12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна1010
Россия, Амурская обл., с.Ивановка

Презентация Сергей Есенин «Собаке Качалова»

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин

 По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.

Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной: фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.

Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.

Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным деталям, упрощает язык произведения. «Норовит», «потрогать»,  «по-собачьи», «приятцей», «пьяный друг», «лезешь целоваться»— третья и четвёртая строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником

Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? В данном столбике стихотворения присутствует экспрессивная лирика, усиливающая выразительность речи, лексика, выражающая эмоции, чувства. Автор задает вопрос, ожидает услышать ответ, но это всего лишь риторический вопрос.

С целью придания тексту большей образности и выразительности автор использует многочисленные эпитеты: «тихая, бесшумная погода»; «хозяин мил и знаменит»; «доверчивая приятца»; «безмолвны и грустны». Яркие метафоры придают своеобразное движение тексту, помогают нам образно создать объем стихотворению: «она придет, даю тебе поруку»; «лизни ей нежно руку»; «Дай Джим, на счастье лапу мне» — это выражение повторяется несколько раз, потому как данная стилистическая фигура является чем-то важным для нашего автора.

Плавный переход к тематике любви – загадочный и несмелый. До сих пор неясно, кому посвящена последняя строфа. Автор просит Джима лизнуть руку женщине, которая обязательно должна явиться. Он ощущает вину перед ней. Этот тайный женский образ может быть его женой – С. Толстой или подругой – Г. Бениславской, не исключено, что лирическая героиня известна только сокровищнице сердца поэта. Однозначно лишь то, как тепло Есенин относится к загадочной возлюбленной, желая забрать ее грусть.