12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса27
Люблю творческую работу, оптимист, создаю фильмы, 3 D проекты, занимаюсь фотографией, мечтаю построить дом своей мечты, чтобы проводить вечера со своей семьей, когда мы с супругом выйдем на заслуженный отдых...
Россия, Башкирская респ., г.Благовещенск
4

Живая школа. Какая она?Технология непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних в рамках профилактики правонарушений и преступлений.

Живая школа. Какая она?

Технология  непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних в рамках профилактики правонарушений и преступлений

     «В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням» А. А. Бестужев-Марлинский. «Воспитание  – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость. В наше  нестабильное время - судьба человека зависит от того, как он воспитан. Многие специалисты, работающие в «системе профилактики», задаются вопросом: «А как я могу  добиться улучшения жизненной ситуации ребенка или семьи, оказавшейся в жизненном кризисе?» Поэтому работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, семейного благополучия, по формированию образа жизни является основным направлением  воспитательной работы  школы.

Цель:  профилактика социально опасного поведения несовершеннолетних, ресоциализация подростков, оказавшихся в социально-опасном положении.

  Школа – это дом, где  проектируется будущая личность. И в этом «проектировании» важно все. Образовательной, чисто учебной деятельности недостаточно. Какими бы  полноценными, развивающими ни были уроки, нужны ещё  дополнительные инструменты. В  данном направлении  воспитательной деятельности  коллектив школы  столкнулся со множеством препятствий, например:

  • территориальная и межведомственная разобщенность служб;
  • отсутствие единого профессионального языка, понятного специалистам разных организаций;
  • низкое качество профессиональной подготовки педагогических работников на этапе получения высшего образования и послевузовской подготовки, а значит, не укомплектованность  профилактического  штата  профессионалами;

- не развитость так называемого реабилитационного городского пространства,  - нехватка в районе действующих профилактических и реабилитационных центров,  проектов и программ.

    Наиболее эффективными в этой связи становятся активные и интерактивные формы, которые позволяют обучающемуся не только получать информацию, но и научиться практически действовать, рассматривая собственную жизнь, как предмет преобразования. К числу таких форм относим:

1. Профилактику противоправного поведения:

продуктивные игры («За кругом», «Ситуация-провокация», «Трудное решение» );

проблемно-ценностные дискуссии («Опасные игры», «Цена поступка» );

тренинговые занятия («Проектируем свое будущее», «Зарабатываем авторитет у друзей» );

2. Профилактику алкоголизма, табакокурения, потребления наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ: – продуктивные игры («Роковой шаг», «Модные убийцы», «В  твоем подъезде»);

проблемно-ценностные дискуссии, дебаты, диспуты («Коктейли – опасная ловушка или безобидный напиток?», «Наркомания – это  дело личное?» );

тренинговые занятия («Любопытство или замкнутый круг?», «Учимся стратегии выбора. Умей сказать  - нет!»);

акции, марафоны («Жизнь – это наш выбор», «Это не стоит твоей жизни!», «Будь следующим на беговой дорожке!», «Сигарета или велосипед?»).

3. Профилактику суицидального поведения:

продуктивные игры («Доверие в общении», «Хочу быть счастливым!», «Реальность или виртуальность?» );

проблемно-ценностные дискуссии («Счастье быть самим собой», «Преграда: путь вверх или дорога в никуда?», «Белая ворона: как быть?»);

Зарекомендовали себя как наиболее эффективные в индивидуальной профилактической работе  и следующие формы:

тематические заседания Совета профилактики («Внеурочная занятость подростков как способ профилактики правонарушений», «Агрессивные дети: причины и последствия»);

индивидуальные консультации ребенка и родителей («Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации?», «Как не стать жертвой киберпреступления?», «Как противостоять групповому давлению?», «Как распознать, что ребенок употребляет наркотики или ПАВ?»);

индивидуальные занятия с использованием технологий арттерапии, изотерапии, библиотерапии, песочной терапии, маскотерапии, приема социодрамы для релаксации самочувствия, снятия агрессивности, нервно-психического напряжения;

индивидуальные коррекционные тренинги, в том числе тренинги когнитивного развития, эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, профилактики рецидивов;

социальные гостиные для адаптации обучающихся в детско-взрослой среде («Виртуальные знакомства – территория свободы или ответственности», «Драки – самооборона или преступление?»);

творческие мастерские в рамках социализации обучающихся, семейного благополучия,   профессиональной ориентации и обеспечения временной занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета (сувенирная  мастерская «Зодчий», мультстудия «Фантазия», экологическая  лаборатория «Инстаежики», косметический салон «Любава»,  речевой хор «Яспис», библиотечный клуб «Взгляд»).

