12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волобуева Лариса Николаневна90
Учитель географии, биологии, ОБЖ, ИЗО, Астрономии. Педагогический стаж 33 года.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
2

Урок "Понятие о среде обитания"


Конспект урока.


Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Класс: 5


Предмет: биология.


Тип урока: Урок изучения нового материала. Технология проблемного обучения.


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.


Оборудование: УМК И. Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2022г.; компьютер, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.


Цели урока: сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселении их различными организмами, раскрыть особенности каждой среды и приспособленности организмов к ней.


Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;


Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— наблюдать за живыми организмами.


Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


Оборудование: компьютер, раздаточный материал.



Ход урока:


1.Организационный момент, изучение нового материала.


Актуализация опорных знаний.

Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука»

Вопрос: Могут ли эти животные одновременно находиться вместе?


Учитель: Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля.

Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?

- ответы ребят…

Cреда обитания – природные условия, окружающие организм.





Тема нашего урока: «Среды жизни планета Земля»


Деятельность учителя

Гуляя в лесу или в парке, вы вряд ли задумывались, что находитесь … в наземно-воздушной среде. Но ведь именно так ученые называют тот дом для живых существ, который образован поверхностью земли и воздухом. Плавая в реке или в озере, вы попадете еще в одну среду обитания – водную. А когда, помогаете взрослым перекапывать почву в огороде, видите под ногами почвенную среду.
Итак, вокруг нас три среды обитания, с которыми неразрывно связана жизнь большинства обитающих на нашей планете организмов. Каждая среда обитания обладает своими особенностями. К наиболее важным для живых существ относятся количество кислорода, количество влаги, температура. Давайте познакомимся со средами обитания подробнее.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.


Многообразие сред обитания. Наземно-воздушная среда.

Деятельность учителя

В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. Поэтому  растения и животные засушливых мест имеют приспособления для добывания, запасания и экономного расходования влаги. Взгляните на кактус. Его толстый стебель служит для запасания воды, а листья в форме колючек для ее экономного расходования. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года  заметно меняется вся жизнь организмов. Осенний листопад, отлет перелетных птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более теплую и густую – все эти приспособления  живых  существ к сезонным изменениям в природе.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.


Водная среда, ее отличия от наземно-воздушной среды.

Деятельность учителя

В водной среде чего-чего, а уж воды предостаточно. Температура здесь более постоянна, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом среде. Другие – сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить массовая гибель рыб от удушья. Чтобы кислород проникал в воду, во льду прорубают проруби. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. Это справедливо даже для  небольших глубин. Проведем следующий опыт. Воспользовавшись датчиком света, сравним количество света проходящего через пустую стеклянную колбу и через такую же колбу, заполненную водой. Видим, что во втором случае значение на графике намного меньше. В океанах и морях на глубине 200 метро – царство сумерек, а  еще ниже – вечная тьма. Ясно, что водные растения встречаются только там, где достаточно света.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

Деятельность учителя

Глубже могут жить только животные. Самая заметная особенность многих водных животных – приспособления для плавания. У рыб, дельфинов, китов – это плавники, у моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков.


Почвенная среда обитания.

Почва – среда обитания бактерий, грибов, растений и животных. Особенности почвы как среды обитания. Примеры приспособленности животных к жизни в почве.

Деятельность учителя

Почвенная среда – дом для многих бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и животные – черви, насекомые, кроты. Обитатели почвы находят здесь все необходимое для жизни – воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, а воды бывает очень много. Зато более постоянная температура. А вот свет в глубину почвы не проникает. У животных, населяющих почву обычно овальное, компактное тело. Передние лапы – плоские, с очень большими когтями. Они хорошо приспособлены для рытья. Подобные признаки характерны для крота и слепыша.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.


Организменная среда обитания.


2.Подведение итогов.

Деятельность учителя

Итак, различают наземно-воздушную, почвенную и водную среды обитания. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде

Деятельность учащихся. Слушают учителя.


3.Выполнение заданий.

(Этап усвоения новых понятий)


Проблемный вопрос урока:

Почему живые организмы отличаются друг от друга?


Учен. – Высказывают предположения.

Учит. – Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.


