12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букин Станислав Борисович2115
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Методологическая культура учителя

Методологическая культура учителя

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее: 1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса. 2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач. 3. Методическая рефлексия.

Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип. Для выработки нового принципа нужно определить следующие компоненты: 1. Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием. 2. Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие. 3. Возрастные особенности учащихся. 4. Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций. 5. Предмет, являющийся объектом изучения. 6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.

Кроме знаний и умений к методологической культуре относится следующее. 1. Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности. 2. Стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии. 3. Критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания. 4. Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания. 5. Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания. 6. Понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии»

Выделяются следующие уровни методологической культуры педагога: 1. Накопление знаний. 2. Использование знаний. 3. Создание знаний, т. е. творчество.

Первая ступень педагогической методологии Уровень однозначной детерминации. 1. Характеризуется как «механистическое мировоззрение». 2. Необходим для исследования педагогических явлений. 3. Необходим для применения на практике передовых новаторских идей педагогической науки, где на первых порах и нужен механистический подход, т. е. механицизм, механический перевод новой идеи, теории, принципа (педагогического или философского) в познавательную и практическую деятельность. 4. Важно учитывать принцип научности. Низшим уровнем методологической культуры является способность педагога в использовании в качестве методологической установки какого-либо одного принципа, одной идеи, детерминирующей познавательную и практическую деятельность, так как уровень однозначной детерминации предполагает минимальные методологические способности. Такое применение дает возможность получить результат практической педагогической деятельности

Уровень однозначной детерминации состоит из следующих компонентов: 1. Знания. 2. Умения. 3. Навыки.

Вторая ступень педагогической методологии Диалектический уровень Данный уровень методологической культуры более высокий, который предполагает следующие основные положения и критерии. 1. Умение педагога использовать в своих исследованиях несколько методологических установок. 2. Наличие у педагога дополнительных знаний, умений и навыков в отличие от предыдущего уровня. 3. Наличие нескольких целей деятельности. 4. Знание методик достижения целей.

Уровень целостного, или системного, подхода методологической культуры педагога можно определить следующими характеристиками. 1. Проявляется умение педагога сформировать единство различных методологических установок на основе личных знаний, умений и навыков. 2. Мировоззрение педагога является определяющим в организации его практической и познавательной деятельности, выполняя задачи аналитической характеристики педагогических вопросов. Таким образом, каждый уровень методологической культуры педагога представлен в виде совокупности определенных собственных характеристик. Каждый составляющий элемент методологической культуры педагога регулирует только ему присущую задачу, определяя познавательную и практическую деятельность в целом.

Цели воспитания в контексте культурологического подхода 1. Государственная ценность образования. 2. Общественная ценность образования. 3. Личностная ценность образования.