12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вавилина Елена Александровна87
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Урок «Нарастание противоречий советского общества»

ТЕМА УРОКА: УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СССР К НАЧАЛУ 1980-х гг. Д/З: ПОДГОТОВИТЬСЯ К К/Р ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «СССР 1953-1985» ПО § 28-38 (§5-12)

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В СССР 1960-1980 ГГ. НАРАСТАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАХ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Были ли противоречия (недостатки, проблемы) в развитии советского общества и государства к концу 1970-х годов?

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ): ПОКАЗАТЕЛИ СЕРЕДИНА 1970х СЕРЕДИНА 1980х Прирост национального дохода 7,7% 3,5% Темпы роста производительности труда 6,8% 3% Капиталовложения в жилищное строительство 17,7% 15,1% Экспорт (машины, оборудование) 20% 12,5% Экспорт (нефть, газ) 16,7% 55,4% Рост доходов на душу населения 5,9% 2,1%

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ): пятилетка Темпы роста национального дохода Темпы роста производительности труда 8 (1966 -1970 г) 41% 37% 9 (1971 – 1975 г) 28% 25% 10 (1976-1980 г) 21% 17% От соответствующих показателей США В промышленности – 50% В с/хозяйстве – 20%

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ): Доля физического труда в СССР к началу 1980х Промышленность – 40% Строительство – 60% Сельское хоз-во – 75% Увеличение импорта продовольствия в СССР в 1985 г (ср. с 1970 г) Мясо в 5, 2 раза Рыба в 12,4 раза Масло - растительное в 12, 8 раз, сливочное – в 183, 2 раза Зерно в 13, 8 раза Доля фонда зарплаты в национальном доходе (на 1985 г) СССР – 36,5% США – 64,0% Швейцария – 80,0%

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (война в Афганистане декабрь 1979-февраль 1989 гг): Прошло военную службу 620 тыс. чел. военнослужащих Общие потери 14 453 чел. Пропало без вести (попало в плен) 417 чел. Один день войны 40-й армии 6,0–6,5 млн. рублей С учетом снабжения афганской армии  10–11 млн. рублей Всего (содержание ограниченного контингента войск, снабжение афганской армии, оказание безвозмездной гуманитарной помощи) От 8 до 36 млрд. рублей

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕН НОЙ ЖИЗНИ ЯВЛЕНИЯ (ПРОЦЕССЫ) ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕС КАЯ ПАДЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА КРИЗИС КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВОМ ПРИПИСКИ,ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, ХИЩЕНИЯ, РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА, НЕХВАТКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, КАРТОЧКИ, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ В ПРОИЗВОДСТВО, НИЗКАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛИТИЧЕС КАЯ 1.УСИЛЕНИЕ БЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСАППАРАТА 2. КРИЗИС СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 3. КРИЗИС МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4.НЕСПОСОБНОСТЬ ПАРТАППАРАТА К РЕАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ СИТУАЦИИ ПОДАВЛЕНИЕ ИНАКОМЫ- СЛИЯ, ВЫДВОРЕНИЕ ИЗ СТРАНЫ, ПРОБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НАРОДОВ СССР (ПРИБАЛТИКА, КАВКАЗ, УКРАИНА), ЗАСТОЙ В ПАРТИЙНО- ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ, ГЕРОНТОКРАТИЯ, КЛАНОВОСТЬ, «МАФИЯ» (ДЕЛО МЕДУНОВА, РАШИДОВА, ЧУРБАНОВА)

СОЦИАЛЬНАЯ 1.ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, КОРРУПЦИЯ, ВОРОВСТВО И ПЬЯНСТВО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, СПЕЦРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ПАЙКИ, «ДОСТАТЬ ПО ЗНАКОМСТВУ» ДУХОВНАЯ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2. ДОГМАТИЗМ В ИДЕЙНОЙ СФЕРЕ 3. ИДЕЙНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СТАЛИНИЗМА МАССОВЫЙ СКЕПТИЦИЗМ, АПАТИЯ, ЦИНИЗМ, «САМИЗДАТ», «ТАМИЗДАТ», ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ И «НАРОДНОЙ» КУЛЬТУРЫ, «МАГНИТОФОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»,РАЗОЧАРОВАНИЕ В ИДЕАЛАХ СОЦИАЛИЗМА, АНЕКДОТЫ, ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ НОВОГО ВОЖДЯ (БРЕЖНЕВА) ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1.ПРОВАЛ ПОЛИТИКИ РАЗРЯДКИ 2.ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ «ДОКТРИНА БРЕЖНЕВА», ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ, НЕРАТИФИЦИРОВАН ОСВ-2, «СССР-ИМПЕРИЯ ЗЛА» (РЕЙГАН), НОВЫЙ ВИТОК ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ, РАЗМЕЩЕНИЕ РАКЕТ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ (СС-20, «ПЕРШИНГ», «КРУЗ»), 1983-СОИ, СБИТ ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ «БОИНГ», 1981- «СОЛИДАРНОСТЬ» В ПНР

Задание № 25 март 1953-сентябрь 1964 Основные элементы исторического сочинения: К1 – указание двух событий (явлений, процессов) в рамках выбранного периода- 2 балла К2 – две исторические личности и их роль (конкретные действия в значительной степени повлиявшие на ход и результат событий в указанный период) - 2 балла К3 –две причинно-следственные связи (связь между событиями, при которой одно событие, называемое причиной порождает другое событие, называемое следствием) -2 балла К4 – оценка значения периода для истории России (вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи)– 1 балл К5 – использование исторической терминологии - 1 балл К6 – наличие/отсутствие фактических ошибок - 2 балла К7 – форма изложения –связный текст - 1 балл

Задание № 25 октябрь 1964 – март1985 Основные элементы исторического сочинения: К1 – указание двух событий (явлений, процессов) в рамках выбранного периода- 2 балла К2 – две исторические личности и их роль (конкретные действия в значительной степени повлиявшие на ход и результат событий в указанный период) - 2 балла К3 –две причинно-следственные связи (связь между событиями, при которой одно событие, называемое причиной порождает другое событие, называемое следствием) -2 балла К4 – оценка значения периода для истории России (вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи) – 1 балл К5 – использование исторической терминологии - 1 балл К6 – наличие/отсутствие фактических ошибок - 2 балла К7 – форма изложения – связный текст - 1 балл

Задание № 24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внешнеполитический курс советского руководства в 1960-1970-х гг. был основан на принципах сотрудничества с капиталистическими странами». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)…. 2) ….. Аргументы в опровержение: 1)….. 2) ……

Ответы на тесты: 1.с 2.с 3.а 4.д 5.а 6.д 7.а 8.б 9.а 10.а 11.а 12.а 13.а 14.а