12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Подгайная Татьяна90
2

«Знакомство с правилами шашек». Разработка занятия по дисциплине "Русские шашки"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования г. Владикавказа»

структурное подразделение «ЦРТДЮ «Нарт»



Принята на заседании Утверждаю

педагодического совета И.О. директора МАУ ДО

с/п «ЦРТДЮ «Нарт» «ЦДО г. Владикавказа

протокол ___ от __________2021г. __________ Буклов С.С.

«___» _________ 2021 г.




Методическая разработка

занятия

по дисциплине «Русские шашки»



Тема: «Знакомство с правилами шашек»






СОСТАВИТЕЛЬ:

Подгайная Т.П.,

педагог дополнительного образования








Аннотация

Педагог дополнительного образования МАУ ДО
«ЦДО г. Владикавказа» с/п «ЦРТДЮ «Нарт» Подгайная Т.П.

В данном методическом пособии на основе своего педагогического опыта мною предложена разработка занятия по теме «Знакомство с правилами шашек».

 Методическая разработка включает в себя: аннотацию, введение, основную часть, заключение, список литературы.

Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования по направлению деятельности «Русские шашки».



















 
















Введение

  Шашки – одна из древнейших игр, история которой уходит в древние века. Первые упоминания о шашках встречаются в Древнем Египте приблизительно 16 век до н.э., о чем свидетельствуют многочисленные находки шашечных наборов в гробницах египетских вельмож  и фараонов. В Древнем Риме был свой аналог игры – латрункули, представлявшие из себя тактическую игру, где римляне учились придумывать различные стратегии, столь необходимые в ратном деле. С помощью завоевательной политики Древнего Рима, латрункули распространялись по разным странам, постепенно обрастая своими видоизменениями правил, характерными для этой народности. В средние века умение играть в шашки считалось одной из семи добродетелей воспитания рыцарей, наряду с верховой ездой, фехтованием и поэзией.

На Руси появление шашек связывается с именем киевского князя Владимира Мономаха, хотя раскопки показывают, что игра пришла на Русь задолго до него. Шашки часто встречаются в былинах про богатырей, где это одна из их любимых игр. 

Игровой процесс в шашки заставляет думать, ведь выиграть может только довольно умный и внимательный человек. При этом игровая соревновательная составляющая заставляет ребенка возвращаться к задаче снова и снова, чтобы все-таки добиться успеха.

Игра в шашки отлично сочетает в себе логику, стратегическое мышление, умение думать на несколько ходов вперед. Многие люди, обучавшиеся в детстве шашкам, замечают, что эта игра помогает при изучении точных наук, таких, как математика, физика, астрономия и другие.

Таким образом, обучение детей шашкам в рамках внеурочной программы позитивно сказывается на их успехах в изучении школьных дисциплин.

Актуальность разработки заключается в том, что данная тема является одной из самых первых при обучении игре в русские шашки, и от правильности и оригинальности ее изучения зависит дальнейшее увлечение ребенка игрой.

Русские шашки обладают определенными правилами, прописанными в Приказе Минспорта России, а также Шашечным кодексом России. От полноты и правильности изучения правил зависит понимание и интерес ребенка к игре. 



















Тема: «Знакомство с правилами  шашек»


Цель: создать условия для интеллектуального развития детей, познакомить с правилами игры в русские шашки

Задачи:

Обучающая:

сформировать основные представления о правилах игры в русские шашки, о полях шашечной доски, основных ходах

Развивающая:

активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку

развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации

Воспитывающая:

воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Предметные: изучение правил игры в русские шашки.

Метапредметные:

формирование навыков анализа, прогнозирования, тактики игры

Личностные: 

развитие мышления, внимания, памяти; 

создание интереса к внеурочной деятельности

Регулятивные: 

формирование умения оценивать результаты своих действий; 

овладение навыками выполнения учебных действий

Коммуникативные:

участие в различных формах работы в группе (индивидуальной, фронтальной, групповой);

выражение своей точки зрения, восприятие чужого мнения

Познавательные:

использование шашечной терминологии в речи;

осуществление обобщения при помощи педагога;

Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление

Метод обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, созданная с помощью Power Point, индивидуальные карточки тестирования, шашечная доска, шашки, школьная доска, мел.

Межпредметные связи: через содержание учебного материала идёт интеграция со следующими учебными предметами: математика, информатика, физика.


Ход занятия

I. Организационная часть

Приветствие обучающихся, проверка присутствия на занятии, эмоциональное настраивание на занятие.

Мотивация деятельности

Сообщение темы, плана занятия, формы отчетности за занятие, постановка целей занятия.

