12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юлия Вячеславовна Ларина21 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Методический семинар на тему «Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка» (5-6 классы)
Методический семинар:
«Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка»
В условиях реализации ФГОС системно-деятельностный подход к обучению требует перехода от простой трансляции знаний к продуктивной деятельности обучающихся, которая обеспечивает более полное раскрытие их возможностей. Поэтому одно из основных условий повышения эффективности современного урока – Я считаю активную учебную деятельность всех школьников с целью достижения не только предметных, но и метапредметных результатов, так как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
На уроках иностранного языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, сравнивают с понятиями и знаниями из уроков родного языка, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка. Это связано с уроками истории, географии, мировой художественной культуры, а чтение художественных текстов на иностранном языке позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. Таким образом, специфика иностранного языка способствует созданию условий овладения учащимися метапредметными умениями, которые обучающиеся могут применить и переосмыслить на других уроках. Результатом этого являются прочные межпредметные связи, помогающие выпускникам школы самостоятельно решать проблемы, которые встретятся в жизни.
Вопрос формирования метапредметных компетенций у учащихся является, на мой взгляд, одним из самых сложных для учителя. Как в рамках одного урока, не просто уделить внимание формированию техники чтения учащихся, например, но и научить их в процессе этой работы анализировать, выявлять главное и второстепенное, выстраивать алгоритм действия и четко следовать ему до получения результата? Ведь, приходя из начальной школы, многие учащиеся не владеют еще на достаточном уровне и нуждаются в каждодневной тренировки техники чтения на английском языке. Проанализировав и сопоставив обучение английскому языку с периодом обучения грамоте в начальной школе, я пришла к выводу, что методика слоговых квадратов, широко применяемая учителями начальной школы в период обучения грамоте может стать эффективной и при формировании предметного навыка «Чтение» на уроках английского языка не только у учащихся начальной школы, но и у ребят 5-6 классов. Взяв на вооружение методику Ольги Игоревны Крупенчук, я начала создавать подобные пособия на английском языке, усложняя и перерабатывая задания таким образом, чтобы они были направлены не только на формирование предметных, но и метапредметных результатов.
В основе этой методики лежит понятие о так называемых общих словах, состоящих из одного слога, то есть лексике, не связанной с определенной темой. Среди таких слов могут быть абсолютно разные части речи. Подобная лексика встречается в самых разных по уровню и содержанию англоязычных текстах, поэтому логично предположить, что быстрое узнавание этих слов может значительно увеличить скорость чтения любого англоязычного текста. Методика работы с подобными таблицами различается в зависимости от возраста учащихся, их навыков и техники чтения: в начальной школе 2 – 3 класс это задания типа: «Найти в таблице слово, произнесенное учителем». Произнесение слова учителем облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию. Далее задания усложняются, я предлагаю детям прочитать слова или слоги в таблице справа-налево, сверху-вниз, слева-направо, снизу-вверх, закрепляя таким образом, и пространственные знания, которые, как показывает опыт проведения диагностик функциональной грамотности учащихся западают даже в 7 – 9 классах. В 4 – 6 классах задания приобретают характер многозадачности. Например, прочитайте только открытые слоги справа-налево в первой строке. Задание направлено на закрепление знаний фонетики английского языка, умения работать с таблицами (различение строк и столбцов) и пространственные характеристики. Или еще, в третьем столбце снизу-вверх прочитайте все слова – местоимения и т.д.
В уроке, который я вам сейчас представлю, вы увидите на практике работу по данной методике.
Кроме того, в целях формирования у учащихся универсальных учебных действий я включаю в свои уроки прием «Контрольная фраза». Цель этого приема – в занимательной для детей форме обобщить и повторить знания, полученные ранее, а кроме того, повысить уровень концентрации внимания учащихся и мотивации к учебной деятельности.
Контрольная фраза собирается учащимися на протяжении всего урока и является как будто моментом переключения учащихся с основной темы урока, моментом смены деятельности, что для учащихся служит минуткой перезагрузки и определенного отдыха. Однако, это не отдых в прямом смысле этого слова – это отдых с пользой для дела. Во время этих пятиминуток мы с ребятами повторяем правила фонетики, грамматики, лексики английского языка, Занимательные задания, которые я разрабатываю для ребят, способствуют закреплению предметных и формированию метапредметных результатов учащихся. Например: чтобы получить следующее слово контрольной фразы, я предлагаю ребятам выбрать из разнообразия представленных слов, только те, которые рифмуются со определенным словом. Формируется умение анализировать предложенный материал по одному или нескольким признакам. Или, расшифруйте слово контрольной фразы. Ключ к шифру: каждая цифра – это номер буквы в английском алфавите (умение работать по заданному алгоритму), в каждой группе слов, найди лишнее, объясни, почему. Как одним словом можно назвать получившуюся группу слов? (умение проводить сравнительный анализ, доказывать, обобщать).