Инклюзивное образование: трудовые права педагогов
Сайт Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» предлагает практико-ориентированное пособие для учителей-предметников и классных руководителей, к которым пришел учиться ребенок с особыми образовательными потребностями.
Каковы пределы ответственности учителя?
Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагога». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:
- Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
- Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
- Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
- Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
- При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)
Таким образом, в зону ответственности учителя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей. Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.
Алгоритм действий учителя, в класс к которому пришел учиться ребенок с ОВЗ:
Шаг 1. Если вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то вы, как педагог, можете требовать соблюдения ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда.
Шаг 2. Потребуйте от администрации образовательного учреждения, где вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются.
Шаг 3. Выясните, соблюдаются ли в вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.
Шаг 4. Выясните, какие специалисты будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме. Указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.
Шаг 5. Выясните, содержатся ли в вашем коллективном договоре положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов.
Шаг 6. Вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.
Здесь приведена выдержка из статьи. Полная версия статьи по ссылке http://pedagog-prof.org/stati/1284-inklyuzivnoe-obrazovanie-i-trudovye-prava-pedagogov
Каковы пределы ответственности учителя?
Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагога». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:
- Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
- Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
- Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
- Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
- При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)
Таким образом, в зону ответственности учителя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей. Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.
Алгоритм действий учителя, в класс к которому пришел учиться ребенок с ОВЗ:
Шаг 1. Если вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то вы, как педагог, можете требовать соблюдения ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда.
Шаг 2. Потребуйте от администрации образовательного учреждения, где вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются.
Шаг 3. Выясните, соблюдаются ли в вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.
Шаг 4. Выясните, какие специалисты будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме. Указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.
Шаг 5. Выясните, содержатся ли в вашем коллективном договоре положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов.
Шаг 6. Вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.
Здесь приведена выдержка из статьи. Полная версия статьи по ссылке http://pedagog-prof.org/stati/1284-inklyuzivnoe-obrazovanie-i-trudovye-prava-pedagogov
Полезные ссылки
Дискуссию начал(а) Любовь07.08.2018 2142
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#1, 07.08.2018
У нас в коллективном договоре не предусмотрены выплаты за работу с ОВЗ. Значит, бесплатно будем отжиматься?
Любовь(эксперт сообщества)
#3, 07.08.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
У нас тоже пока такого нет. Мы задавали вопросы администрации. Коэффициент оплаты с такими детьми, однозначно, должен быть выше. Но, увы. Есть дети с которыми занимаемся в дополнительное время, в специально отведенное время и уделяем время на самом занятии. Последнее дается с трудом, т.к. должного внимания им не уделяется. А поделать ничего не могу ния, ни мои коллеги. Замкнутый круг.
Наталья Владимировна
#7, 07.08.2018
Тьютер положен в д.саду по штату. Не так давно видела вакансию. З.п. от 28 000
Любовь(эксперт сообщества)
#10, 07.08.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Наталья Владимировна
Неплохая ЗП. ::smile1:: Учитывая, что у нас педагоги получают почти в 2 раза меньше, то тьютеров нам не видать, как своих ушей.
Отредактировано 07-08-2018 11:26
Татьяна
#17, 07.08.2018
Спасибо за актуальную статью. К сожалению, трудовые права педагогов остаются только на бумаге. У меня в 6 классе два ученика с ЗПР; не умеют ни читать, ни писать. Опросить таких детей на уроке очень сложно. Оценка "3" выставляется за факт наличия тетради и учебников. Неплохой результат для таких детей даёт домашнее обучение, хотя никакого сопровождения, кроме учителя - предметника, у учеников нет. Домашнее обучение оплачивается; если ребёнок обучется в условиях класса, - нет.
Любовь(эксперт сообщества)
#20, 07.08.2018
++++++++!!! У нас в селе есть еще одна школа, которая вступила в программу по работе с детьми ОВЗ. Школа получает дотации, а учителя хорошую ЗП. Все остальные работают за "просто так". Хотя работу выполняем ту же самую. И программы и отчеты и т.д. и т.п.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#21, 07.08.2018
Обидно! А ваша школа не может тоже в данную программу вступить?
Любовь(эксперт сообщества)
#22, 07.08.2018
Ответ на сообщение #21 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Опоздали.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#2, 07.08.2018
Хорошие рекомендации! Но!? Где взять тьютера? Если и по штатному расписанию его нет!
Любовь(эксперт сообщества)
#4, 07.08.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
И не будет, пока Управление образования не позаботится::smile28::. Ведь они должны шевелиться, участвовать в грантах и пр. Как видим - ВЛАСТИ этого не нужно.
Отредактировано 07-08-2018 11:00
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#5, 07.08.2018
У нас коррекционная школа и тьютеры должны быть! Очень много детей со сложными диагнозами. Раньше в заключении ОПМПК писала, что тьютер необходим. Но затем их "вежливо попросили" не писать этого, т. к. нет денег!!! Вот и вся "забота"!
Отредактировано 07-08-2018 11:03
Наталья Владимировна
#6, 07.08.2018
Много лет назад один врач мне посоветовал не делать из ребенка инвалида и будет успеха больше от такого обучения и воспитания.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#8, 07.08.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Наталья Владимировна
А если у ребёнка не развита речь, с умственными способностями есть проблемы, то тогда как?
Любовь(эксперт сообщества)
#9, 07.08.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Наталья Владимировна
Некоторым детям необходимо индивидуальное обучение. Без которого они не освоят образовательную программу. А, чтобы ребенок не чувствовал себя инвалидом нужно создать условия + работа психолога.
Наталья Владимировна
#14, 07.08.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
С речью должен работать логопед + занятия дома с раннего детства. Это обязанности родителей.
Наталья Владимировна
#15, 07.08.2018
Ребенок с ОВЗ никогда не будет психически спокоен в классе со здоровыми детьми, хоть какие условия создай. Нужно менять сознание людей по отношению к больным, чтобы они не чувствовали себя ущербными.
Любовь(эксперт сообщества)
#16, 07.08.2018
Ответ на сообщение #15 пользователя Наталья Владимировна
Поэтому, не надо экономить на здоровье детей, как делает наше государство.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#18, 07.08.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Наталья Владимировна
Это понятно! Я к тому, что "не делать из ребенка инвалида". А он родился таким! Ему надо помогать!!!
Любовь(эксперт сообщества)
#19, 07.08.2018
Ответ на сообщение #18 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Без всяких сомнений, Вы правы.
Похожие дискуссии:
- Глава Минпросвещения РФ заявила о необходимости сокращения школьной администрации
- ГТО в детском саду
- Конкурс творческих сочинений
- Конкурсный отбор
- Лайфхаки от учителей по поддержанию дисциплины в классе
- Педагог из Саратова выступил против добровольно-принудительного участия школ в «Бессмертном полку»..
- Помогите разобраться в сложившейся ситуации
- Проект "ПРО ФГОС" запущен
- Собянин предложил освободить учителей от нагрузки с помощью тестов
- Статья 213 ТК РФ - "обязательное психиатческое освидетельствование не реже одного раза в пять лет"