  Сложившийся коллектив   имеет свои традиции – передаваемые школьные «обычаи», что позволяет  иметь своё лицо.

Традиции – это то, чем сильна  наша школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее.  Появляются ожидания, связанные с каким - то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать  своё участие в определённом деле. Необходимо формирование  и социальных норм  и правил поведения несовершеннолетних.  Каждый учитель или  классный руководитель, помимо дидактической системы, имеет систему воспитательную, связанную с внеклассной работой. Планируем и реализуем профилактическую работу с учетом  логики действий на трех взаимосвязанных уровнях: школа, класс, личность.

   Говорят: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это  предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Безрассудные поступки свойственны молодости. В раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет  нам часто приходится слышать. Поэтому одна из задач воспитательно - профилактической работы  – предупредить учащихся об опасностях в игре с законом. По статистическим данным приблизительно каждый пятый преступник   – несовершеннолетний. А это сотни подростков каждый год. Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений,  угоне автотранспорта, изнасилованиях,  преступлениях, связанных с употреблением и распространением наркотических и психически активных веществ. Но - «Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира».  Логика профилактики подсказала необходимость создания  условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения учащихся, а расширяют безопасное для школьника  пространство, где ему хорошо и интересно.

      Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы  возрастов, прежде всего подростков. Мощным источником профилактики является работа школьной телестудии «Большая перемена».

     Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок  находит применение своим возможностям и инициативе.     Необходимо  отметить, что   на факторы, сдерживающие повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашей школе  влияет:


Общие статистические данные за 3 года

Статистические данные

2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

1

Количество учащихся

240

249

251

2

Количество учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия

1

0

0

3

Количество несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа в образовательном учреждении

10

8

6

4

Количество несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

3

2

2

5

Количество семей, находящихся в социально-опасном положении

3

2

2

6

Количество несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, занятых в летний период: в лагерях различной формы организации, трудоустроенных

3

2

2

7

Количество несовершеннолетних, чьи дела были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

5

3

1


    И частая обновляемость контингента. Многие учащиеся, перешедшие из других образовательных учреждений,  проживают в разных районах города Благовещенска, поэтому профилактическая работа проводится в сотрудничестве с субъектами профилактики всего города.   90% поступивших в школу,  уже состоят на учете в КДН.

   Наполеон утверждал: «Миром правит случай». Сегодня важное значение приобретает применение  следующего метода профилактической работы,  мы называем его -  «Ведение случая» или  (кейс-менеджмент) – как основной метод индивидуальной социальной работы с учащимися и межведомственного взаимодействия внутри школы.

  Кейс-менеджмент (англ. «сase» - случай, «management» – управление) – это организация работы «вокруг» проблемы клиента, позволяющая комплексно использовать ресурсы реабилитационного пространства на уровне местного сообщества и объединить усилия всех организаций, оказывающих реабилитационные услуги детям и семьям.

    Цель кейс - менеджмента  в том, чтобы организовать процесс непрерывного сопровождения несовершеннолетнего и улучшения жизненной ситуации подростка  находящегося в социально-опасном положении


При буквальном переводе на русский язык слово «кейс

- менеджмент» означает «управление случаем».


СЛАЙД                           Принципы метода «Ведение случая»:

Цель - не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности.

