12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбачёва Марина Юрьевна164579
Учитель русского языка и литературы. Высшая категория. В школе работаю 40 лет
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Задание 13. Практикум

Автор работы: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 154 г. Екатеринбург Марина Юрьевна Горбачёва Готовимся к ОГЭ по русскому языку . Задание 13 .Практикум .

Формулировка задания: среди предложений 38-45 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. Формулировка задания: среди предложений 38-45 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (38)Снег таял на лице, смешивался со слезами, (39)Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая старушка, брошенная всеми и забытая там, в скучном Заборье, (40)«Поздно! (41)Видимо, маму я уже не увижу», - сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама» и что бесконечно давно не слышала родного голоса, (42)Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо, (43)«Что ж это, мама? (44)Что? - думала она, ничего не видя, - (45)Мама!» Правильный ответ: 41.

Что должен знать ученик, выполняя задание: наиболее часто в этом задании нужно определить вид соподчинения придаточных предложений главному, следовательно, необходимо знать, что такое последовательное, однородное, параллельное соподчинение.

ВЫПОЛНИМ ВМЕСТЕ.

Задание № 1. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу. (2) Это произошло так. (3)В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда ещё издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. (4)Вместо неё у детской кроватки — нового предмета в маленьком доме Лонгрена - стояла взволнованная соседка.

Задание № 2. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. (2)Он стал работать. (З)Скоро в городских магазинах появились его игрушки — искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов - словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. (4)Этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии.

Задание № 3. Среди предложений 1-А найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море, и Каперну покрывалами воздушного золота. (2)Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, (3)Он подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, как горизонт наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далёкому утешению. (4)Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлётов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, - так силён был его ровный пробег, - давали измученной душе Лонгрена ту притуплённость, оглушённость, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.

Задание № 4. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Молча, до своих последних слов, посланных вдогонку Меннерсу, Лонгрен стоял; стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу — большее, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали. (2)Если бы он кричал, если бы выражал жестами или суетливостью злорадство, рыбаки поняли бы его, но он поступил иначе, чем поступали они - поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. (З)Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда.

Задание № 5. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Это случалось не часто, хотя Лисе лежал всего в четырех верстах от Капер- ны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать детей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но всё-таки не мешает иметь в виду. (2)Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем, цветами и тишиной и когда впечатлительности Ассоль не грозили фантомы воображения, Лонгрен отпускал её в город. (3)Однажды, в середине такого путешествия к городу, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. (4)3акусывая, она перебирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью.

Задание № 6. Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Только что капитан приготовился смиренно ответить, что он пошутил и что готов показать слона, как вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом к середине ручья, и, как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз. (2) Мгновенно изменился масштаб видимого: ручей казался девочке огромной рекой, а яхта - далеким, большим судном, к которому, едва не падая в воду, испуганная и оторопевшая, протягивала она руки. (3)«Капитан испугался», - подумала она и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьет к берегу. (4)Поспешно таща не тяжёлую, но мешающую корзинку, Ассоль твердила: — «Ах, Господи! Ведь случись же...» - (5) Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

Задание № 7. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)«3дравствуй, Ассоль! - скажет он. - (2) Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. (3)Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. (4)У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». (5)Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом. - (6)Это все мне? - тихо спросила девочка. (7)Её серьёзные глаза, повеселев, просияли доверием. (8)Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. - (9)Может быть, он уже пришёл... тот корабль?

Задание № 8. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Но страстная, почти религиозная привязанность к своему странному ребёнку была, надо полагать, единственным клапаном тех её склонностей, захлороформированных воспитанием и судьбой, которые уже не живут, но смутно бродят, оставляя волю бездейственной. (2)3натная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя. (З)Она болезненно чувствовала прекрасную обособленность сына, когда она прижимала мальчика к груди и когда грусть, любовь и стеснение наполняли её сердце. (4) Так облачный эффект, причудливо построенный солнечными лучами, проникает в симметрическую обстановку казённого здания, лишая её банальных достоинств; глаз видит и не узнает помещения: таинственные оттенки света среди убожества творят ослепительную гармонию.

