12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Октябрина361
Россия, Тамбов

Презентация «Детская журналистика»

«Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад «солнышко» учитель-логопед Кадулина А.В.

Журналистика для детей в России берет свое начало от журнала просветителя Николая Ивановича Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал еженедельно выходил как приложение к «Московским ведомостям» в 1785-1789 гг. После своего закрытия в 1789 г. «Детское чтение» неоднократно переиздавалось в сборниках.

Февральская и Октябрьская революции породили изменения во всех сферах общественной жизни. Коммунисты видели в детской журналистике и детской литературе мощное орудие пропаганды, стремились с самого юного возраста взять воспитание ребенка под общественный и идеологический контроль. Девятнадцатый век – время, когда появилась так называемая «культура детства». Поначалу российские детские журналы представляли собой литературно-художественные издания, возрастные рамки которых были достаточно широкими (от 4 до 18 лет), не различались журналы для девочек и мальчиков. Материалы в них часто не отличались простотой языка, страницы были бедны иллюстрациями, а назидательный тон повествования не мог заинтересовать ребенка.

Советская детская периодика дала лучшие образцы журналов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Костер», «Чиж» и «Ёж». Несмотря на колоссальную идеологизированность изданий, их качественный характер, уровень публикаций, иллюстраций был весьма высок. «Поучать развлекая» избрали своим девизом многие писатели того времени. Акцент в публикациях ставился на отрицание индивидуальности, коллективное воспитание, детям разъясняли благие цели внутренней и внешней политики советского государства.

  Основная цель всех детских журналов - развивать маленькую личность. Из журналов дети узнают много интересного о природе, истории родного города, страны. Журнал учит ребенка творить: рисовать, вырезать, склеивать. В них часто содержатся задания, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и других важных качеств, необходимых малышу для занятий в детском саду и в будущем успешного обучения в школе. Задания предлагаются в занимательной форме: например, хорошо знакомые ребенку герои попадают в беду, чтобы их спасти, малыш должен разгадать ребусы, загадки, головоломки и прочее.

Журналы различаются:         по тематике: о природе; построенные по мотивам известных детских мультфильмов и сказок; для мальчиков и для девочек;          по содержанию: журналы-раскраски, наклейки, детские кроссворды и головоломки, комиксы и отрывки из художественных произведений, развивающие задания, прочие «развлекалочки»;          по оформлению: журналы бывают черно-белые, например, раскраски, а также красочные с большим количеством цветных картинок и минимальным содержанием текста, и, наоборот, с длинными рассказами, не отличающиеся изобилием картинок.

Не надо оставлять журнал на самостоятельное изучение ребенка, даже если он умеет читать:         -познавательные истории, а также рассказы, написанные для детей старшего дошкольного возраста, после чтения следует обсуждать. В некоторых журналах могут быть вопросы к тексту, на них обязательно нужно ответить;         - если ребенок читает самостоятельно, то надо подобрать для него небольшие тексты, напечатанные крупными буквами. Не следует дошкольникам давать читать комиксы с надписями мелким шрифтом - это утомляет глаза. Не оставляйте его читать одного: дошколенку обязательно нужен слушатель;         - головоломки, ребусы и прочие развивающие задания большие дети могут выполнять самостоятельно. Новые упражнения нужно объяснить, помочь с их выполнением, а если они вызывают затруднения, то сделать их вместе. Маленьким детям постоянно требуется присутствие взрослого. Без него они не смогут понять, что следует сделать, а также не смогут проконтролировать правильность выполнения. Кроме того, им просто требуется внимание и одобрение взрослого.         - все выполняемые ребенком задания должны обязательно проговариваться вслух: это развивает логическое мышление, а также активизирует словарный запас;         - некоторые рубрики, посвященные изучению иностранных языков, чтению рассказов, изготовлению самоделок, необходимо читать и изучать только со взрослыми.

Детские журналы для дошкольников «Филя» Все того же Издательского Дома "Веселые картинки". Это небольшое по объему ежемесячное издание о природе для детей 3 – 7 лет. Много крупных иллюстраций, загадки, ребусы и короткие тексты. Но их вполне достаточно, чтобы удовлетворить любопытство маленьких читателей. «Тошка и компания» Это "веселый журнал о животных" для детей. В нем много иллюстраций, причем не только рисованных, есть в "Тошке" и фотографии. Короткие тексты. В издании много загадок, логических заданий, ребусов.. Публикуются в "Тошке" и рисунки, которые присылают в своих письмах читатели. Ссылка http://www.egmont.ru/magazines/toshka-i-kompaniya/

1-3 ГОДА «Раннее развитие. Первые шаги» Принципиально новый вид издания – журнал-картонка. В основе каждого выпуска – серьезная методическая разработка по одному из направлений раннего развития. Тексты даны как примерный диалог родителя с ребенком, что создает хорошие условия для самовыражения и активизации речи. Ссылка https://delpress.ru/журнал/Раннее_развитие_Первые_шаги 1-3 ГОДА «Для самых-самых маленьких» Единственный в России журнал, рекомендованный Министерством образования РФ в качестве пособия для развития детей раннего возраста. Победитель в номинации "Лучший детский журнал". Знакомство с окружающим миром. Беседы по сюжетным картинкам, развитие речи, эмоций и чувств. Дидактические игры. https://www.sfera-podpiska.ru