Принцип уважения индивидуальности

Подавление индивидуальности может привести к тому, что, личность не раскроется,  склонности и способности не разовьются

Принцип разумной требовательности

Проводимые мероприятия не должны противоречить закону, правилам школьного распорядка, не вредить здоровью, не унижать достоинство других

Принцип возрастного подхода

Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия

Принцип педагогической поддержки

Ученик  должен видеть в педагоге  учителя, который защитит, поможет найти выход из трудной ситуации

Принцип диалога

Уравнивание позиций педагога и ученика помогает достичь доверительных отношений

Принцип стимулирования самовоспитания

Учащийся должен научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности

Принцип согласования

Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели


 

   Это хорошо отражает суть кейса как санкционированного законом вмешательства в жизнь несовершеннолетнего, направленного на управление процессом его социализации путем обеспечения условий для создания возможностей и формирования у него навыков удовлетворения потребностей социально приемлемыми способами. При этом основной задачей кейс - менеджмента является установление баланса между необходимым вмешательством в жизнь ребенка, его семьи, которое позволит в максимально возможной степени соблюсти его права и создать условия для удовлетворения его основных потребностей, и потребностями и возможностями самой семьи по преодолению кризисной жизненной ситуации.   Фактически открытие случая означает, что данная междисциплинарная команда: классный руководитель, заместитель директора по УВР,  педагог – психолог, социальный педагог, председатель СР, председатель СУ, руководитель объединения по ВД, инспектор ГДН, участковый микрорайона, представитель КДН,  медицинская сестра,  куратор случая – заместитель директора по ВР (по характеру случая) берут на себя индивидуальную ответственность за работу с  ребенком или семьей.

 СЛАЙД


Этапы оказания помощи при междисциплинарном ведении случая

Этапы оказания помощи при междисциплинарном ведении случая.

Поступление сигнала о ребенке, находящемся в социально опасном положении, установление контакта с семьей.

Первичная оценка ситуации и потребностей клиента и углубленное исследование и анализ ребенка и семьи.

Формулирование гипотез, постановка целей и задач.

Разработка индивидуального плана реабилитации (плана ведения случая) и индивидуального жизненного плана.

Реализация индивидуального плана сопровождения.

Регулярная промежуточная оценка (мониторинг) и обратная связь.

Закрытие случая.


    На этапе исследования и анализа случая «ведущий» привлекает необходимых специалистов, которые встречаются с ребенком и семьей, проводят необходимые исследовательские процедуры. Затем собирает подготовленные заключения и аналитические выводы. Завершением этапа исследования является составление детального индивидуального плана социального сопровождения (документа, по которому будут работать специалисты, члены междисциплинарной команды) и индивидуального жизненного плана (руководящего документа для ребенка и семьи). Для составления индивидуального плана социального сопровождения по инициативе ведущего случая может собираться междисциплинарный консилиум, на котором специалисты делятся полученной на исследовательском этапе информацией, обмениваются мнениями, формулируют цели и задачи сопровождения, разрабатывают скоординированный план действий.

   По модели А. Маслоу большая часть энергии человека расходуется на удовлетворение базовых потребностей, связанных с физическим выживанием. Жизнь нельзя уложить в жесткие рамки, это всегда «течение», «процесс», циклическое развитие с возвратами и в то же время поступательным движением вперед.

КАРТОЧКА ПО САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

    Неуместно говорить с семьей о «самореализации», например, путем участия в программах обучения или развития различных хобби, если они не знают, чем будут питаться на следующей неделе. Кризис семьи практически привел к уничтожению российской традиции – не допускать нарушения межпоколенческих связей. Для россиян всегда было характерно стремление иметь детей столько, “сколько Бог пошлет”, оно наблюдалось и в крестьянских семьях, и в дворянских, и в мещанских, царских и  купеческих семьях. Но, пожалуй, самое печальное то, что семья по разным причинам стала всё больше отстраняться от воспитания детей.  Если члены семьи живут в условиях постоянного стресса, вызванного неблагоприятными средовыми и экономическими факторами, это может привести к падению качества ухода за детьми, вплоть до полного пренебрежения их нуждами. АНДРЕЕВЫ, КАЛИНИНЫ. На становление личности несовершеннолетнего  влияют и те семьи, в которых выявляется наличие  антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.

В таких семьях как способ общения утвердились аморальность, иногда и культ насилия. Взаимное неуважение, цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – одновременно формируют аналогичные качества и отношения и у самих подростков.

