12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домашева Татьяна Васильевна2513
преподаватель истории
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
4

Логические упражнения и задания на уроках истории

Логические задания на уроках истории.

Преподаватель истории ОБПОУ «КТС»

Домашева Т.В.

Пояснительная записка

Современная система образования, помимо знаниевого компонента, содержит в себе компонент поиска, деятельности, универсального инструментария для развития и совершенствования обучающегося. Уже давно признано, что при наличии большого количества доступных источников информации, простая трансляция знаний на уроке не даст желаемого эффекта, ведь всегда можно «загуглить» и найти нужную информацию, а вот задача отбирать информацию, анализировать её, применять, то есть работать с ней, и даёт посыл к тому самому поиску и усвоению. И вот тут и организует преподаватель деятельность обучающихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы, то есть фактически создает условия, в которых становится возможным для обучающихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), то есть развитие их компетентности. В том числе логической компетентности.

На уроках истории информация требуется самая разнообразная: от простой биографической справки до статистических отчётов, от описания деятельности до сводок с полей боевых действий. И здесь в качестве навигатора выступают алгоритмы работы с параграфом, статьёй, картой, роликом, СМИ и т.п. Алгоритм предстаёт, как инструмент, как набор и последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать определенные задачи. «Алгоритм помогает все осмыслить потому, что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию, способствует развитию логического мышления.»1

В СПО 1 курс соответствует старшим классам СОШ и на этом этапе большое внимание уделяется различным классификациям, более углубленному формированию понятий, умозаключениям, установлениям причинно – следственных связей. «Для этого вводятся задания на различные логические операции: определение понятий, анализ и синтез как приемы образования понятий, сравнение и обобщение, деление понятий, классификация понятий, индуктивные и дедуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии, прямое и косвенное доказательство.»2

Логические задания относятся к активным методам обучения, когда на базе известных фактов в результате определённых умственных действия рождаются новые знания, а знания, добытые таким образом оказываются прочнее, дольше удерживаются в памяти и имеют практическую направленность.

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов логических заданий, прошедших тестирование на моих студентах.

Гексы, гексограммы, шестиугольники.

Как с их помощью можно проверить домашнее задание и способствовать развитию логического мышления?

Тема «Модернизация Александра II»

Вариантов несколько.

Вариант 1. Берёте готовое задание из сборника или придумываете его сами и предлагаете студентам поработать над ним, Можно в парах или малых группах.

Противоречия «либеральной модернизации»

Ниже приведены 2 ряда взаимосвязанных суждений (посылок), из которых Вам необходимо сделать вывод.


Умозаключение №1

Действовать в своих собственных интересах для российских самодержцев XIX в. – это превратить Россию в экономически сильную и авторитетную страну.

Превращение России в экономически сильную и авторитетную страну – требовало отмены крепостного права и ограничения всевластия бюрократии.

Отмена крепостного права и ограничение всевластия бюрократии – это удар по дворянству (единственной опоре самодержавия).

Удар власти по своей единственной опоре – это самоубийство.


Если признать эти положения (посылки) верными, то какой из всех них следует окончательный вывод? Сформулируйте его.


Умозаключение №2

Интересы российского самодержавия – это подавление в России левой оппозиции.

Подавление в России левой оппозиции – это опора на консерваторов-охранителей.

Требования консерваторов-охранителей – это сохранение крепостного права и подавление демократических свобод.

Сохранение крепостного права и подавление демократических свобод – это превращение России в экономически отсталую страну, не пользующуюся авторитетом.

Превращение России в экономически отсталую страну, не пользующуюся авторитетом, противоречит интересам российского самодержавия.


Если признать эти положения (посылки) верными, то какой из всех них следует окончательный вывод? Сформулируйте его.


Вариант 2.


Вы оставляете содержание задания, но меняете форму, предлагая студентам составить логические цепочки, само умозаключение, при помощи гексов (шестиугольников), внутри которых эти тезисы прописаны. Студенты по – прежнему работают в малых группах, но вы добавляете ещё и элемент соревновательности, так как задание выполняется на время, а по его завершении студенты делают вывод. И таким образом развиваем умение самоорганизовываться, работать в команде, отстаивать свою точку зрения (метапредметность) и проверяем уровень знаний материала (предметные результаты). И собственно проверка - превращается в игру.


(См. гексограмму 1)


Гексограмма 1.

t1638200918aa.png


Тема «Образование СССР»


Построение гексограммы: Распределение полномочий между Центром и Республиками.

