12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44574
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Исследовательская работа «Роль причастий в предложении и тексте. (На материале произведений А.Алексина)»

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Роль причастий в предложении и тексте Исследовательская работа Авторы Соломонова Маргарита, Шабан Мария, руководитель Легоцкая В.С., учитель русского языка и литературы

Актуальность Какова роль причастий в речи и тексте, какова ее стилистическая роль - вот круг вопросов, обусловивших актуальность данной проблемы.

Объект исследования Объектом исследования являются произведения А. Алексина

Предмет изучения Предметом изучения являются причастия и причастные обороты в художественных текстах.

Гипотеза Причастия играют значительную роль в тексте и речи, придают высказыванию динамизм, выразительность, помогают экономно и точно формулировать мысль, преимущественно используются в книжной речи.

Цель исследования Описать стилистическую роль причастий в произведениях А.Алексина.

Задачи 1) Изучить научную литературу о причастии; 2) описать роль причастий в словосочетании и предложении; 3) описать роль причастий в художественном тексте.

Методы исследования Для достижения намеченной цели использовались следующие методы исследования: метод аналитического наблюдения; статистический метод, анкетирование и социологический опрос, языковой анализ произведений А. Алексина.

Материал исследования Всего было зафиксировано 196 языковых единиц За единицу анализа был принят текстовый фрагмент, содержащий причастие или причастный оборот. Минувшая война принесла всем четверым такое горе и такие потери, которые не могли забыться со временем. («Бабочка»). Намерение было дорогим не в смысле потраченной суммы, — дорого было то, что в приобретенной аптеке мама трудилась столько лет, сколько он себя помнил. («Смотри мне в глаза»)

Роль причастий в словосочетании и предложении Причастие указывает только на состояние, и не дает характеристики самому предмету. Прилагательное же, наоборот, характеризует предмет, но не дает информации о его состоянии. И еще помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину... («Бывший друг»). Среди диаграмм, на фанерных щитах, были написаны разные советы, необходимые людям, которые хотят подольше прожить. («В стране вечных каникул»).

Роль причастий в словосочетании и предложении Причастия, перешедшие в прилагательные, могут переходить и в существительные. При субстантивации причастия получают предметное значение, оказываются отнесенными к одному из трех грамматических родов. Однажды утром произошло неожиданное: я вытащил из ящика целых два письма. («А тем временем где-то»). Члены нашего кружка надевали противогазы, выбегали с носилками во двор и оказывали первую помощь «пострадавшим». Я очень любил быть «пострадавшим»: меня заботливо укладывали на носилки и тащили по лестнице на третий этаж, где был санитарный пункт. («В стране вечных каникул»).

Роль причастий в художественном тексте Во многих случаях замена конструкций с причастиями на синонимичные придаточные предложения вообще невозможна. Это касается причастий, употребляемых в переносном значении и по этой причине утративших «глагольность», ставших прилагательными или находящихся в состоянии перехода в прилагательные.

Роль причастий в художественном тексте «Влюблен Босс в меня или проявляет повышенное внимание из деловых соображений?» — эта загадка её терзала». (Ср.: «Влюблен Босс в меня или проявляет внимание, которое повысили, из деловых соображений?» — эта загадка её терзала»).

Роль причастий в художественном тексте «Подчас неожиданные, когда-то казавшиеся смешными, они с годами обретают значительность». В этой фразе автору удалось не только назвать детали человеческой памяти, но и выразить к ним свое отношение: да, их никто не ожидал, да, они вызывают смех, но с годами именно они приобретают особую ценность для нас.

Роль причастий в художественном тексте «На привокзальной площади я увидел те же осенние цветы в жестяных ведрах и те же светло-зеленые машины, подпоясанные черными шашечками». «Отец заранее объяснил, какие нас с мамой встретят на Урале флора и фауна: он был биологом. Но нас встретил лишь низкорослый, неестественно широкоплечий человек, казавшийся квадратом, завернутым в брезентовый плащ с капюшоном. Из капюшона до нас донеслось хриплое сообщение о том, что «машин сколько есть, столько есть, а больше не будет».

Роль причастий в художественном тексте «Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит. И что наши приобретения становятся в тысячу раз дороже, когда превращаются в наши потери или воспоминания. Эта истина казалась мне раньше лежащей на поверхности, а значит, не очень мудрой».

Роль причастий в художественном тексте «Над столом Гуськова висел плакат, нарисованный редакционным художником по личному эскизу хозяина кабинета: остро отточенное перо, как стрела, пущенная амуром, поражало сердце читателя, вызывая в нем любовь к областной молодежной газете, название которой было тушью выведено посреди пера».

К каким выводам мы пришли в ходе исследования? Проведено исследование роли причастия в словосочетании и предложении на материале произведений А.Алексина. Отмечено, что причастие в словосочетании может быть как в роли главного, так и в роли зависимого слова, как члены предложения причастия выступают прежде всего в роли определения. Также зафиксированы случаи утраты причастиями глагольных свойств и перехода в прилагательные и существительные, что также обусловлено синтаксическими связями причастий.

К каким выводам мы пришли в ходе исследования? Определена стилистическая роль причастий в художественном тексте на материале рассказов А.Алексина. Выявлено, что причастия способствуют сжатости речи, передают признак предмета как действия, играют значительную роль в создании развернутых метафор, употребляемые в значении существительных, усиливают торжественность.  Трансформируя устойчивые выражения, расширяя и обогащая их значение, причастия создают яркие образы, выражают авторское отношение к героям и событиям.