12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44750
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Презентация «Ключевые образы России от Петра до декабристов»

Ключевые образы России от Петра до декабристов К урокам литературы и МХК Подготовила Легоцкая В.С.

Аллегорическое изображение Петра I и России Гравюра представляет Петра просветителем — император дарует аллегорической фигуре России науку и искусства: на столе лежат картографические инструменты, рядом — два глобуса, на ступенях — книга по астрономии. Россия с благодарностью принимает дары, а с облака на благостную картину смотрят Истина и Вера. За окном — символы правления Петра: Петербург и корабль. Гравюра Фредерика Оттенса. 1724–1725 годы

«Полтавская баталия». Картина Луи Каравака. 1718 год Французский живописец Луи Каравак выбрал для сюжета последние минуты сражения: шведская армия разгромлена и панически бежит по направлению к лесу.

Картина Франца Рисса. Середина XIX века  М.В. Ломоносов, сумел воспользоваться плодами реформ 18 века: поступил в университет при Академии наук, учился за границей, а при Елизавете получил и должность при Академии, где мог проводить естественно-научные опыты, писать теоретические труды по физике, минералогии и химии, обучать студентов, составлять географические атласы. Он же, продолжая дело Тредиаковского, сформулировал новые законы русского стихосложения и стал писать оды для императрицы. Эта универсальность Ломоносова отражена и на картине.

«Шествие Екатерины II по Петергофской дороге в день дворцового переворота 28 июня 1762 года». Картина неизвестного художника по оригиналу Иоахима Кестнера. Конец XVIII — первая треть XIX века

«Шествие Екатерины II по Петергофской дороге в день дворцового переворота 28 июня 1762 года» Накануне своих именин 1762 года император Петр III прибыл из императорской резиденции в Петергоф, где его должна была встречать супруга. Однако к тому времени Екатерина в сопровождении своего фаворита Алексея Орлова уже отправилась в столицу и была готова к перевороту. Сначала на верность ей присягнула недовольная Петром гвардия, затем — Синод и Сенат. Петр III был арестован, подпи­сал отречение, а через некоторое время при неясных обстоятельствах умер. Началась эпоха Екатерины II.

Картина Дмитрия Левицкого.  1783 год «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» Портрет работы Левицкого — официальное представление могущества и мудрости императрицы. Каждая деталь прославляет Екате­рину и передает ей чаяния просвещенного дворянства: на алтаре у статуи Фемиды написано «Для общего блага», на ее постаменте — профиль Солона как символ справедливости и законности. У ног императрицы — орел на своде законов, а вдали, за окном, — корабль под Андреевским флагом.

«Путешествие Екатерины II по России в 1787 году. Аллегория» Картина неизвестного художника по оригиналу Фердинанда де Мейса. Конец XVIII века

«Путешествие Екатерины II по России в 1787 году. Аллегория» Результаты «Греческого проекта» Екатерины — покорение южных земель и Тавриды — были обставлены торжественно: Крым представлялся «млеком и медом точащим» царством и связующим звеном современности с античными идеалами. На картине Екатерина одета античной богиней со скипетром и факелом в руках, императрицу встречают коленопреклоненные счастливые поданные, колесницей правят гении, над квадригой парит трубящая Слава, а с небес на процессию взирает Петр I.

«Наполеонъ съ С[атаной] послѣ созженiя Москвы» Лубок Ивана Иванова. Первая половина XIX века

«Наполеонъ съ С[атаной] послѣ созженiя Москвы» Лубок Ивана Иванова. Первая половина XIX века Все треснули теперь предположенны планы; Все угрожают мне, мной покоренны страны; Все взяло ход иной — все стало изменять; Тиранить все меня, — пропал я, — что начать? На лубочной картинке Наполеон жалуется Сатане на свои неудачи: за ним дым и пламя, у его ног — кости павших и кирасирская каска. В 1812–1814 годах Наполеона часто изображают в нелепом, карикатурном виде, высмеивают его и в агитационных «афишках» Ростопчина, и в басне Крылова «Волк на псарне».

«А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» Картина Ильи Репина. 1911 год

«А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» Картина Ильи Репина. 1911 год Репин писал картину к столетию открытия Лицея. Его Пушкин — самый яркий образ эпохи: молодой поэт уверенно декламирует «Воспоминания о Царском Селе», пожилой Державин словно не верит своим ушам и привстает с места, чтобы не упустить ни слова. Поколение XVIII века, представленное Державиным, здесь символически преклоняется перед новым — молодым Пушкиным и его XIX веком.

«На Сенатской площади, 14 декабря 1825 года» Акварель Карла Кольмана. 1825–1826 годы

«На Сенатской площади, 14 декабря 1825 года» Акварель Карла Кольмана. 1825–1826 годы Карл Кольман был очевидцем событий на Сенатской площади. На его рисунке изображен последний этап неудавшегося восстания. На заднем плане, за памятником Петру, — декабристы, на переднем — конногвардейцы, готовые подавить бунт, и офицеры, отдающие приказ стрелять картечью по восставшим.