II. Основная часть

1. Слово педагога:

Изучение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся с очень старой игрой, в которую многие уже наверняка играли со своими родителями, братьями или сестрами, дедушками или бабушками. Какие-то правила вы уже знаете, но есть и те, о которых вы возможно даже не слышали. О правилах мы и поговорим на этом занятии.

 Шашечная доска

В Русские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов). Из них 32 клетки белые, 32 клетки черные. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках.


t1711370597aa.png








Как расставить шашки в начале

Перед началом игры необходимо правильно развернуть доску так, чтобы левый нижний угол со стороны игроков был черной клеткой. В начале игры у каждого из игроков имеется по 12 белых или черных шашек.

Шашки расставляются по черным клеткам в первые три ряда со стороны игрока. Причем общепринято, что на ряды с номерами 1, 2, 3 ставятся белые шашки, а с номерами 6, 7, 8 - черные.

t1711370597ab.png











Как ходят шашки?

В начале партии первый ход делают белые шашки. Шашки могут ходить на одну клетку вперёд по соседним черным клеткам по диагонали. Обычные шашки ходить могут только вперёд. На доске представлены возможные ходы для белой шашки в самом начале партии.

t1711370597ac.png











Как шашки «кушают?»

Когда противоположные по цвету шашки стоят на соседних клетках по диагонали, а за ними есть пустое поле доски, то тот, чья очередь хода обязан «скушать» шашку соперника. Для этого ему необходимо перепрыгнуть на следующее за съедаемой шашкой поле и убрать с игровой доски «съеденную» шашку. Кушать шашки могут как вперед, так и назад.

За один ход можно «съесть» неограниченное количество шашек соперника, соблюдая все вышеперечисленные правила.

t1711370597ad.png















Обязательно ли бить шашки?

Если игрок не заметил, как «скушать» противника, его соперник не имеет права снять не побившую шашку (так называемое правило взятия за фук), а должен вернуть сделанный соперником ход и показать, как ему надлежит сыграть.

Если существует несколько вариантов съедения шашек соперника, то игрок может выбрать любой из вариантов. Например, на диаграмме белая дамка может «скушать» черные шашки любым из трех вариантов: красным, синим, зеленым.

t1711370597ae.png











Что такое дамка и как она ходит

Дамка по праву считается самой сильной фигурой в шашках, ведь помимо обычных возможностей шашки у неё есть свои дополнительные права. Для становления дамкой шашке необходимо дойти до последнего ряда противника (8 ряд для белых и 1 ряд для черных), причем это можно сделать как обычным ходом, так и с помощью взятия (возможно даже с одного из серии взятий) шашки соперника.

Дамка имеет права ходить по свободным полям своей диагонали, правом ходить назад, а также правом кушать находящиеся на её диагонали одинокие шашки или другие дамки.

t1711370597af.png










Что делать, если одному (или обоим) противникам некуда ходить?

В шашках иногда возникает такая ситуация, когда у одного из соперников остались шашки, но им некуда ходить. Реже бывает такая ситуация, когда у обоих игроков нет ни одного возможного хода. В таком случае тому игроку, чья сейчас очередь хода засчитывается поражение. Подобная ситуация имеет свой шашечный термин под названием «запирание».

На доске показан пример запирания шашки черных и пример взаимного запирания белых и черных.

t1711370597ag.png













Как определить победителя?

Согласно правилам шашек победителем в игре считается:

Один из соперников, скушавший или лишивший возможности двигаться (заперший) все шашки соперника;

Один из соперников, просрочивший время в случае игры с некоторым временным контролем.

В случае если никто из соперников не может выиграть по вышеуказанным пунктам, партия признается законченной вничью.

2. Фронтальный опрос по теме

Как выглядит доска, на которой играют в шашки? Сколько у нее клеток? Рядов?

Сколько шашек у каждого из соперников? Как расставляются шашки в самом начале партии?

Как ходят шашки? Может ли шашка походить назад? А пропустить ход?

Как кушают шашки? Может ли шашка скушать несколько раз? А назад?

Как стать дамкой? Чем дамка отличается от обычной шашки?

Что делать, если одному игроку некуда ходить?  Как определить, кто победил? 

3. Тест на усвоение правил

 Только что мы с вами изучили основные правила шашек. Для проверки того, как хорошо вы их изучили, мы проведем небольшое тестирование.

Детям выдаются карточки со следующими вопросами. Где-то нужно выбрать правильный вариант, а где-то необходимо вписать самому, таким образом, обучая детей не только выбирать правильные варианты, но и выражать свои мысли. На тест дается примерно 20 минут (в зависимости от возраста обучаемых, для 1-го класса лучше увеличить время, так как они еще медленно читают, обучающимся постарше, наоборот, время можно уменьшить).

