12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букин Станислав Борисович2114
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Педагогическое общение и мотивация учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО

Педагогическое общение и мотивация учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО

«Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей» А. Адлер

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев)

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале

«Эффект Пигмалиона» Если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся - оно и в самом деле происходит

Эффективное и неэффективное поощрение Эффективное поощрение Неэффективное поощрение 1. Осуществляется постоянно 1. Осуществляется от случая к случаю 2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения 2. Делается в общих чертах 3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося 3. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося

4. Учитель поощряет достижение определенных результатов 4. Учитель отмечает участие в работе вообще 5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость 6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование 7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других

8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся 9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь 9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств 10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения 10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т. д.

11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося 11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя 12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено 12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы

Суть эффекта Пигмалиона в том, что как только ученик был раньше времени "помечен" задирой, неучем, шансы на то, что ваши негативные ожидания оправдаются, неимоверно возрастают. В таком случае этот эффект будет работать против ученика. С другой стороны, вы можете "пометить" учащегося как хорошего школьника, коммуникабельного, трудоспособного. Тем самым вы увеличите его шансы на то, что он таким и будет. Учителя гораздо чаще добиваются от учеников того, чего от них ожидают!

Принцип работы эффекта Пигмалиона 1. Учитель формирует ожидания 2. Опираясь на эти ожидания, учитель влияет на ребенка соответствующим образом 3. Поведение педагога говорит каждому ученику, что от него ожидают 4. Если это поведение довольно ярко выражено (пускай даже незаметно), оно, как правило, формирует поведение учащихся и их достижения 5. Со временем поведение ученика все более будет соответствовать тому, чего от него ожидают

Педагог действует согласно ожиданиям Различные ожидания обычно приводят к различным видам влияния. Выделяются их 4 вида. КЛИМАТ: невербальное, социоэмоциональное влияние (улыбка, кивки, контакт глаз). ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: похвала, критика, оценка. ПЕРЕДАЧА: учитель учит, как правило, больше тех, от кого большего ожидает. ПОЛУЧЕНИЕ: учитель предоставляет, как правило, больше возможностей проявить себя тем, от кого большего ожидает.

Лишь учитель, который осознает действие этих факторов на его деятельность, может позитивно ими воспользоваться Даже если педагог не считает, что данный ребенок способен на большее, он может, по крайней мере действовать так, как если бы он имел такие повышенные ожидания. Кто знает, может, учитель сможет убедить в своих ожиданиях ученика, а потом и самого себя