12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коротких Светлана Николаевна4692
Член Российской Ассоциации ТРИЗ. Преподаватель специальных дисциплин по профессии "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ". Преподаватель групп профессионального обучения лиц с ОВЗ по профессии "Станочник деревообрабатывающих станков".
Россия, Красноярский край, Красноярск

Презентация «Использование элементов ТРИЗ-технологии в практикоориентированном обучении по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»

Использование элементов ТРИЗ - технологии в практико-ориентированном обучении по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»

Виды аналогий: 1. Прямая 2. Символическая 3. Фантастическая 4. Личная

Метод прямой аналогии Суть метода Аналог Решение Попытайтесь отыскать любую похожесть, имеющую элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия Лестница «утиный шаг» Лестница веерная Лестница хребтовая Лестница консольная Лестница модульная Лестница телескопическая

Метод символической аналогии Суть метода Символичное определение объекта Результат   Определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения. Метод заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах, помогает обнаружить «обычное в необычном» и наоборот Бегущая лестница   «Парящая» лестница               Бесконечная лестница

Метод фантастической аналогии Суть метода Идея Результат   Для решения задачи поместите ее в нереальную среду, используйте фантастических героев или антигероев, технику     Крыша на кронах деревьев Крыша из отходов (битого стекла, скорлупы и т.д.) Крыша из соломы в массовых масштабах

Метод личной аналогии Суть метода Аналогия Результат Представьте себя объектом или  элементом задачи, чтобы почувствовать, как объект влияет на свое окружение, а окружающая среда на него                                               Лестница с мягкими ступенями Лестница - «чемоданное настроение» Лестница-библиотека Лестница-горка             Суть метода Аналогия Результат Представьте себя объектом или  элементом задачи, чтобы почувствовать, как объект влияет на свое окружение, а окружающая среда на него Лестница с мягкими ступенями Лестница-библиотека Лестница - «чемоданное настроение» Лестница-горка

Примеры заданий по символической аналогии ва Символическая формулировка (вопрос преподавателя) Объект (вариант ответа обучающегося) бревенчатая коробка, связка бревен сруб связь верха и низа лестница принудительная целостность прочность позвоночник стропильной системы центральный прогон фундамент крыши мауэрлат скелет крыши стропильная система Объект (вопрос преподавателя) Символическая формулировка (вариант ответа обучающегося) окна глаза дома фронтон лоб дома стропила ребра крыши фасад лицо дома гонт целая дробность

Алгоритм применения метода синектики 1. Формулировка проблемы в общем виде 2. Анализ проблемы 3. Генерирование идей решений проблемы 4. Развитие и конкретизация лучшей идеи

Производственная ситуация 1 После сдачи дома, выполненного бригадой малоопытных рабочих, в стенах дома пошли трещины и деформативные изменения. Независимая экспертиза установила, что допущена ошибка при выборе крепления стропил к мауэрлату (не учтена усадка стен дома и крыши). Строительная компания понесла убытки, необходимо разобраться в этой производственной ситуации и решить ее. Решение производственной ситуации с применением алгоритма 1.Неправильное крепление стропил к мауэрлату. 2.Необходимо учесть ряд мер, исключающих влияние осадки здания. В процессе осадки будет меняться геометрия дома. 3.Используя метод прямой аналогии, проследим, как решаются подобные задачи в других системах. Например: - одежда для детей с возможностью регулировать запас на вырост; - ремни - резинки, обладающие способностью растягиваться - салазки. 4. В нашем случае подходит не жесткое, а подвижное крепление элементов конструкции.

Производственная ситуация 2 При возведении крыши заказчик пытается вникать во все процессы, на этапе соединения стропильных ног с мауэрлатом, возник спор - заказчик считает, что запилы необходимо делать в мауэрлате, а не на концах стропил. Как решить сложившуюся ситуацию. Решение производственной ситуации с применением алгоритма 1. Отсутствие понимания у заказчика принципа работы несущих конструкций крыши. 2. Необходимо корректно, грамотно, убедительно и доступно объяснить заказчику, не вдаваясь в сложные профессиональные подробности, что такой вариант недопустим. 3. Придумаем символические формулировки к интересующему нас объекту мауэрлату Варианты символических формулировок - фундамент крыши - распределитель нагрузки - равномерный распределитель - несущий брус - основа основ - первооснова крыши - костяк крыши - база крыши. 4. Так как мауэрлат принимает нагрузку от собственно самой крыши и кровельного «пирога», распределяет ее равномерно по стенам, является фундаментом крыши и несущим элементом, его ни в коем случае нельзя ослаблять, все необходимые врезки и запилы следует выполнять в стропилах. Вывод: при креплении стропил к мауэрлату все необходимые врезки и запилы выполняются на концах стропил, а не в мауэрлате.