  _______________________________________________________

Вопрос 1. Сколько всего клеток на игровом поле в русские шашки?

25

36

64

100

144

 _______________________________________________________

опрос 2. Можно ли по правилам шашке кушать назад?

Можно, сколько угодно раз

Можно, но только одну шашку/дамку

Кушать назад нельзя

 _______________________________________________________

Вопрос 3. Сколько шашек в начале игры стоит у каждого из соперников?

(по 12 шашек)

_______________________________________________________

 Вопрос 4. Как из обычной шашки превратиться в дамку?

(дойти до последней линии соперника обычным ходом или с помощью боя)

_______________________________________________________

 Вопрос 5. Выберите неверное утверждение

Если есть возможность скушать шашку или дамку соперника – надо обязательно это делать

Простая шашка может кушать и ходить назад

Дамка может ходить назад

Первый ход делают белые

 _______________________________________________________

Вопрос 6. Могут ли шашки ходить по белым полям?

Могут

Не могут

Только когда станут дамками

 _______________________________________________________

Вопрос 7. Выберите правильные утверждения:

Если тронул свою шашку – ей нужно ходить

Обычная шашка не может скушать чужую дамку

Игрок может один раз за игру пропустить свою очередь хода

Дамка может скушать две стоящие подряд чужие шашки

Если соперник не заметил, что нужно кушать, его шашку или дамку можно взять “за фук”

После того, как скушал, ты можешь сходить еще один раз в награду

Если твоя шашка во время боя проходит через дамочное поле, она превращается в дамку и может продолжить бой уже как дамка

Можно вернуть сделанный ход и походить по-другому, пока соперник не успел сделать ответный ход

 _______________________________________________________

Вопрос 8. Какой результат ставится в партии, если у твоего соперника все шашки заперты и нет ни одного возможного хода?

Ты победил

Ты проиграл

Ничья

Нужно переиграть партию, потому что нельзя определить победителя

_______________________________________________________ 

Вопрос 9. Какой результат засчитывается в партии, если у твоего соперника закончилось отведенное ему на игру время?

Ты победил

Ты проиграл

Ничья

Нужно переиграть партию, потому что нельзя определить победителя

 _______________________________________________________


4. Проверка ответов

После проведения тестирования необходимо проверить правильность ответов, для чего начинаем спрашивать обучающихся о данных ответах (правильные ответы выделены жирным цветом или указаны в скобках). После каждого вопроса с помощью поднятия рук обучающиеся показывают, кто еще выбрал этот же вариант ответа. В случае неверности, необходимо выяснить, почему обучающийся выбрал именно этот ответ, и помочь ему самостоятельно дойти до правильного ответа.

5. Тренировочные партии

  Теперь, когда мы с вами изучили все правила, вы можете сыграть полноценную партию по всем правилам игры в русские шашки.

Обучающиеся делятся по парам и садятся играть партию, по окончанию меняясь соперниками. В случае выявления нарушения правил одним из игроков, второй игрок должен это зафиксировать, подозвав педагога, после чего между обоими соперниками еще раз проводится напоминание нарушенного правила. Тому игроку, кто заметил и зафиксировал нарушение правила публично (на школьной доске) добавляется один балл.

Также желательно вести подсчет, какие именно правила чаще всего нарушались для проведения по ним рефлексии в конце занятия. За победу в партии также начисляется один балл, в случае ничьи начисляется половина балла.

III. Подведение итогов

  По окончанию всех партий подводится итоговый результат по набранным каждым обучающимся очкам. Проводится напоминание правил, на которых было допущено больше всего нарушений в прошедших партиях.

Игрок, набравший больше всего баллов по итогам занятия, поощряется небольшим сладким призом. 

Рефлексия

Что больше всего вам понравилось на занятии, чего не доставало, что считаете избыточным?

Ребята, вы молодцы. Мы с вами изучили и закрепили правила игры. Успешно справились с заданиями, приготовленными для вас. Спасибо за занятие. Встретимся на следующих занятиях и продолжим изучать эту интересную игру - шашки













Заключение

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, потому что, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

И конечно, те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам.

Шашки, как и любой вид человеческой  деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся  Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.








Литература:

Правила вида спорта “шашки” (утв. Приказом Минспорта России от 26.04.2019 №347)

Федерация шашек России. Шашечный кодекс России. – Тихвин.- 2003г.

Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно», издательство «Детская литература» 1989 г.

«Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.




Владикавказ

2021

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.