12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порошина Ольга Анатольевна16655
Более 20 лет работаю учителем-логопедом, педагог дополнительного образования
Россия, Тамбовская обл.

Презентация «Проектно – исследовательский метод на логопедических занятиях у младших школьников»

Проектно – исследовательский метод на логопедических занятиях у младших школьников Подготовила : учитель – логопед Порошина О.А филиал №1 МБОУ «Первомайская СОШ» в п.Заводском

Введение в тему Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Метод позволяет не только запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике

Главная цель применения метода повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.

Задачи раскрыть цели и этапы метода проекта на практическом материале; показать эффективность метода в формировании коммуникативной функции речи и, как фактор повышения коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с ЗПР.

Формирование информационной компетенции Большой объём информации дети с ЗПР, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции.

А именно, как научить 1. поиску информации; 2. извлекать необходимую информацию; 3. выделять главное; 4. находить связи; 5. усваивать информацию в виде новых знаний.

Этапы проектной деятельности 1. Оргмомент: знакомство со спецификой аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, фотографыпроектной деятельности; деление на группы (, испытатели). Аналитики и испытатели – более сильные группы. 2. Формулирование темы и целей. Например: тема: «Создание книги правильного произношения». Цель: помочь другим детям преодолеть недостатки речи. 3. Подготовительный. Составляется общий план. Распределяются дети на группы. «Мозговой штурм». Особая роль у детей-аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей. Результаты «мозгового штурма» должны совпасть с выбором запланированным учителем.

Этапы проектной деятельности 4. Собственно проект: идет работа в группах. Роль детей (экспериментаторы, испытатели, иллюстраторы, аналитики). Испытатели и экспериментаторы проводят презентацию книги. 5. Практическое применение проекта: работают испытатели. 6. Самоанализ: анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности. 7. Итоги всей работы в целом.

Условия применения метода проектов Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского, творческого поиска и применение интегрированных знаний. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная). Применение исследовательских творческих методов при проектировании (сбор информации, использование практических знаний детей и знания теории). Структурирование этапов выполнения проекта. Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора (одни учащиеся – фотографии, другие – рисунки, третьи – составляют правила, четвертые делятся личным опытом, пятые добывает интересные факты из жизни великих людей).

Номинации проектов Проект-открытие, проект-удивление (проект-сюрприз), проект-уникальность, забавный проект, проект-размышление, проект-полет фантазии, проект-эрудиция, проект-гармония, проект-исследование, проект-проблема, проект-обозрение, универсальный проект, проект-панорама, проект-творчество, мини-проект, глобальный проект, проект «свободный выбор».

Виды презентаций проектов Доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, стендовая презентация, концерт, видеофильм, реклама, заочная экскурсия, спектакль, театрализованное представление, демонстрация электронных проектов.

Роль учителя В проектной деятельности учитель – это помощник, он обеспечивает деятельность школьника: - консультирует; - мотивирует; - помогает; - наблюдает.

Роль ученика Зависит от этапа проекта: - выбор (принятие решения) - выстраивает систему взаимоотношений с людьми; - оценивает свой продукт и чужой.

Особенности проектной деятельности в начальной школе 1. Сформированность у учащихся коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: - умение спрашивать; - умение управлять голосом; - умение выражать свою точку зрения; - умение договариваться. 2. Развитие мышления учащихся, интеллектуальная зрелость: - развитие аналитико-синт.действий; - сформированность алгоритма сравнительного анализа; - умение выделять главное; - выделение общего способа действия; - перенос общего способа действия на другие учебные задания. 3. Опыт развернутой содержательной дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности: - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; - обоснованно и доброжелательно оценивать результат; - выделять недостатки; - вносить конструктивные замечания, пожелания.

Работа над проектом «Альбом правильного произношения» Идея: помочь детям, исправляющим речевые нарушения правильно организовать работу над речью. Цель: создание пособия по коррекции нарушений произношения (для детей, исправляющих речь и их родителей). Тип проекта: долгосрочный, коллективный, информационно-исследовательский.

Тема: написать «Альбом по развитию речи «Говорим правильно» Тема: написать «Альбом по развитию речи «Говорим правильно» Собственно проект: «Альбом по развитию речи «Говорим правильно» состоит из следующих частей: оглавление, предисловие, правила правильной речи, памятки по работе над речью, артикуляционная гимнастика, комментарии логопеда, фоторепортаж о наших логопедических занятиях, личные истории детей, рисунки детей (мой учитель-логопед), высказывания великих людей о речи, история исправления речи великого греческого оратора Демосфена, заключение, выводы по проекту.

Ценность проекта для детей, имеющих нарушения речи - это особый творческий проект, т.к. его выполняли дети с речевыми нарушениями; - дети приобрели опыт участия в коллективном творчестве; - каждый участник проекта смог проявить свои способности; - проект способствовал развитию коммуникативной функции речи у детей с речевыми нарушениями; - была собрана интересная и полезная информация; - проектная работа может использоваться как методическое пособие по исправлению речи для детей и их родителей; - у детей вырос интерес к логопедическим занятиям.

Выводы по проекту - учитель-логопед должен обязательно использовать в своей работе проектную деятельность, так как она способствует развитию коммуникативной функции речи у детей, повышает интерес к занятиям; - нужно тщательно отбирать виды проектов, чтобы они были возможны для выполнения с детьми, имеющими нарушения речи.

Результаты использования метода проектов на логопедических занятиях у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, стремление логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, у некоторых – повысилась самооценка.