 Специалисты социально – психологической службы  заметили, что для получения стойких изменений недостаточно работать только с ребенком или с его семьей. Повесткой дня становится работа с местным сообществом и внешней средой, в которой функционирует человек, мы это называем работой с сетью социальных контактов ребенка и семьи. 111

 Среда, в которой функционирует ребенок, состоит как из материальных элементов (пространство, место, обстановка),  и людей, и, главное,  отношений между ними.    Среда может ограничивать развитие личности, либо способствовать ему. Среда может вызывать стресс и быть, таким образом, нездоровой, и, наоборот, помогать ребенку сохранять стабильное состояние. Поэтому при проведении углубленного исследования случая очень важно проанализировать  среду, в которой находится ребенок, и здесь важнейшее значение имеет исследование не только семейной системы, но и сети социальных контактов, в которую включен ребенок и его семья.

ГРАФИК КОЛИЧЕСТВО

     Неуспех в школе, проблемное поведение подростка часто приводят к конфликтной ситуации, в которую вовлечены семья и школа – два социальных института, оказывающих  влияние на его жизнь. Это приводит к тому, что крайне важные потребности подростка не находят удовлетворения: потребность в безопасности, принятии со стороны близких, уважении со стороны взрослого.  111 Это неизбежно отражается на всех сферах его жизни – выборе друзей, увлечений, способов времяпрепровождения… «Благополучные» друзья начинают относиться к товарищу в подобной ситуации с некоторой опаской, не понимают его чувств и действий. Статус такого подростка среди успешных одноклассников, скорее всего, понизится. Здесь важна ситуация с организованным досугом, но она может складываться по - разному в зависимости от роли родителей: если они были главными инициаторами посещения кружка или секции, подросток, вероятно, постарается исключить эти занятия из своей жизни.  Напротив если в этом заинтересован  подросток, могут возникнуть препятствия со стороны родителей. МУЗЫКА ФУТБОЛ. Иногда родители пытаются использовать увлечение подростка для восстановления контроля над его поведением, и тогда подросток лишает родителей этой возможности, отказываясь от увлечения и тем самым уменьшая свою уязвимость. Под вопросом оказываются и другие увлечения подростка. Часто они требуют денежных средств, которые контролируются родителями, ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ,  а значит, могут использоваться ими для воздействия на подростка. Помимо средств они требуют эмоциональной вовлеченности  ребенка, а большая ее часть уходит на противостояние с родителями и школой. Информация, получаемая из внешнего мира (в частности из интернета, СМИ), теперь проходит через «фильтр» противостояния. Выбирается то, что может поддержать позицию подростка или уязвить позицию взрослого.

 Таким образом, возможности для развития личности несовершеннолетнего, реализации его потребностей сокращаются. Затяжные конфликты с родителями, неуспех в школе, отсутствие взаимопонимания со значимыми взрослыми постепенно могут приводить к разрушению и искажению социальных связей и в итоге к кардинальному изменению социальной ситуации подростка.

   Его основные потребности не удовлетворяются в существующей системе отношений, возможности развития сведены к минимуму.  У него возникает чувство отверженности, он обижен на окружающих  людей, что порождает новые конфликты. Конечно, ситуация социально-психологической дезадаптации складывается не за один день, и уже по мере ее развития ребенок ищет новые возможности для удовлетворения своих потребностей. Одна из возможностей«уход в болезнь», «уход в проблемное поведение». Что можно требовать от «больного», неполноценного человека? Такое решение может устроить всю семью, развитие подростка приносится в жертву видимости благополучия. Родители могут обращаться к специалистам (иногда доходит и до психологов), собирать диагнозы, но при этом не считают, что также несут ответственность за сложившуюся ситуацию.

   А ребенок выстраивает вокруг себя такую социальную среду, где есть условия для самореализации, повышения статуса. Появляются новые увлечения: мелкие хулиганские выходки, компьютерные игры, «сомнительные» знакомства. Психоактивные вещества помогают «отключиться» от проблем, оставшихся в семье и школе. Все это требует денег, ищутся возможности «заработка». Большинство подростков в этой ситуации рано или поздно встречаются с полицией, комиссией по делам несовершеннолетних, что, как ни странно, органично дополняет их картину мира дает дополнительный повод для обид на взрослых, возможность похвастаться перед друзьями своей стойкостью. Общество,  наконец,  обратило свое внимание на подростка! И это еще больше повышает его имидж в новой референтной группе.

