12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Епифанова С.Ю.29

Педагогическая гостиная "Опыт, как источник духовно-нравственного воспитания"

МБДОУ детский сад «Ивушка» Педагогическая гостиная «Опыт, как источник духовно-нравственного воспитания» Епифанова С.Ю.-зам.зав. по ВМР г. Бор 2019г

Актуальность темы В соответствии с ФГОС ДО приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из принципов дошкольного образования. В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в единый процесс, основанный на духовно-нравственных и социокультурных ценностях, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества (п.1.6) Кризис современного общества-это кризис личности, семьи, межличностных отношений, межпоколенной трансляции духовно-нравственных ценностей. Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.

Актуальные вопросы Что входит в понятие «нравственный опыт» ? Как можно приобрести нравственный опыт ? Много ли опыта нравственных поступков, поведения получают современные дети сегодня? Истоки нравственного опыта ребенка ?

Проблемы нравственного воспитания дошкольников Демонстрация отрицательного поведения, образа жизни по TV Невнимательное отношение в ДОУ к поступкам детей ? Недостатки нравственного воспитания в семье

Нравственный опыт – это опыт духовной жизни, ценность выборов. Это – опыт индивидуальной “работы с ценностями”, личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он формируется из конкретных ситуаций, но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде: в виде выбора ценностей и правил, выбора между добром и злом.

Опыт отношений Организация упражнения воспитанников в хороших поступках Пример хорошего поступка Опыт совершения поступков Из чего складывается нравственный опыт?

Содержание программ по духовно-нравственному воспитанию реализуется на трех уровнях: Когнитивный компонент: представления, понятия (о доброте, вере, надежде, справедливости, милосердии…) Эмоционально-чувственный: отношение Деятельностный: побуждение к действиям

Формирование нравственных представлений и понятий через: игровую деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игровые упражнения); чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихи); личностное и познавательное общение, этические беседы; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов, видеоматериалов; прослушивание музыкальных произведений; Обозначение своих поступков на панно «Добрых дел»…

Формирование нравственного отношения К другим людям К себе К сверстникам К своей семье К своей стране, природе, обществу

Формирование нравственных действий Участие в экологических акциях Изготовление книжек-малышек Сбор макулатуры Помощь детям младших групп Благотворительные акции Участие в концертах на День Победы, День матери, День защитника Отечества и др. Трудовая деятельность «Неделя добра» Клубный час

"Аллея добрых книг" Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Два жадных медвежонка»(венгр.сказка) Е.Благинина « Посидим в тишине» В.А.Сухомлинский « Петушок-братик, добрый день», « Красивые слова и красивые дела», « Для чего говорят спасибо», « Красивые слова , красивые дела», «Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди –одна семья». Г.К.Паустовский . « Теплый хлеб», Э. Мошковская « Кто самый добрый», Е. Пермяк « Самое страшное» В.Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо».. Г.Остер « Советы непослушным детям» А.Барто «Имя и фамилия» С.Я.Маршак « Рассказ о неизвестном герое» П.Поляков « О послушании» В.Осеева « Своими руками», « Сыновья» Л.Н.Толстой « Лев и собачка» В.Катаев « Цветик-семицветик»

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения. Игра "Мост дружбы"

Игра " Я не должен- я должен" Цель: 1. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. 2. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям. 3. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Игра "фотографии друзей" Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

Игра "Волшебные руки" Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации Цель Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации. Задачи Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть. Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей. Воспитывать моральные и нравственные качества.

Какие можно использовать ситуации для накопления нравственного опыта? Ситуации успеха Ситуации творчества Ситуации эмоционального заражения Авансирования доверием Ситуации свободного выбора Ситуации конфликта

Ситуация свободного выбора При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или». Условия успешного формирования выбора у ребенка-дошкольника. Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…); Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз); Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что)

панно в группах, активизирующие внимание детей на чувствах, эмоциях, поступках сверстников

Семья, как источник духовно-нравственного воспитания Семья Положительный пример нравственного поведения родителей Проявление уважения к старшему поколению Беседы с родителями, чтение худ. литературы Совместные добрые дела Участие всей семьи в общественных мероприятиях Приобщение детей к традициям семьи Привлечение детей к труду дома Совместные увлечения