Построение возможно: А) в тетрадях индивидуально, Б) на доске, В) из заранее подготовленных гексов на парте. Помимо повторения материала, развивается умение выстраивать логические цепочки. Задание можно выполнять в паре, развивается умение работать в паре, или командой. на скорость. что придаёт дух состязательности, развивает умение работать в команде. В данном случае гексы могут быть как заранее подписаны, так и пустыми, кроме 3- х первых позиций, чтобы дать направление работе. Работать можно: а) сразу командой, б) выходя по одному и продолжая начатую цепочку). Выстраивая гексы, следует соблюдать логику значимости тех или иных отраслей для советской действительности.

(См. гексограмму 2)

Гексограмма 2

t1638200918ab.png

Вы можете не давать готовые(заполненные) гексы, а предложить студентам самостоятельно их заполнить, решая некую проблему.


t1638200918ac.png



Схемы


В качестве логических заданий прекрасно подходят различные схемы, например



t1638200918ad.png

Проследите логику петровских реформ.

Задание:

Реконструируйте взаимосвязь между петровскими преобразованиями (например: одна реформа создает необходимость
в другой, несколько реформ проводятся во имя решения одной задачи
и т.п.)
в виде блок-схемы, начало которой Вам дано:


t1638200918ae.png

Российская империя в начале 20 века. Революция 1905 -1907 гг.

На основании обработки и анализа данных, представленных в диаграмме можно ответить на вопросы:

1.О какой особенности избирательной системы России свидетельствуют данные диаграммы?

2. Какие категории населения были лишены избирательных прав?

3. Какие последствия для революции и страны в целом может вызвать подобная избирательная система?



t1638200918af.gif














Первая диаграмма позволяет проанализировать вторую диаграмму:

1-я Государственная Дума

t1638200918ag.gif

2-я Государственная Дума

t1638200918ah.gif

Рассмотрите диаграмму. Почему I Государственную Думу называют кадетской? В чем причины успехов кадетов? Какие партии в Думе не были представлены?

Сравните партийный состав I и II Государственных Дум. Какие силы имели большинство во II Думе? Подумайте почему.

Сравнительный анализ двух моделей действия избирательного закона

1905 года, позволит нам сделать вывод о политической системе в России в годы революции 1905-1907гг.








Мир между двумя мировыми войнами.

Перед вами схема, что в ней зашифровано?


t1638200918ai.png

Добавим к схеме вопрос «Почему?»


t1638200918aj.png


???? Смысловая нагрузка этого вопроса в чём состоит?

Возможный вариант ответа: Что привело во ВМВ? Можно ли было её предотвратить?

Поиск ответов на эти вопросы – цель нашего урока

Практикум № 1.

Постройте логическую цепочку причинно – следственных связей возникновения очагов военной угрозы, используя материал урока и свои знания по этому вопросу.

t1638200918ak.png


Заполняя схему, мы можем практически построить модель государственного устройства России в XIX в. А моделирование исторической ситуации - это уже сфера математических и логических процессов.

t1638200918al.png


Ребусы.



Данные изображения связаны с одним из самых трагических периодов в истории России. Назовите его.


t1638200918am.pngt1638200918an.pngt1638200918ao.png


Данные изображения связаны с деятельностью некоего древнерусского князя. Назовите его имя, охарактеризуйте его правление и прокомментируйте каждое изображение.




t1638200918ap.pngt1638200918aq.png


t1638200918ar.png

Сделай выбор.

Куда пойти учиться?

Студенты должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

Духовная академия Дворянин

Морской корпус Купец

Солдатская школа Солдат

Штурманская школа Разночинец

Артиллерийский корпус Представитель духовенства

Смольный институт

Народное училище

Коммерческая школа

Пажеский корпус

Медицинская школа.

Ремесленная школа

Академия художеств

Семинария.

(Дворянин. Купец. Разночинец. Духовное лицо. Солдат)



Ассоциации.

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Сильный царь войной, террором лепту внёс в это время лихое

2. Оборванная нить не дала нормально жить

3. Не всегда семь, счастливое число

4. “Большая” смерть маленького человека

5. Первый блин комом

6. Незваные гости хуже татарина

7. Лживый, мелочный, притворный, властью правил он недолго

8. Пётр Великий путь в Европу открывал, но он не первый кто это начинал

9. Пригрели на шее двух змей и они начали кусать

Иван Грозный

смерть царевича Дмитрия в Угличе

пресечение династии Рюриковичей

семибоярщина

распад первого ополчения

самозванцы Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2

Василий Шуйский

Борис Годунов

польская и шведская интервенция





Обработка статистических данных.