  Традиционная на сегодняшний день реакция социума на вышеописанную ситуацию в основном сводится к системе административных мер, организационных выводов, репрессивных действий. Подключение к ситуации правоохранительных органов приводит к еще большей маргинализации подростка, закрепляя за ним статус «преступника» или психически неуровновешанного человека.  Подобная стигматизация создает ситуацию, когда подросток начинает соответствовать предписанной официальным социумом роли и подкрепляет свой новый статус усугублением девиантного поведения.

Итак, вокруг подростка образовалась новая социальная среда. И, похоже, он себя там неплохо чувствует по крайней мере, основные его потребности удовлетворены: есть ощущение принятия и понимания со стороны новых друзей, имеющих сходные проблемы и интересы, его уважают, считают  равным. Новые взрослые «авторитеты». Возможно, это не самый надежный способ, уже через несколько недель  он столкнется с новыми проблемами, но не сейчас.

 Приведенный пример показывает, как  сеть социальных контактов подростка сама начинает создавать проблемы. Наша задача общими усилиями помочь учащемуся и семье перейти от сети социальных контактов, которая поддерживает проблему, к сети контактов, которая формирует хорошие решения и  поддержку.

  Другой пример неэффективности работы сети, когда различные подсистемы, в которые включен ребенок (семья, школьный класс, круг друзей во дворе…) и профессиональные системы (школьные работники, социальная служба, отдел опеки, инспектор ГДН…) действуют изолированного друг от друга, границы их нечеткие, нет понятных каналов коммуникации и взаимодействия, отсутствует тот, кто координирует взаимодействие («ведущий случая»), все это затрудняет доступ к ресурсам различных систем, ребенок или его семья оказываются в изоляции.

   Маленькая система, например, состоящая из матери-одиночки и двоих детей, может быть клиентами во многих учреждениях одновременно. Членам семьи со временем становится все труднее отличать голоса различных инстанций друг от друга. Если процесс продолжается, эти голоса превращаются в звуковой фон, как бывает, когда все программы заканчиваются, а телевизор еще не выключен.

 Ближайшее окружение семьи держится в стороне потому, что они думают, что административные органы более компетентны для оказания помощи («Они ведь специалисты, они лучше знают»).

      Нельзя забывать, что  социально – опасным детям характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость.  Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком.                                       

   Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

       - усиление влияния псевдокультуры;

      - чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

      - "эпидемия" разводов;

       - потеря эмоциональных контактов с детьми.

      

 Часто нам приходиться слышать от разных органов профилактики  -  это педагогическая запущенность ребенка, но, согласитесь,   что  это   часть общей   социальной запущенности.

  




Задачи классного руководителя в работе с семьями в СОП и ТЖС

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

 

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

Пробудить интерес к самообразованию.

Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

 

 Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

Изменить жизненную ориентацию родителей.

Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

 

 Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение

    Наш мир компьютеров, высоких технологий, Интернета достаточно многогранен, интересен, несет множество перспектив в различных областях. А как же душа? Этот мир настоящего и будущего ничто перед духовными ценностями личности. Участие в интернет – проекте «Подросток и общество»,   работа по созданию методических разработок «Позитивное развитие через социальное проектирование», «Событийный туризм и социальная анимация» дает нам возможность  систематизировать опыт  воспитания личности ребенка через профилактическую работу с несовершенолетними.

     Всякому известна аксиома, что дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течение более или менее продолжительного периода времени. Какая масса тому исторических примеров!  Причина к вымиранию простая: культурный человек, вооруженный знаниями, почерпнутыми из наук, легче извлекает все полезное из окружающей среды, тогда как дикарь этого не в состоянии делать: он может лишь пользоваться готовыми видимыми  человеческими благами, которые с размножением людей иссякают, и дикарь погибает,  не может выдержать "борьбы за существование".     Каким будет поколение детей через  15 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники, находясь через 20 лет у власти?  И вообще, какие люди будут окружать нас, и как мы сможем “существовать”  с современной молодёжью?  Может быть,   и нам кое-что придётся изменить в себе, измениться самому, шагая в ногу с новым поколением?   Несмотря на непростой контингент учащихся школы, семей, в которых они воспитываются, у педагогического коллектива  школы есть достаточно знаний и опыта, чтобы проводить профилактическую работу на достойном уровне, так как комплексная работа   - это ресурс, который  уравновешивает и согласовывает разброс индивидуальных интересов и способностей учеников, расширяя выбор правильных инструментов для строительства человеческой  жизни:  это  и память «собственного дела»,  и чувство ценности  дружеского круга, и мотив соучастия, и чувства удовлетворения от успеха, который втягивает  в общее дело.  Нельзя забывать, главное в человеке не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства.


