12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Баландина Мария Николаевна Аккаунт удалён Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород |
Изучение и формирование психологической готовности педагогов к реализации эффективной профилактической работы с обучающимися группы риска
Изучение и формирование психологической готовности педагогов к реализации эффективной профилактической работы с обучающимися группы риска
Для выявления действующих и потенциальных обучающихся группы риска в ОО, можно использовать данные показатели:
Учебное и социально-личностное неблагополучие обучающегося (слабая учебная позиция, неуспеваемость, поверхностное, соскальзывающее изучение учебных предметов, уход от учебных обязанностей, нежелание участвовать в социальной жизнедеятельности класса или школы и т.п.);
Низкая психологическая и социальная компетентность, индивидуальные особенности снижающие показатели адаптации (эмоциональная и поведенческая неустойчивость, импульсивность, замкнутость, незнание способов для совладения с трудностями).
Слабая или практически отсутствующая сформированность мотивов поведения личности в учебно-социальном развитии, способствующего укреплению своей социальной и личностной идентичности. Нет постоянных увлечений, интересов, носящих глубокий внутренний мотив, занятия и действия обучающегося носят, как правило, поверхностный, блуждающий характер.
Внутришкольное (внутригрупповое одиночество) обучающегося или поверхностное общение со сверстниками, не носящий постоянный, эмоционально сплочённый характер.
Семейные факторы неблагополучия/неустойчивого благополучия (болеющие родители, инвалидность одного из членов семьи). Семья военнослужащих, вынужденных часто переезжать, семьи после развода, переехавшие из других регионов, переселенцы, беженцы и мн.др.
1 задача. Диагностика и оценка психологической готовности педагогов к осуществлению качественной профилактической работы с обучающимися группы риска и их семьями в ОО
На первичном этапе необходимо составить анкету для педагога с рассмотрением следующих ключевых аспектов:
1. Осведомленность учителя о тех обучающихся, кто находится в настоящий момент в потенциальной или явной группе риска (на основании личного наблюдения во время урочной деятельности, бесед с коллегами и других источников);
2. Способы реагирования и совладения со стрессом педагога при проявлении деструктивных форм поведения со стороны обучающегося ГР во время учебных занятий (был ли такой опыт, а также имеет ли педагог знания и навыки по предотвращению социальной напряженности в учебном коллективе, в котором есть обучающийся группы риска);
3. Личностная готовность к принятию риска и самооценка эффективности педагога в устранении деструктивных форм поведения обучающегося группы риска во время занятий;
На основании анализа полученной информации, необходимо разработать ряд практических инструкций для педагогического состава в тех случаях, когда видны недостаточные знания и технологии по эффективному реагирования на случай возникновения конфликтных, деструктивных ситуаций в будущем со стороны подобных обучающихся, но важнее - определить факторы из развития и приложить усилия по их устранению.
Для закрепления и усовершенствования данной формы деятельности важно проводить регулярно педагогические встречи, семинары внутри ОО для подробного разбора ситуаций с участием обучающихся группы риска и оценить те действия со стороны преподавателя, при необходимости оказав дополнительную информационно поддержку для повышения педагогической и психологической компетентности.
2 задача. Повышение психологической готовности педагога к профилактической работе с обучающимся группы риска во время учебного процесса.
Для предотвращения или минимизации риска развития внештатных (конфликтных) ситуаций во время урока, педагогу необходимо ставить перед собой ряд дополнительных задач:
1. Оказание помощи обучающемуся группы риска в повышении и укреплении социального (внутригруппового статуса), способствующему укреплению связи с учебным коллективом и повышению внимания и интереса к познавательному процессу;
2. Снижение факторов (условий), способствующих развитию и возникновению стрессовых или других провокационных действий со стороны обучающегося группы риска (рассадка, фокусировка внимания на учебном моменте и др.действия);
3. Мотивирование к вовлечению в учебный процесс через открытый диалог или обращение с предложением выполнить задание, написать, прочитать, пересказать, высказать свою точку зрения и т.д.).
Примерный алгоритм профилактической работы (вторичного типа) по предотвращению повторного возникновения социально-личностных форм деструктивного поведения со стороны обучающегося группы риска.
Глубинный (детальный) анализ учебной и социальной активности с применением классного (электронного журнала) через детальный анализ по всему учебному курсу. А также подробный аналитический разбор поведения ученика в урочное время за последнее время с привлечением к этому процессу родителей, сверстников, друзей, куратора (классного руководителя).
На основании полученных сведений разработать комплексные мероприятия с обучающимся и семьей, снижающих учебно-социальное и личностное напряжение.
Ведение учебно-социальной ситуации данных обучающихся должно носить постоянный (углубленный) искренне - заинтересованный характер со стороны пед. кадров даже после выявления положительной динамики в учебной и/или социально-личностной жизнедеятельности данной, непростой личности.