Задание № 9. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; что он мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается. (2)Его отец некоторое время боролся с этим, но уступил - не принципу, а желанию жены. (3)Он ограничился удалением из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудноискоренимые. (4)В общем, он был всепоглощённо занят бесчисленными фамильными процессами, начало которых терялось в эпохе возникновения бумажных фабрик, а конец - в смерти всех кляузников. (5)Кроме того, государственные дела, дела поместий, диктант мемуаров, выезды парадных охот, чтение газет и сложная переписка держали его в некотором внутреннем отдалении от семьи; сына он видел так редко, что иногда забывал, сколько ему лет.

Задание № 10. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Между тем внушительный диалог приходил на ум капитану всё реже и реже, так как Грэй шел к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. (2)Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и что неумение заменялось привычкой. (3)Случалось, что петлёй якорной цепи его сшибало с ног, ударяя о палубу, и тогда вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. (4)Он молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань, до тех пор пока не стал в новой сфере «своим», но с этого времени неизменно отвечал боксом на всякое оскорбление.

Задание № 11. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Ассоль росла без подруг. (2)Два-три десятка детей её возраста, которые жили в Капер не, пропитанной грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, вычеркнули раз - навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. (3)К тому же замкнутый образ жизни Лонгрена освободил теперь истерический язык сплетни. (4) Про матроса говаривали, что он где- то кого-то убил, оттого, мол, его больше не берут служить на суда, а сам он мрачен и нелюдим, потому что «терзается угрызениями преступной совести». (5)Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец делал фальшивые деньги. (6)Одна за другой наивные её попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения.

Задание № 12. Среди предложений 1—4 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Когда дух исследования заставил Грэя проникнуть в библиотеку, его поразил пыльный свет, вся сила и особенность которого заключалась в цветном узоре верхней части оконных стекол. (2)Шкапы были плотно набиты книгами, так что они казались стенами, которые заключали жизнь в самой толще своей. (3)В отражениях шкапных стёкол виднелись другие шкапы, покрытые бесцветно блестящими пятнами. (4)Огромный глобус, который стоял на круглом столе и был заключён в медный сферический крест экватор, привлёк внимание Грэя.

Задание № 13. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Когда он обернулся к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, на которой был изображён корабль, вздымающийся на гребень морского вала. (2)Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. (3)Поза этого человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать, что его внимание крайне напряжено. (4)Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину, которая овладела его воображением, так что оно постоянно рисовало картины морской стихии. (5)Картина стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя и без которого сложно осознать свое предназначение в жизни. (6)Грэй решительно захотел стать капитаном.

Задание № 14. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег, на котором располагалась Каперна. (2)Когда подплывали совсем близко, Грэй слышал собачий лай, что доносился с суши. (3)Огни деревни напоминали печную дверцу, которая прогорела дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь. (4)Направо был океан, такой явственный, как будто ощущалось присутствие спящего человека и как будто он был совсем рядом.

Задание № 15. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений. (1)В одно из своих еженедельных посещений игрушечной лавки Ассоль вернулась домой расстроенная. (2)Когда она вошла, то была так огорчена, что сразу не могла говорить. (З)Свои товары девушка принесла обратно. (4)Лишь после того, как по встревоженному лицу отца Ассоль увидела, что он ожидает чего-то значительно худшего действительности, начала рассказывать о случившемся.(5)При этом она водила пальцем по стеклу окна, у которого стояла, рассеянно наблюдая море. (6)Оказывается, хозяин игрушечной лавки начал в этот раз с того, что открыл счетную книгу и показал ей, сколько за ними долга. (7)Она содрогнулась, увидев внушительное трехзначное число. 

Ответы: 1 3 3 2 2 1 5 3 1 2 5 1 4 3 4 6

Литература. Егораева Г.Т. ОГЭ-2017, Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Сборник экзаменационных тестов. М: Издательство «Экзамен», 2017. Драбкина С.В . Основной государственный экзамен. Русский язык. 9 класс. Комплекс материалов для подготовки учащихся – Москва: Интеллект – центр, 2016