Задание № 1. (Раздаточный материал)

Помоги найти животным свой дом.


Физминутка!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.


Задание № 2. (Раздаточный материал)

Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:


Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.


Задание № 3. (Раздаточный материал)

Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.


Итоговое задание № 4.

Заполнить таблицу. Привести примеры живых организмов разных сред обитания в РК.

Название среды обитания

Особенности среды обитания

(Условия )

Приспособления

Организмы

1.Наземно-воздушная





2.Водная





3.Почвенная







4. Организменная








4.Рефлексия.

Учащиеся оценивают свое настроение.


5.Выставление оценок.


6.Домашнее задание:

Деятельность учителя.

Закончить заполнение таблицы.

Деятельность учащихся. Записывают задание на дом.










Маршрутный лист

Дата:__________

Фамилия Имя:___________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________


Задание № 1. Помоги найти животным свой дом! (Проведи стрелочки)

t1679227103aa.gift1679227103ab.gift1679227103ac.gift1679227103ad.gif


t1679227103ae.gift1679227103af.gift1679227103ag.gif

водная

Почвенная

Наземно-воздушная

t1679227103ah.gif

организменная





t1679227103ai.pngt1679227103aj.pngt1679227103ak.png

аскарида белка кит

t1679227103al.png

рыбы

t1679227103am.pngt1679227103an.png

коала крот

t1679227103ao.pngгриб трутовик














Задание № 2. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:

Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.




Задание № 3. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.


Задание № 4. Заполните таблицу.


Среда жизни

Условия среды:

(- кислород,

- вода,

- изменения температуры,

- свет)

Приспособления

Организмы РК

Наземно-воздушная









Водная








Почвенная








Организменная














Дополнительная информация для заполнения таблицы!!!


Наземно-воздушная среда:

Газообразная среда с низкой плотностью. Высокое содержание кислорода. Малое количество водяных паров. Разная температура воздуха. Разная интенсивность света. Крылья с летательной поверхностью. Конечности для передвижения.


Водная среда:

Освещенность убывает с глубиной. Скорость течения. Дефицит кислорода. Степень солености возрастает от пресных вод к морским и океаническим. Перепады давления. Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей.


Почвенная среда:

Твердые границы, проницаемые для воздуха и воды. Сглажены температурные колебания. Свет практически не играет роли. Почва имеет свою структуру, влажность и химический состав. Гладкая поверхность тела (слизь у червей, короткая шерсть у крота), уменьшены или отсутствуют глаза, вместо этого развиты органы осязания.


Организменная среда:

Обилие пищи. Относительная стабильность условий.

Защищенность от неблагоприятных внешних факторов. Активное сопротивление организма-хозяина.

Паразитические черви, кроме того, имеют органы прикрепления (крючки, присоски) и покровы, устойчивые к перевариванию































Название среды обитания

Особенности среды обитания

(Условия )

Приспособления

Организмы

1.Наземно-воздушная





2.Водная





3.Почвенная







4. Организменная

Газообразная, низкая плотность, много света и кислорода, мало водяных паров, разная температура.

Большая плотность, мало кислорода, света, перепады давления, скорость течения.


Твердая, нет света, мало воды, сглажены температурные колебания.




Обилие пищи, нет света, стабильность условий, сопротивление хозяина

Крылья с летательной поверхностью. Конечности для передвижения.


Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей


Гладкая поверхность тела (слизь у червей, короткая шерсть у крота), уменьшены или отсутствуют глаза, вместо этого развиты органы осязания.

Органы прикрепления (крючки, присоски) и покровы, устойчивые к перевариванию

Береза, гриб, птицы, ласточка, тигр, медведь



Кит, дельфин, щука, водоросли, краб, медузы…




Крот, черви, медведка, корни растений…





Аскарида, острицы, гриб-трутовик
































Рефлексия








Оцени своё состояние!


t1679227103ap.pngМне грустно, я не все понял.

t1679227103aq.pngМне обидно, что не спросили меня.

t1679227103ar.pngЯ злюсь на себя.

t1679227103as.pngМне понравилось!!!

t1679227103at.pngЯ в восторге, все понял!

t1679227103au.pngЯ удивлен!






9


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.