12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Штыба Олеся Анатольевна120

Родительское собрание по теме: «Речевые нарушения и организация коррекционной работы на логопункте в ДОУ»

Выполнила учитель-логопед 1 квалификационная категория О.А. Штыба, МБДОУ «Подгорнский детский сад «Берёзка» 2018 год Тема: «Речевые нарушения и организация коррекционной работы на логопункте в ДОУ»

познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе. Цель: РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе.

Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей логопункта; План проведения родительского собрания: Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей логопункта; Причины и характеристика видов речевых нарушений у детей; Содержание логопедической работы; Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей; Правила работы с домашними заданиями; Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»; Формирование графических навыков; Ответы на вопросы.

Что такое ЛОГОпункт?

Целью работы логопункта в образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической и коррекционной помощи детям в возрасте от 5-7 лет. Целью работы логопункта в образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической и коррекционной помощи детям в возрасте от 5-7 лет.

- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в пункте являются: - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; - коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; - своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; - привитие детям навыков коммуникативного общения; - решение задач социального и речевого развития.

Всех детей старшего возраста: 70 человек. Отчет учителя - логопеда о проведении логопедического обследования Всех детей старшего возраста: 70 человек. Обследовано: 55 детей. Отсутствовало- 15 детей. В норме -9 детей. Выявлено из обследованных детей - 45 нуждающихся в логокоррекции. Из них 28 детей зачислено на логопункт.  

Причины речевых нарушений

1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек и т.д.).  2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония и т.д.). 3. Аллергия матери. 4. Перенесенное переливание крови. 5. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности. 6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору. 7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной и др.).  8. Курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков. 9. Короткий промежуток между первой и второй беременностью (менее 1 года). 10. Беременность до достижения 18 лет или после 40 лет. 11. Особые психические нагрузки (семейные проблемы, материальные трудности и т.д.).                                 Внутренние причины речевых нарушений 1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек и т.д.).  2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония и т.д.). 3. Аллергия матери. 4. Перенесенное переливание крови. 5. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности. 6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору. 7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной и др.).  8. Курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков. 9. Короткий промежуток между первой и второй беременностью (менее 1 года). 10. Беременность до достижения 18 лет или после 40 лет. 11. Особые психические нагрузки (семейные проблемы, материальные трудности и т.д.).

1. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств (менингит, энцефалит, полиомиелит). 2. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания. 3. Отсутствие, недостаток или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта ребенка с взрослыми. 4. Различные психические травмы (испуг, перенесенный ребенком в связи с разлукой с близкими людьми). 5. Общая физическая слабость организма, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов ребенка. 6. Неправильные методы воспитания со стороны родителей. 7. Конфликтные взаимоотношения в семье. Внешние причины речевых нарушений 1. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств (менингит, энцефалит, полиомиелит). 2. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания. 3. Отсутствие, недостаток или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта ребенка с взрослыми. 4. Различные психические травмы (испуг, перенесенный ребенком в связи с разлукой с близкими людьми). 5. Общая физическая слабость организма, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов ребенка. 6. Неправильные методы воспитания со стороны родителей. 7. Конфликтные взаимоотношения в семье.

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР. На пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР. нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – НПОЗ. НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

«общее недоразвитие речи»; Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением: «общее недоразвитие речи»; «задержка психического развития»; «заикание».

ФНР – 6 детей; Обследование показало: ФНР – 6 детей; ФФНР -11 детей; ОНР -11 детей.

Виды речевых нарушений

Что такое фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФНР)? ФФНР - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.

один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков У детей, имеющих ФФНР… один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков сложные звуки заменяются простыми наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

формирование произносительных навыков; ПРИ КОРРЕКЦИИ ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении; развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования.