«Журнал сказок» В каждом его номер публикуется всего одна сказка. Интересная и, главное, поучительная. А после того, как вы вместе с малышом ее прочтете, он непременно захочет вырезать и склеить из предложенных схем какую-то сценку или предмет, о котором шла речь в сказке. Только не забудьте поставить перед ребенком условие: мастерить будем только после того, как прочтем сказку и вспомним, о чем в ней говорилось. Ссылка http://zhurnalskazok.narod.ru «Песочница» Журнал дидактических игр на плотном картоне. Ведущая деятельность этого возраста – игра. Основная педагогическая задача – развитие ощущения и восприятия. 5-7 ЛЕТ «Карапуз» Каждый выпуск посвящен конкретной теме - обученю чтению и счету, подготовке руки к письму, развитию внимания, памяти, мышления, речи. https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/rubric/4171985/

Журнал «Мастерилка» Забавные игрушки, поделки из бумаги и пластилина, природного материала, коробок, проволки и веревочек - все это ребенок сделает своими руками и будет играть, дарить, создавать уют в доме. Кроме конкретной пользы и трудовых навыков, журнал развивает фантазию и творческое мышлениек, трудолюбие, терпение и усидчивость. Ссылка https://www.labirint.ru/series/5423/ 3-5 ЛЕТ "Воробышек" Приоритетные задачи - развитие речи, общения, интереса к грамоте и счету. Ссылка https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/rubric/4171995

Детская «журналистика» формирует у детей способности комфортно чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, легко вступать в диалог, с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательным к слушателям и доброжелательны к собеседникам и в совершенстве овладеть вербальными средствами общения- одним словом быть умными, добрыми, интеллигентным, и коммуникабельным.

Цели , которые педагог ставит перед собой на занятиях по журналистики: развитие у дошкольников осознанного отношения к оценки речевого поступка; развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания; использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.

Задачи, которые педагог решает на занятиях по журналистике: учить дошкольников видеть в слове не только средство общения, но и орудие способное влиять на собеседника как положительно так и негативно; способствовать разрушению психологического барьера возникающего при общение ребенка с собеседниками в разных речевых ситуациях; познакомить дошкольников с наиболее употребляемыми ( для данного возраста) устными речевыми жанрами; совершенствовать невербальные средства общения.

Методы, приемы и организация занятий Занятия проводятся еженедельно 25-30 минут. Важным условием является визуальный контакт, поэтому занятия проводятся в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы видеть друг друга. Наши занятия –это общение педагога детьми, во время которого дошкольников , познают новое в свободной непринуждённой беседе, в игре. Воспитатель собеседник детей, который помогает им раскрепоститься, делится своими мыслями, знаниями, прислушивается к мнению детей, советует , что сказать в той или иной речевой ситуации, радуется успехам вмести с детьми, огорчается, если что-то у них не получается.

В дошкольном возрасте игра – является ведущей деятельностью, а общение становиться частью ее и условием. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное новообразование. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Развивается произвольность поведения. Развивается умственные действия.

В соответствие с целями и задачами выделяется основные направления работы: нравственный аспект речевого поведения; речевой этикет в разных ситуациях общения; средства выразительности устной речи; культура слушателя; невербальные средства общения.

Речевой этикет Техника речи Общение Блоки работы на занятиях по журналистике

На каждом занятии мы проводим речевую разминку, которая включает ряд упражнений: -дыхательные; -артикуляционные; -фонетические; -дикционные. Техника речи

Речевой этикет Игра упражнение «Пожалуйста» Цель: Игра упражнение вырабатывает навык употребления волшебных слов. Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово пожалуйста.  Игра «До свидания» Дети делятся на две команды и встают друг напротив друга. Участник одной команды со словами прощания передает мяч ребенку, стоящему напротив. Тот отвечает и передает мяч стоящему рядом с ним игроку, который снова говорит слово прощания и отдает мяч участнику другой команды, стоящему напротив. За каждое правильное слово команда получает лепесток. В конце игры команда составляет прощальный цветок. 

Примеры сюжетно-ролевых игр: «Интервью литературного героя», «Выступление на собрании сказочных героев», «Защити Золушку от мачехи», «Проведи интервью с месяцами» (по сказке С. Маршака «12 месяцев»). Побеседовать с людьми разных профессий, взять у них интервью.    Общение

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление.  «Узнай по описанию» «Кому, что нужно?» «Глаз алмаз» «Как было»

Моделирование как наиболее эффективный прием развития диалогической речи Замена вербальных абстрактных образов зрительными - значительно облегчат обучение. Для этого надо подготовить карты-схемы для интервью.

Карты-схемы для интервью

Юных журналистов

В рамках проекта «Читающий детский сад» в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» был создан клуб «Юные журналисты», где дети могут попробовать себя в роли профессии журналист ( сочинять статьи, зарисовывать репортажи, брать интервью у сверстников и взрослых). Специальное речевое воспитание ребенка посредством журналистики позволяет овладеть речью на более высоком уровне.