12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Инклюзивное образование: трудовые права педагогов

Сайт Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» предлагает практико-ориентированное пособие для учителей-предметников и классных руководителей, к которым пришел учиться ребенок с особыми образовательными потребностями.

Каковы пределы ответственности учителя?

Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагога». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:
- Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
- Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
- Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
- Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
- При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)

Таким образом, в зону ответственности учителя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей. Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.

Алгоритм действий учителя, в класс к которому пришел учиться ребенок с ОВЗ:

Шаг 1. Если вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то вы, как педагог, можете требовать соблюдения ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда.

Шаг 2. Потребуйте от администрации образовательного учреждения, где вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются.

Шаг 3. Выясните, соблюдаются ли в вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.

Шаг 4. Выясните, какие специалисты будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме. Указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.

Шаг 5. Выясните, содержатся ли в вашем коллективном договоре положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов.

Шаг 6. Вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.

Здесь приведена выдержка из статьи. Полная версия статьи по ссылке http://pedagog-prof.org/stati/1284-inklyuzivnoe-obrazovanie-i-trudovye-prava-pedagogov
Дискуссию начал(а) Любовь07.08.2018 2082

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#1, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:2
У нас в коллективном договоре не предусмотрены выплаты за работу с ОВЗ. Значит, бесплатно будем отжиматься?
Любовь(эксперт сообщества)
#3, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #1 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
У нас тоже пока такого нет. Мы задавали вопросы администрации. Коэффициент оплаты с такими детьми, однозначно, должен быть выше. Но, увы. Есть дети с которыми занимаемся в дополнительное время, в специально отведенное время и уделяем время на самом занятии. Последнее дается с трудом, т.к. должного внимания им не уделяется. А поделать ничего не могу ния, ни мои коллеги. Замкнутый круг.
Наталья Владимировна
#7, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Любовь
Тьютер положен в д.саду по штату. Не так давно видела вакансию. З.п. от 28 000
Любовь(эксперт сообщества)
#10, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #7 пользователя Наталья Владимировна
Неплохая ЗП. ::smile1:: Учитывая, что у нас педагоги получают почти в 2 раза меньше, то тьютеров нам не видать, как своих ушей.

Отредактировано 07-08-2018 11:26

Наталья Владимировна
#13, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #10 пользователя Любовь
Согласна, повод пройти переподготовку.
Татьяна
#17, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Любовь
Спасибо за актуальную статью. К сожалению, трудовые права педагогов остаются только на бумаге. У меня в 6 классе два ученика с ЗПР; не умеют ни читать, ни писать. Опросить таких детей на уроке очень сложно. Оценка "3" выставляется за факт наличия тетради и учебников. Неплохой результат для таких детей даёт домашнее обучение, хотя никакого сопровождения, кроме учителя - предметника, у учеников нет. Домашнее обучение оплачивается; если ребёнок обучется в условиях класса, - нет.
Любовь(эксперт сообщества)
#20, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #17 пользователя Татьяна
++++++++!!! У нас в селе есть еще одна школа, которая вступила в программу по работе с детьми ОВЗ. Школа получает дотации, а учителя хорошую ЗП. Все остальные работают за "просто так". Хотя работу выполняем ту же самую. И программы и отчеты и т.д. и т.п.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#21, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #20 пользователя Любовь
Обидно! А ваша школа не может тоже в данную программу вступить?
Любовь(эксперт сообщества)
#22, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #21 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Опоздали.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#23, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #22 пользователя Любовь
Понятно.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#2, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Хорошие рекомендации! Но!? Где взять тьютера? Если и по штатному расписанию его нет!
Любовь(эксперт сообщества)
#4, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #2 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
И не будет, пока Управление образования не позаботится::smile28::. Ведь они должны шевелиться, участвовать в грантах и пр. Как видим - ВЛАСТИ этого не нужно.

Отредактировано 07-08-2018 11:00

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#5, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #4 пользователя Любовь
У нас коррекционная школа и тьютеры должны быть! Очень много детей со сложными диагнозами. Раньше в заключении ОПМПК писала, что тьютер необходим. Но затем их "вежливо попросили" не писать этого, т. к. нет денег!!! Вот и вся "забота"!

Отредактировано 07-08-2018 11:03

Наталья Владимировна
#6, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Много лет назад один врач мне посоветовал не делать из ребенка инвалида и будет успеха больше от такого обучения и воспитания.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#8, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Наталья Владимировна
А если у ребёнка не развита речь, с умственными способностями есть проблемы, то тогда как?
Любовь(эксперт сообщества)
#9, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Наталья Владимировна
Некоторым детям необходимо индивидуальное обучение. Без которого они не освоят образовательную программу. А, чтобы ребенок не чувствовал себя инвалидом нужно создать условия + работа психолога.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#11, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #9 пользователя Любовь
Вы правы!
Наталья Владимировна
#14, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #8 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
С речью должен работать логопед + занятия дома с раннего детства. Это обязанности родителей.
Наталья Владимировна
#15, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #9 пользователя Любовь
Ребенок с ОВЗ никогда не будет психически спокоен в классе со здоровыми детьми, хоть какие условия создай. Нужно менять сознание людей по отношению к больным, чтобы они не чувствовали себя ущербными.
Любовь(эксперт сообщества)
#16, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #15 пользователя Наталья Владимировна
Поэтому, не надо экономить на здоровье детей, как делает наше государство.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#18, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #14 пользователя Наталья Владимировна
Это понятно! Я к тому, что "не делать из ребенка инвалида". А он родился таким! Ему надо помогать!!!
Любовь(эксперт сообщества)
#19, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #18 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Без всяких сомнений, Вы правы.
Шулина Оксана Владимировна
#12, 07.08.2018
ОтветитьОцените ответ:2
Спасибо за интересную информацию!