Довольно часто на уроках истории мы пользуемся статистическими материалами. Это могут быть переписи населения, материалы делопроизводства, справочные материалы и т.п. Эти данные позволяют изучать историю, но информация здесь содержится в обобщенной форме.

Предположим, мы исследуем данные переписи 1897 г. Известно, что численность населения равнялась 128 924 289 человек, что равнялось населению Англии, Франции и Германии вместе взятых, из них крестьяне составляли 87% населения, 10, 7 % мещане, 6,6 % инородцы, 1,5 % дворяне, 0,5 % купцы, 0,5 % духовенство, 7 % прочие. Перепись проходила в период, когда Россия вступила в капитализм, но по результатам переписи мы не видим представителей буржуазии и рабочих - групп населения относящихся к индустриальному обществу, они входят в категорию « прочие». Какой вывод из этого сделает студент – исследователь? Он оценит положение рабочих и буржуазии, как не удовлетворяющее капиталистическим отношениям, отношение к ним со стороны власти, как к несерьезному и незначительному компоненту общества и скажет, что Россия оставалась аграрной страной, в которой сохраняются феодальные пережитки, тормозящие развитие капитализма, что в свою очередь грозило грядущими социально - экономическими и политическими проблемами. Студент сделает вывод о слабости социальной мобильности сельскохозяйственного населения России и незначительном уровне воздействия процесса капитализации на социальную структуру российской деревни.

Исследуем ход и особенности модернизации России на рубеже XIX-XX вв.

Исходные данные:

Основные показатели развития экономики России

Таблица 1.


показатели

1861

1885

1900

1914

1

Валовой сбор хлебов (млрд пуд.)

1,7

1,9

3,5

5,4

2

Потребление хлопка (млн пуд)

2,6

7,6

16,0

25,9

3

Производство железа и стали (млн пуд)

11,97

32,2

165,1

247

4

Экспорт хлебных продуктов (млн пуд)

94,2

346,6

418,8

648

5

Экспорт всех товаров (млн руб.)

177,1

537,9

716,4

1520



Производство стали

Таблица 2.

страна

1881

1894

1909

1912

Россия

17,7

42,7

164,3

288

Великобритания

120,0

186,1

365

418

Германия

54,7

164,7

736

1056

Франция

25,5

40,4

185

244

Австро-Венгрия

7,8

21,9

120

170

США

98,5

273,5

1486

1938



Национальный доход на душу населения

Таблица 3.

страна

1861

1897

1913

Великобритания

454,9

407,5

453,9

Франция

211,2

233

348

Германия

246,4

274,6

286,3

Австро-Венгрия

-

189,6

224,5

Задание:

Как данные, представленные в табл. 1, могут проиллюстрировать процесс модернизации в России?

Какой вывод можно сделать на основании данных, имеющихся
в строках 4–5? Какое отношение к процессу индустриализации
в России они имеют?

Как данные, представленные в табл. 2-3, могут охарактеризовать особенности процесса индустриализации в России? Аргументируйте ответ.

Подобного рода задания выполняются на лабораторно – практических занятиях по истории.

Таким образом, происходит не просто развитие мыслительных процессов студента, но и формирование универсальных, метапредметных связей. Логических универсальных учебных действий в том числе, что обеспечивает умение учиться в целом. Студенты, работая с предметным историческим материалом, привлекают инструментарий других предметов и дисциплин: математику, математическую логику, теорию алгоритмов и обработку данных, к тому же они получают опыт работы с любым (не историческим) предметным понятием. которое выступает в данном контексте, как форма абстрактного мышления.

Источники:

Алгоритм учебной деятельности на уроках истории и обществознания. 5-11 классы / авт.-сост. Е. А. Гашук. Волгоград : Учитель. – 77с.

Венгер Д.А. «Логические задания на уроках истории, как способ развития познавательных способностей».


Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории / И. Н. Чернух. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895 / (дата обращения: 28.11.2021).

https://infopedia.su/3x5555.html

https://urok.1sept.ru/articles/508541


1 Алгоритм учебной деятельности на уроках истории и обществознания. 5-11 классы / авт.-сост. Е. А. Гашук. Волгоград : Учитель. – с.4

2https://infopedia.su/3x5555.html

3


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.