 Можно воспользоваться следующими моделями: запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремились. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение которые привели их к успеху.

После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих пятерых собирается вам дать совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основные идею того, что они скажут.

Нарисовать мысленно свой идеальный день.

Хорошо иметь много разных идей, но в определенном смысле лучше иметь целостные представления о том, что они, все вместе будут означать. Для этого полезно нарисовать идеальный день. Это мог быть мысленный рисунок, но мог быть и реальный.

А теперь следует описать идеальное окружение.

Для этого нужно акцентировать значения места, не ставя никаких ограничений. Это может быть лес, берег озера, шикарный офис, и т. д.  Какие люди вас окружают? При этом мозгу необходим четкий, ясный сфокусированный сигнал, чтобы заработал  механизм автоматического поведения на цель


Учитель Сначала все эти упражнения выполнить не очень просто, но потом это становиться не только легче, но и занимательнее. Конечно, удобно просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда.

Полезно регулярно просматривать с карандашом и бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни изменилось. Хорошо для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода.


  Приложение

Родители получают анкету обратной связи.

Цель: увидеть, как  сотворчество обогащает и укрепляет семью;  дает возможность организовать совместный семейный досуг.

Предварительная беседа: «Композитор – исполнитель – слушатель». Если я спрошу вас ответить на вопрос, с чего начинается музыка?  Вы наверняка ответите мне: с музыкального произведения, с того, кто музыку сочиняет, то есть с КОМПОЗИТОРА. И вы будете правы: если нет музыкального произведения, кем-то сочиненного, то о какой же музыке может идти речь! Но теперь подумайте: если  композитор написал самое удивительное произведение, но оно  лежит у него в ящике стола, получилась ли музыка как живое искусство? Кто придет на помощь композитору? Кто станет в один ряд с ним? Не сомневаюсь, Вы все ответите без колебаний: ИСПОЛНИТЕЛЬ. Конечно, исполнитель –певец или пианист, скрипач или баянист, или даже большой симфонический оркестр. Теперь музыкальное произведение не только написано, но и исполнено. И даже допустим, что исполнено прекрасно. Получилось ли теперь настоящее, живое искусство? Кто-то думает, что получилось? Тогда представьте себе такую картину. На концертную эстраду вышел пианист и что-то заиграл. А в зале сидит... один человек. Это композитор – автор звучащей со сцены музыки. Пианист кончил играть. Он шумно аплодирует и кричит: «Автора! Автора!». Автор поднимается на эстраду. Они пожимают друг другу руки, радуются общему успеху, желают друг другу новых творческих удач... А кругом удручающая тишина пустого зала... Печальная картина получилась, не правда ли? Нам  ясно почему. Музыка существует не для тех, кто ее сочиняет и исполняет, хотя и для них, конечно, тоже. Если бы композитор и исполнитель занимались музыкой только для себя, это было бы так же невероятно, как если бы врач лечил всю жизнь только свои болезни, а художник писал картины только для своей комнаты, всю жизнь,  перевешивая их с одной стены на другую. Для того чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя – в один ряд с ним должен стать СЛУШАТЕЛЬ! И роль слушателя в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы, может быть, привыкли думать.

Анкета для родителей Вопросы Ответы.

Как Вы думаете, насколько серьезно увлечение (вид творчества) Вашего ребенка?

Играет ли данный вид творчества важную роль в формировании личности Вашего ребенка?

Какие личностные качества формирует выбранный Вашим ребенком вид творчества?

Чем поможет данный вид творчества в жизни?

Считаете ли Вы, что совместное творчество способствует укреплению Ваших отношений с ребенком?

Опишите интересные моменты из Вашего творческого взаимодействия с ребенком.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.