка здоровых привычек.


Семья и ПАВ: что думают педагоги

Родитель – всегда авторитет и первый человек, к которому подросток может обратиться за помощью и поддержкой. И никто другой, кроме родителей, не сможет вовремя заметить изменений в поведении и психологическом состоянии ребенка и нарастающие в связи с этим риски. Как рассказали экспертам общероссийской общественной организации «Общее дело» 18 педагогов школ Московской области, в определенном возрасте важную роль начинают играть развитие навыков антистрессового поведения и расширение арсенала копинг-стратегий, и, если эти механизмы не запускаются или им не уделяется должного внимания со стороны семьи и педагогов, то элементарное подростковое любопытство и экспериментаторство могут стать причинами первых проб психоактивных веществ.

Безусловно, влияние семьи и семейного воспитания в вопросах, связанных с употреблением вредных веществ, огромно: невнимательность родителей к своим детям, их неумение создавать благоприятный микроклимат дома, недостаточность в проявлении любви и к детям и к другим членам семьи, по мнению педагогов, создают фон риска. Также нужно рассматривать опыт наличия «зависимых» членов семьи и семейные традиции, которые предполагают лояльное отношение к ПАВ – это создает чрезвычайно высокий потенциал для формирования установок, несовместимых со здоровым образом жизни. Нарушения в структуре семьи также выступают в качестве риска употребления ПАВ.

Какое решение, способное обезопасить ребенка от губительных проб наркотиков, табака и алкоголя предлагают учителя? Как подчеркнули экспертам «Общего дела» педагоги, они готовы организовать взаимодействие с семьями обучающихся, потому что контакт с семьей – это важная составляющая профилактики. «Из родителей необходимо делать союзников в профилактической работе и развивать систему сотрудничества и взаимодействия семьи и школы», – говорят педагоги.

А семья, наряду с воспитательной работой дома, должна всерьез рассматривать необходимость профилактической работы на классных часах и отвечать согласием на участие ребенка в программах профилактики, потому что это не только просветительская работа, но и возможность получить новую важную информацию о своем ребенке и грамотно выстроить воспитательную стратегию по отношению к нему и быть эффективным родителем.

Роль семьи в вопросах профилактики: глазами подростков

Чтобы оценить, какую роль подростки отводят семье в вопросах воспитания здорового образа жизни, эксперты «Общего дела» проанализировали, что говорят сами школьники, и какие ценности транслируют им родители. В исследовании приняли участие 409 школьников 8-10 классов Каширского и Раменского городских округов Московской области.

Любопытно, что каждый пятый из общего числа опрошенных считает, что методы родительского воспитания однозначно влияют на формирование устойчивого поведения, связанного с регулярным употреблением алкоголя – значит, подростки понимают, какую роль должна играть семья в формировании здоровых привычек. 

Так, по мнению подростков, семья в процессе воспитания своего ребенка должна развивать его интересы (на это указали 60% школьников из  Каширского городского округа и 53% школьников из Раменского городского округа), рассказывать о вреде употребления табака, алкоголя и ПАВ (на это указали 33% школьников из  Каширского ГО и 13% школьников из Раменского ГО), заниматься организацией досуга своего ребенка (на это указали 27% школьников из  Каширского ГО и 20% школьников из Раменского ГО), а также занимать ребенка домашними делами и обязанностями (на это указали 27% школьников из  Каширского ГО и 20% школьников из Раменский ГО).

А к действенным методам, которые родители должны подключить в процессе семейного воспитания, чтобы их дети не употребляли табак, алкоголь и наркотические вещества, подростки отнесли рассказ об их вреде, контроль, организацию досуга и обязанностей, развитие интересов, ограничение карманных расходов и формирование здорового образа жизни, построенное на родительском примере. Малая часть опрошенных также отнесла к возможным методам воспитания меры физического воздействия.

Но главный вопрос, стоящий внимания – это роль семейных традиций в профилактике употребления ПАВ. Каждый пятый опрошенный подросток высказался, что причиной начала употребления алкоголя, табака и наркотиков являются атмосфера и обычаи, принятые в семье.

Отзывы учителей и подростков о роли родителей в профилактике употребления ПАВ еще раз подчеркивают – сколько бы ни сделала школа, психологи и дружеское окружение ребенка, установки, принятые как норма поведения, формируются внутри семьи. И только семья, как авторитет и хранитель первостепенных нравственных ценностей, может помочь уберечь ребенка от опасных проб и зависимости. А инструментов, как отмечают эксперты «Общего дела», для такой цели немало: это, прежде всего, заинтересованность в жизни ребенка, контакт со школой и педагогическим коллективом и внимание к современным программам профилактики употребления психоактивных веществ.


_____

Материалы исследования «Общего дела" также используются в публикациях СМИ: 

https://ug.ru/vrednye-privychki-podrostkov-delo-v-seme/ 

​​​​​​​https://dobro.press/blogi/vrednye-privychki-podrostkov-delo-v-seme  

​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.