Общим недоразвитие речи -это такая форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы:  фонетика, лексика, грамматика, связная речь. Что такое общие недоразвитие речи (ОНР)? Общим недоразвитие речи -это такая форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы:  фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Фонетические нарушения характеризуются: У детей, имеющих ОНР… Фонетические нарушения характеризуются: отсутствием звуков речи; недифференцированным произношением звуков речи; заменами звуков; нестойким употреблением звуков (заменами) в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются: ОНР –это…. Лексические нарушения характеризуются: бедностью предметного словаря - это проявляется в незвании слов ближнего обихода, частей предметов; ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов; трудностью использования антонимов; недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются: ОНР –это…. Слоговые нарушения характеризуются: перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина); пропуском слогов (пашютист вместо парашютист); добавлением лишних слогов;

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы. ОНР – это нарушение комбинированное ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики. Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Если ребенок имеет более сложные нарушения учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о прохождении ребенком ПМПК.

систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда; Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда; выполнять назначения невролога, психиатра и других мед. специалистов; способствовать развитию двигательной активности ребенка; развивать мелкую моторику рук; способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания посредством детских настольных игр, лото.

Что такое дизартрия? Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (15мин.), 2-3 раза в неделю.

подготовительный, Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: Подготовительный этап Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: - формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; - формирование направленной воздушной струи; - развитие мелкой моторики рук; - развитие фонематического слуха; - отработка опорных звуков.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание Этап постановки звука Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка Этап автоматизации звука Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка

Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации. Этап дифференциации Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

выполнять все рекомендации логопеда; Для успешного исправления речи детей необходимо: выполнять все рекомендации логопеда; получать лечение назначенное неврологом; регулярно посещать логопедические занятия; выполнять домашние задания (выдаются 1 раз в неделю); осуществлять контроль за речью ребенка.

ошибки на письме и при чтении; А ЕСЛИ «ПУСТИТЬ ВСЕ НА САМОТЕК»? Проблемы у ребенка в школе: ошибки на письме и при чтении; снижение самооценки; конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома?

Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий, доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Проговорите звук совместно с ребенком. Как работать со звуками Проговорите звук совместно с ребенком. Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце. Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек. Проговорите речевой материал.

Это совокупность специальных упражнений, Артикуляционная гимнастика Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Основная цель - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Методические рекомендации Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Основные параметры правильного ротового выдоха: Дыхательная гимнастика Основные параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); - выдыхать следует, пока не закончится воздух; - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания «Снежинка» «Снег идёт!» «Ветерок» «Осенние листья» «Лети, бабочка!»

Игры и упражнения для развития фонематического слуха ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» ИГРА «ПЕРВЫЙ ЗВУК» ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК» ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО» ИГРА «ИСПРАВЬ МЕНЯ»

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи «Один и много» «Посчитай-ка (от 1 до 5)» «Чего не стало?» «Назови ласково» «Измени предложение»

Формирование графических навыков у детей

У ребёнка с нарушением речи, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия.

Провести прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: “Дорожки”, “Дождик” и др.; Графические упражнения Провести прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: “Дорожки”, “Дождик” и др.; Провести волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях “Летит бабочка” и др.; Обвести рисунок, составить картинку по точкам-штрихам; Выполнить штриховку фигуры; Раскрасить рисунок; Обвести фигуру петелькой.

Нарисуй прямую линию по частому пунктиру в направлении, указанном стрелкой. Задание 1. Нарисуй прямую линию по частому пунктиру в направлении, указанном стрелкой.

Задание 2. Нарисуй паутину для паучка. Следи за направлениями, указанными стрелками.

Задание 3. Обведи яблоки в направлении, указанном стрелкой.

Задание 4. Обведи вишни в банке, следи за правильным направлением.

Задание 5. Обведи рисунок не отрывая руки в направлении, указанном стрелкой.

Каждый вид транспорта оставил свой след. Повтори его не отрывая руки, проведи карандаш по изгибам дорожек. Задание 6. Каждый вид транспорта оставил свой след. Повтори его не отрывая руки, проведи карандаш по изгибам дорожек.

Задание 7. Выполни штриховку в разных направлениях. Не выходи за контур рисунка.